Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_V_A_Tomsinova2.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
12.89 Mб
Скачать

Глава 16. Частное право. Период расцвета и упадка

§ 1. Общая характеристика. Ius civile и ius gentium

  1. Развитие частного права. Происходившее с III в. до н. э.

распространение пределов Римского государства, развитие рабов­ладельческой системы хозяйства, обогащение Рима за счет грабе­жа завоеванных земель, развитие ремесла и расширение торгов­ли — все это вызвало широкое развитие частных имущественных отношений и тем самым частного права. Расцвет римского частно­го права падает на период с III в. до н. э. до III в. н. э.

В центре римского частного права стоит институт частной соб­ственности. Задачей государства рабовладельцев является всемер­ное развитие частной собственности (в первую очередь на землю и на рабов), обеспечение собственнику свободы эксплуатации его имущества. Чем больше растут классовые противоречия между ра­бовладельцами и рабами и внутриклассовые противоречия между отдельными группами свободных, тем в большей степени господ­ствующий класс защищает свое право собственности.

Под влиянием развития хозяйственной жизни усложняются и дифференцируются договорные отношения, и наряду с правом собственности договорное право становится важнейшим отделом римского частного права.

Рушится прежняя семья, и происходят глубокие изменения в семейном и наследственном праве.

Прежнее замкнутое, неразвитое, отражавшее жизнь неболь­шого государства частное право уже не могло удовлетворять по­требностям развившегося рабовладельческого хозяйства. Вводят­ся новые нормы и новые институты, обусловившие впоследствии все значение римского права для последующих стадий основан­ного на эксплуатации общества. Но это развитие частного права оформляется не законами, а в первую очередь деятельностью пре­тора и юристов.

Особое значение приобретает регулирование частноправовых отношений с негражданами (перегринами). Последние играют все большую роль в римском обороте, и перед римским правом встает задача выработки правил для этих отношений.

  1. Ius gentium. Как уже было указано, перегрины в своих вза­имоотношениях подчинялись действию права той общины, к ко­торой они принадлежали. Но какое право должно применяться к взаимоотношениям римских граждан и перегринов различных об­

щин? Распространение на перегринов римского квиритского пра­ва не могло иметь места ввиду того, что это право распространя­лось лишь на римских граждан; оно было связано с гражданством и с государственной религией. Лишь в отдельных и редких случа­ях и лишь тогда, когда это было непосредственно выгодно для рим­лян, действие римских законов, затрагивавших частноправовые вопросы, распространялось на перегринов (например, закон 193 г. до н. э. о ростовщичестве распространялся на перегринов, если ро­стовщичество было направлено против римских граждан, или же на перегринов распространялся запрет отпуска рабов на волю в ущерб интересам кредиторов рабовладельца). В силу тех же ос­нований не могло идти речи и о применении в Риме к отношениям между римлянами и перегринами личного права перегринов.

Для взаимоотношений между римлянами и перегринами (и, вероятно, между перегринами в Риме) была создана особая систе­ма права, получившая название ius gentium. Термин "ius gentium" означает "право народов", и в данном случае этот термин обозна­чает право, распространяющееся на представителей различных народов, не являющихся римскими гражданами1. Но, вопреки сво­ему названию, ius gentium не является каким-либо международ­ным или надгосударственным правом в том смысле, что оно дей­ствовало за пределами Рима. Ius gentium являлось римским пра­вом, так как оно формулировалось, изменялось и отменялось рим­скими органами. Его основной целью являлась защита римлян в их частноправовых отношениях с другими народами; оно поддер­живалось силой римского государственного аппарата и действо­вало лишь в пределах Римского государства. Оно отличалось от исконного римского права не источником своего возникновения, но кругом тех правоотношений, на которые оно распространялось; можно сказать, что ius gentium было особой отраслью римского права.

1 Наряду с этим термин "ius gentium", особенно в позднейшее время, имел и ряд других значений: а) ius gentium иногда означало "естествен­ное право", якобы существующее у всех народов (напр., 1. 1. D. 41. 1); в этом смысле синонимом ius gentium являются "естественный разум" (naturalis ratio) и "естественное право" (ius naturale); учение о естественном праве, общем для всех людей и даже для всей природы, появилось в конце рес­публики и служило в ряде случаев для придания какому-либо положению особой авторитетности; иногда, однако, ius gentium противополагается "при­роде" (напр., 1. 4 § 1 D. 1. 5); вообще установленной терминологии в этих отношениях не было; б) иногда ius gentium означает международное пра­во (1. 5 § 7 D. 41.I), и в этом смысле этот термин перешел и в последующие эпохи (франц. droit des gens).

