Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_V_A_Tomsinova2.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
12.89 Mб
Скачать

§ 2. Лица (personae)

1. Формально равная правоспособность свободных. Развитие оборота постепенно приводит к тому, что все большее и большее число лиц становится субъектами частных прав. Распадение патри­архальной семьи и самостоятельное участие в обороте подвласт­ных детей приводят к предоставлению им правоспособности. Среди паразитического класса рабовладельцев ослабляется правовое пре­имущество мужчины: женщина — и рабовладелец и эксплуата­тор — приобретает в ряде отношений такое же правовое положе­ние, как мужчина. Перегрины в более широком объеме получают ius commerciu, что является показателем усиления экономических связей Рима с провинциями. Тем самым сглаживаются различия в правовом положении отдельных категорий свободных людей. Но Рим остается рабовладельческим государством, — и по-прежнему сохраняется пропасть между свободными и рабами. Эти результаты развития Энгельс характеризует как равенство свободных лиц.

1 В этом своем значении ius civile означает "право римлян" и вклю­чает в себя и преторское право.

Таким образом, если раб по-прежнему не является субъек­том права ("что касается гражданского права, то рабы считаются ничем" — l. 32 D. 50.17), то свободные являются в области частно­

го права субъектами права и пользуются, главным образом в об­ласти торгового оборота, одинаковой, в принципе, правоспособно­стью. Тем самым складывается общее понятие человека (свобод­ного) как субъекта права. "Для людей установлено всякое право",— сказал юрист IV в. Гермогениан (l. 2 D. I.5). Но, само собой разу­меется, реально пользуются этой правоспособностью лишь состо­ятельные люди, имеющие собственность, ведущие торговлю. Мы видим в этом установление формального равенства людей, фор­мальной правоспособности, лишенной, однако, в огромном большин­стве случаев реального содержания.

  1. Status и capitis deminutio. Римские юристы обозначали пра­вовое положение человека термином "status" и говорили, что че­ловек обладает трояким status: а) status libertatis, определяющий принадлежность человека к свободным или к рабам, б) status civitatis, определяющий принадлежность человека к римским граж­данам или к перегринам, в) status familiae, определяющий поло­жение римского гражданина в семье, т. е. положение его как paterfamilias или как подвластного.

Изменение положения лица, связанное с умалением его пра­воспособности, обозначается термином "capitis deminutio"1. Разли­чаются: а) capitis deminutio maxima — утрата человеком свободы, например, осуждение человека на смерть за преступление; в этом случае человек утрачивает все три статута; б) capitis deminutio media — лишение человека гражданства, например, в случае из­гнания человек сохраняет status libertatis, но теряет как status civitatis, так и status familiae; в) capitis deminutio minima — утра­та человеком своего положения в семье (но с сохранением первых двух статусов), например, paterfamilias становится подвластным в силу adrogatio.

  1. Ограничения правоспособности в период домината. В пос­ледний период Римского государства, характеризующийся упад­ком хозяйственной жизни, растут ограничения правоспособности, вытекающие из прикрепления людей к определенным професси­ям и месту жительства; формально свободные люди в ряде слу­чаев теряют свободу передвижения и право выбора профессий. Таковы, например, колоны и ремесленники.

1 Caput (голова) употреблялось в юридическом языке и в смысле "пра­вового положения" человека, его "правоспособности".

Кроме того, после признания христианства господствующей религией появляется ряд ограничений правоспособности нехрис­тиан. Так, иудеи не имеют права вступать в брак с христианами, некоторые еретики (т. е. христиане, отклоняющиеся от господству­ющего вероучения) ограничиваются в своих наследственных пра­вах и т. п. Государство взамен той поддержки, которую давала ему христианская церковь, поставило на службу церкви свой аппарат для ограничения всевозможными мерами (уголовными, админист-

ративными и гражданскими) прав всех не принадлежащих к гос­подствующей христианской церкви.

4. Юридические лица. В Риме хозяйство имело в основном на­туральный характер. Поэтому еще не было длительной концент­рации имущества различных лиц, которая давала бы основание для широкого развития категории особых субъектов права, не яв­ляющихся людьми, но представляющих собой всякого рода объе­динения лиц, так называемых юридических лиц.

Правда, и в Риме были различные товарищества и объедине­ния, например погребальные и т. п., но они не рассматривались как особые субъекты права, их имущество считалось принадлежащим их участникам. Лишь в период империи в отдельных случаях по­является признание различного рода союзов и учреждений само­стоятельными субъектами права; они имеют правоспособность, от­дельную от правоспособности входящих в их состав людей. Сюда относятся само Римское государство, фиск, городские общины (му­ниципии) и т. д. Они заключали договоры и считались в некото­рых случаях субъектами вытекающих из договора прав. Встреча­лись и частные коллегии или корпорации, преследующие религиоз­ные или хозяйственные цели; в некоторых случаях они рассматри­вались как "целое" — corpus (l, pr. D. 3.4). Долги и права этих объ­единений не считались долгами и правами их участников: "Долг объединению не является долгом отдельным лицам, и то, что долж­но объединение, не должны отдельные лица" (l. 7 § I D. 3. 4). Ука­зывалось вместе с тем, что существование объединения не зави­сит от того, остались ли те же члены этого объединения, или оста­лась часть прежних членов, или все переменились (l. 7 § 2 D. 3.4).

Но эти объединения не играли видной роли в хозяйственной жизни. Поэтому римские юристы (вообще посвящавшие мало вни­мания вопросам систематизации и классификации правовых яв­лений) не свели отдельных случаев правоспособности корпорации и учреждений в общую категорию особого вида субъектов права. Они ограничивались указанием, что municipia decuria (городское самоуправление), товарищество "выполняют функции лица" (1. 22 D. 46. 1). Не встречается в римском праве и термин "юридическое лицо". Выработка развитой теории юридического лица была про­изведена лишь впоследствии, в период действия рецепирован-ного римского права, причем приведенное указание источников ("выполняют функции лица") дало, много спустя, основание для возникновения так называемой "теории фикции" (см. о ней в кур­се гражданского права).