Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_V_A_Tomsinova2.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
12.89 Mб
Скачать

§ 3. Семья

  1. Familia. В наиболее древний период, о котором до нас дош­ли сведения, в Риме существовала уже промежуточная форма пат­риархальной семьи. Но эта семья — familia — не означала только родителей и детей: римская familia являлась более обширным со­юзом, и к ней относились все находившиеся под властью мужчи­ны — главы семьи — paterfamilias1.

Власть paterfamilias в принципе неограниченна в отношении всех входящих в состав семьи. Его права идут вплоть до убийст­ва — potestas vitae necisque. И государство не только не вмеши­вается во внутренние семейные отношения, но гарантирует гос­подство paterfamilias. Власть paterfamilias неограниченна и во вре­мени: она прекращается лишь с его смертью2. Но в древнейший период мы еще не можем видеть частной собственности главы се­мьи на все семейное имущество; здесь были еще черты семейной собственности (даже в § 3 J. 3. I говорится, что по смерти родите­ля как бы продолжается собственность).

Familia состоит из: а) жены; б) детей с их потомством; в) сво­бодных людей, взятых в кабалу (неоплатные должники, куплен­ные у бедняков их дети), т. н. personae in mancipio; г) рабов. Все они состоят под пожизненной властью домовладыки. Но если со смертью paterfamilias сыновья становились свободными, если ка­бальный мог (хотя бы и в редких случаях) выкупиться или отра­ботать свой долг, то рабы и после смерти paterfamilias остаются в рабском состоянии и переходят в качестве наследства к детям.

Под влиянием развития рабовладения и усиления роли труда рабов распадается и древняя римская семья. Но этот процесс па­дает уже на вторую половину республиканского периода.

  1. Брак. Римляне называли "правильным браком" (iustum matrimonium или iustae nuptiae) не всякий союз мужчины и жен­щины, но лишь такой, который удовлетворял указанным правом условиям; лишь в этом случае рожденные от брака дети являлись римскими гражданами.

1 Слово "familia" имело ряд значений. Первоначально оно означало рабов. Кроме того, слово "familia" означало имущество, все относящееся к составу домашнего хозяйства, лиц, находившихся под властью paterfamilias, т. е. связанных между собой родством.

2 И с утратой paterfamilias римского гражданства.

Если брак заключается между лицами, подвластными главам их семей (а таков был обычный случай), то необходимым услови­

ем является соглашение между двумя paterfamilias; личное согла­сие вступающих в брак начало получать юридическое значение лишь в следующий период. По-видимому, заключению брака пред­шествовало предварительное соглашение глав семей о приданом или о выкупе; это предварительное соглашение облекалось в форму договора (sponsio), и неисполнение его влекло имущественные сан­кции.

Дальнейшими условиями заключения iustum matrimonium яв­лялись:

а) наличие у каждого из брачующихся права заключать брак, признаваемый римским правом (ius conubii). Этим правом пользо- вались лишь римские граждане и иногда latini veteres. Перегрины пользовались ius conubii лишь в силу особого предоставления им этого права. Первоначально плебеи не могли вступать в браки с патрициями. Но в 445 г. до н. э. плебеи добились отмены этого ог- раничения.

б) Достижение определенного возраста. Первоначально отец должен был удостоверить, что его сын или дочь достигли половой зрелости. Но довольно рано для девушек был установлен общий возраст в 12 лет, установление же определенного брачного возрас- та для юношей (14 лет) было произведено лишь впоследствии.

в) Отсутствие родства: по общему правилу не допускались браки лиц, принадлежащих к одному роду.

Формы заключения брака:

а) Confarreatio — религиозный обряд в присутствии жреца, сопровождающийся принесением в жертву хлеба (farreus) с опре- деленными словами и церемониями. Эта форма, по-видимому, при- менялась лишь патрициями.

б) Coemptio — покупка жены в форме mancipatio. Первона- чально эта форма являлась реальной покупкой, которую произво- дил paterfamilias для приобретения в семью женщины для работы и рождения детей. Но со временем этот способ заключения брака получил лишь символическое значение.

в) Usus — осуществление над женщиной власти в течение об- щего давностного срока, т. е. в течение года. Возможно, что этот способ закреплял брак, совершенный без требуемых формальнос- тей, хотя бы его заключение и было связано с соглашением обоих глав семей и с совершением обрядов (например, торжественное вве- дение жены в дом мужа). Гай (Инст. сообщает, что если жен- щина не желала, чтобы муж получил над нею власть, то, по зако- нам XII таблиц, она должна была ежегодно проводить три ночи вне дома мужа и этим путем перерывать давность.

3. Правовое положение замужней женщины. В силу заклю­чения брака женщина подпадает под власть (manus) мужа или paterfamilias, если муж является подвластным лицом. Возможно, однако, что и подвластный сын имел manus на свою жену (Ulpiani

lib. Sing. 22.14); здесь, вероятно, была двойная власть — и свекра, и мужа.