По своему содержанию ius gentium не являлось какой-либо совершенно новой системой права, но включало в себя разнород­ные элементы. В ряде случаев в ius gentium воспроизводились (с

теми или иными модификациями) институты римского права, на­пример стипуляция. Наряду с этим ius gentium рецепировало и некоторые нормы права других народов. Особенно сильным явля­лось влияние греческого права, и это представляется легко объяс­нимым тем развитием, которое уже давно получила в Греции тор­говля (например, из греческого права были восприняты письмен­ная форма некоторых сделок, задаток, некоторые институты мор­ского права и т. д.). Органом, формулировавшим правила ius gentium, являлся praetor peregrinus, устанавливавший в силу сво­его imperium правила для разрешения отдельных дел. Претор и состоявшие при нем юристы чутко воспринимали потребности обо­рота, необходимость установления правил, которые гарантирова­ли бы и интересы римских купцов, и интересы развития торговли Рима с другими странами, вне зависимости от источника проис­хождения этих правил.

Ius gentium по своему характеру являлось некоторой общей платформой, на которой могли сойтись купцы различных стран. Поэтому в нем не могли найти себе отражения специфические чер­ты отдельных правовых систем, чуждые и непонятные предста­вителям других народностей, а равно институты римского права, которые уже стали архаическими и не удовлетворяли потребнос­тям развитого оборота. Резкие особенности отдельных правовых систем сглаживалась, нивелировались. Получалась правовая сис­тема, которая являлась приспособленной для сделок между жи­телями самых разнообразных стран. И система ius gentium имела прогрессивное по тогдашним временам значение.

Возникнув из потребностей обмена, ius gentium по сравнению с древним римским правом отличалось своей простотой, отсутстви­ем формальностей, стремлением обеспечить быстроту заключения сделок. Особое значение придавалось выполнению обязанным ли­цом тех действий, которые от него требовались существом той или другой сделки. Отсюда — проникновение в ius gentium принципа добросовестности — bona fides (в смысле "нормального" поведе­ния купца при заключении или исполнении сделки)1, и древние писатели называли ius gentium "справедливым правом" — ius aequum.

1 Принцип bona fides применялся не только в области ius gentium, но и во взаимоотношениях между римлянами.

Сообразно со своими задачами ius gentium включало в себя не все институты частного права. Основное содержание ius gentium — это те институты, которые возникают на почве торговли с пере­гринами и торговли между перегринами, собственность и сделки. Но в состав ius gentium, по общему правилу, не входит семейное и наследственное право: брачные права и наследование перегри­нов не были непосредственно связаны с торговлей, и здесь сохра­нялось действие их личного права.

3. Ius civile и ius gentium. В силу появления ius gentium в Риме возник дуализм частного права. Имелось две системы част­ного права: 1) исконное римское право — ius proprium civium romanorum, или ius civile1, применявшееся в отношениях римских граждан между собой, 2) ius gentium — право, применявшееся во взаимоотношениях между римлянами и перегринами и между пе­регринами.

Эти две системы права не отделены друг от друга непрони­цаемой перегородкой. С одной стороны, как уже было указано, ius gentium рецепировало ряд институтов цивильного права. С дру­гой же стороны, развивается и оборот между римскими гражда­нами, и этот оборот не может удовлетворяться прежними косны­ми формами и требует более гибкого регулирования. В порядке деятельности претора принципы, получившие свое признание в сфере ius gentium, в ряде случаев воспринимались ius civile, и пос­леднее теряло свои прежние специфические черты. Еще Цицерон (de off. 3.7) говорил: "Что относится к ius gentium, должно являться и ius civile".

И эти две ветви частного права постепенно сближаются, в осо­бенности по мере предоставления перегринам прав римского граж­данства, и с III в. дальнейшее обособленное существование ius gentium уже утрачивает свое значение.