Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_V_A_Tomsinova2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
12.89 Mб
Скачать
  1. Развод. При браке sine manu существует свобода развода. Расторжение брака может произойти как по взаимному согласию супругов, так и по одностороннему желанию каждого из них. Раз­вод совершается путем словесного заявления в определенной фор­ме (в позднейший период требуется письменное заявление в при­сутствии свидетелей). Со временем, ввиду массового распростра­нения разводов, императоры силятся ограничить свободу разво­дов. Вводится правило, что односторонний развод допустим лишь при наличии строго определенных причин (нарушение верности, преступление). Если же развод произведен при отсутствии таких причин, то на инициатора развода налагаются штраф и иные на­казания. Ограничения развода были усилены христианской цер­ковью, проводившей свою общую политику закрепощения женщин.

  2. Особые формы брака:

а) Конкубинат — длительный союз мужчины и женщины, которые не могут заключить брака в силу различия их социаль­ного положения (например, сенатора с вольноотпущенницей). Кон­кубинат не порождает юридических последствий между его учас­тниками, конкубина не пользуется положением "законной" жены; признается связь детей, рожденных от конкубината, с их отцом,

хотя эти дети и не пользуются правами детей "законных". Хрис­тианская церковь, стремясь сконцентрировать в своих руках мо­нополию заключения браков, боролась против конкубинатов.

б) Браки между перегринами определяются их личным зако­ном. Если супруги принадлежат к различным общинам, то их браки признаются в качестве matrimonium iuris gentium. Значит, соб­ственно римское право этих браков не регулировало.

  1. Правовое положение детей. Распадение прежней патриар­хальной семьи, являющееся результатом ослабления крестьянс­кого землевладения в его прежних формах и развития ремесла и обмена, приводит к тому, что взрослые дети начинают играть са­мостоятельную роль в хозяйственной жизни. В силу этого ослаб­ляется отцовская власть и сыновья постепенно приобретают са­мостоятельную правоспособность. Но этот процесс происходит очень постепенно и медленно, путем ряда отдельных нововведений, и ра­стягивается на ряд столетий.

В принципе власть отца остается прежней и в классическом праве. Но с начала н. э. сын может обращаться к защите магист­рата в случае злоупотребления отцом его властью, и магистрат в известной степени контролирует осуществление отцом его влас­ти. Отец утрачивает свое былое "право жизни и смерти", хотя при­знание детоубийства преступлением произошло лишь в IV в. Но фактически уже со II в. карательные права отца ограничиваются легкими наказаниями; в прочих случаях он должен обращаться к магистрату.

Вместе с тем в период империи допускается, с соблюдением особых формальностей, освобождение, с согласия отца, сына от вла­сти отца (эманципация).

Растет и имущественная правоспособность взрослых сыновей. Еще в конце периода республики стало распространяться выде­ление сыну части имущества для самостоятельного хозяйства (пе-кулиум). Здесь возникают первоначально такие же отношения, как в случае предоставления пекулия рабу. Но впоследствии пекулий находится в свободном распоряжении сына и носит характер вы­деленного сыну имущества.

Переход в I в. до н. э. к постоянной профессиональной армии вызвал признание личным имуществом сына всего того, что он по­лучил на военной службе, т. е. прежде всего военной добычи (peculium castrense). Это правило было впоследствии распростра­нено и на имущество, полученное сыном вообще на государствен­ной службе (peculium quasi castrense). Наконец, права отца на иму­щество, полученное сыном не от отца (bona adventicia), ограничи­ваются лишь правом пользования.

  1. Усыновление. Прежние торжественные формы усыновле­ния выходят из употребления. Усыновление в ряде случаев про­изводится на основании рескрипта императора. Но, с другой сто­

роны, в целях охраны имущественных интересов родных детей (формальные усыновления встречались главным образом в бога­тых слоях населения) вводится ряд правил, ограничивающих воз­можность усыновления. В частности, требуется, чтобы усынови­тель достиг 60 лет и не имел своих детей. От усыновления отли­чается узаконение (legitimatio), т. е. предоставление прав "закон­ных" детей детям, рожденным вне брака (например, от конкубины). В отдельных случаях дети, рожденные от брака, узакониваются в силу последующего брака их родителей.

  1. Опека. а) Опека над женщинами. В силу роста имуществен­ной самостоятельности женщины-рабовладельца опека над жен­щинами постепенно утрачивает свое значение. Еще в конце рес­публиканского периода вдова могла сама избирать и менять свое­го опекуна. В начале принципата среди прочих мер, покровитель­ствовавших браку и деторождению, было установлено, что осво­бождаются от опеки свободнорожденные женщины, имеющие 3 детей, и вольноотпущенницы, имеющие 4 детей. Вместе с тем со­кращается круг тех случаев, когда требуется участие опекуна в совершении сделок.

б) Опека над несовершеннолетними. Под опекой состоят не­совершеннолетние, не имеющие paterfamilias, до достижения 14 лет. Но различаются два возрастных периода: а) до 7 лет, б) от 7 до 14 лет. В первый период дети (infantes) вполне лишены деес­пособности. Вместо них заключает сделки опекун, первоначально от своего имени, а затем (со II в.) от имени подопечного. По дости­жении 7 лет несовершеннолетний может заключать сделки, но не иначе, как при участии опекуна (auctoritas).

Опекун может быть назначен в завещании. При отсутствии такого распоряжения право на осуществление имеют родственни­ки (кроме женщин). Если нет родственников, могущих быть опе­куном, то опекун назначается магистратом.

  1. Попечительство (cura). Попечительство имеет своей зада­чей управление имуществом лица, не обладающего разумом для самостоятельного ведения своих дел. Древнейшими случаями яв­ляются попечительство над душевнобольными и расточителями.

Особый интерес представляет попечительство над лицами, не достигшими 25 лет. Древний возраст совершеннолетия (14 и 12 лет) оказался слишком низким по мере усложнения хозяйственной жиз­ни. Участие в сложных операциях требовало жизненного опыта и зрелости, часто отсутствовавших, например, у 15-летнего юноши. Последний своими необдуманными действиями мог расстроить свое имущество. Поэтому в начале II в. до н. э. был издан закон (lex Plaetoria или Laetoria), устанавливающий наказание за обманные действия в отношении совершеннолетних, не достигших 25 лет. На этом основании претор устанавливал restitutio in integrum, если указанные лица, легкомысленно заключившие сделку, потерпели

ущерб. Для избежания такого рода последствий лица, желавшие заключить сделку с не достигшим 25 лет, стали требовать учас­тия в этой сделке попечителя, который гарантировал бы разум­ность заключения сделки лицом, не достигшим 25 лет.

Из этих случаев назначения попечителей для заключения от­дельной сделки выросло во II в. право указанных лиц требовать назначения себе постоянного попечителя. Равным образом, в свя­зи с ослаблением опеки над женщинами устанавливалось посто­янное попечительство над женщинами, не достигшими 25 лет. На­конец, с IV в. все лица, не достигшие 25 лет, состоят под попечи­тельством и являются поэтому недееспособными. Права попечи­теля сближаются с правами опекуна. Находящиеся под попечи­тельством не могут принимать обязанности и отчуждать имущество без согласия попечителя. Но выбор попечителя, по общему пра­вилу, производится самим недееспособным, назначение же попе­чителя производится чиновником.

В отдельных случаях юноша, достигший 20 лет, и девушка, достигшая 18 лет, могут быть освобождены по распоряжению им­ператора от попечительства (venia aetatis), но и в этом случае эти лица не имели права совершать дарения и отчуждать недвижи­мости.