Жена входит в семью мужа, является участницей культа этой семьи, утрачивает юридическую связь со своей прежней семьей и освобождается от власти своего прежнего paterfamilias. Символи­чески это выражалось в том, что жена принимала воду и огонь се­мьи мужа (1. 66 § I D 24. I)1. Жена является бесправной перед ли­цом мужа. Она не обладает личной правоспособностью. Ее право­вое положение приравнивается к положению детей. Имущество жены является собственностью мужа или paterfamilias. Поэтому она не может самостоятельно заключать сделки и выступать на суде. Ее жизнь замыкается в тесные рамки ведения хозяйства в семье.

Муж имеет власть над личностью жены. Ограничения этой власти устанавливаются не правом, а общественными воззрения­ми. Но является признанным, что муж мог убить жену в случае нарушения верности. Следует, однако, отметить, что в быту жены римских граждан пользовались уважением. По сказанию Дионисия Галикарнасского, Ромул хотел, чтобы жена являлась участницей во всем имуществе и всех святынях. По словам позднейших юрис­тов, брак есть "единение всей жизни, общение божественного и че­ловеческого права" (1. ID. 23. 2). Жена является хозяйкой дома (materfamilias).

  1. Прекращение брака. Брак прекращается смертью одного супругов, а также лишением его свободы или гражданства (напри­мер, если муж попадает в плен).

В прочих случаях только муж (или paterfamilias) мог прекра­тить брак по своей воле. В сущности, это является изгнанием жены из семьи. Но прекращение брака требовало соблюдения определен­ных форм. Если брак был заключен в форме confarreatio, то нуж­но было совершить "противоположный" религиозный обряд, т. н. diffareatio. В прочих случаях жена "продавалась обратно" прежнему paterfamilias или подставному лицу в целях ее дальнейшего осво­бождения. Но, быть может, в древнейшее время происходила и дей­ствительная продажа жены. Жена же как лицо подвластное не име­ла права требовать прекращения брака.

1 Допущение к воде и огню вообще выражало принятие человека в коллектив, потому лишение гражданства и изгнание связывались с aquae et ignis interdictio ("отлучение от воды и огня").

Если брак прекращался, то жена не становилась самостоятель­ным человеком. В древний период над женщиной, не состоявшей in manu, учреждалась опека. Таким образом, вся жизнь женщины проходила под властью мужчины: отца — мужа — опекуна.

  1. Правовое положение детей. Как уже было указано, древ­неримская семья была основана на эксплуатации главой семьи всех

входивших в состав семьи. Перед лицом paterfamilias дети зани­мали такое же юридическое положение, как лица in mancipio и рабы. Над ними тяготела неограниченная власть paterfamilias. Дети были personae alieni iuris, т. е. с точки зрения частного права они не об­ладали самостоятельной правоспособностью, но могли лишь осуще­ствлять чужое право — право paterfamilias. И достижение детьми зрелого возраста ничего не меняло в этом отношении: власть paterfamilias являлась пожизненной.

Отец мог отказаться от признания новорожденного своим ре­бенком, т. е. не включить его в свою семью. Он мог убить ребенка. Но в этом отношении, по-видимому, еще в древности устанавлива­лись некоторые ограничения. Отголоски древнейшей эпохи видны в предании, записанном Дионисием Галикарнасским: Ромул зап­ретил убивать ребенка, не достигшего 3 лет, кроме родившихся обе­зображенными и уродов, которых можно было убить сразу после рождения. Но для убийства ребенка необходимо показать его пяти ближайшим соседям, и последние должны одобрить решение отца.

Отец мог продать своего ребенка, отдать его в кабалу. И эти акты не прекращали власти отца. Гай приводит правило XII таб­лиц о том, что сын становился свободным от власти отца лишь после того, как отец троекратно отдал его на сторону.

Все, что дети приобретали, становилось собственностью отца. Если же подвластное лицо причинило кому-либо ущерб, то paterfamilias отвечал за этот ущерб, но он мог выдать подвластно­го потерпевшему.

Особенность положения подвластных лиц (в частности, сыно­вей) в Риме заключалась в том, что лишение сына правоспособно­сти в семье не отражалось на его политической правоспособности. Сын мог входить в состав войска, участвовать в народном собра­нии и тем не менее в пределах семьи был подчинен своему отцу.

6. Усыновление, т. е. включение в семью в качестве подвласт­ного, на положении сына, человека, не принадлежащего к данной семье. Различаются два случая усыновления:

а) усыновление лица, входящего в другую семью (adoptio; это совершалось путем символической продажи подвластного главой той семьи, к которой он принадлежал, главе той семьи, в которую он входил. Если покупался чужой сын, то для прекращения прежней отцовской власти нужно было трижды совершить акт отчуждения;

б) усыновление самостоятельного человека, в частности paterfamilias (adrogatio). Такое усыновление происходило при уча- стии жрецов (вероятно, исследовавших дело) и производилось по- становлением народного собрания (куриатной комиции); народ дол- жен был дать свою санкцию на обращение самостоятельного paterfamilias в подвластное лицо.

Усыновление могло касаться и чужаков, т. е. лиц, не входя­щих в состав римского народа. Возможность такого усыновления

видна из того, что если даже раб мог быть отпущен на свободу и получить права римского гражданина, то тем более чужестранец мог быть поставлен в зависимое положение от римского paterfamilias.

Усыновленный входит в состав семьи усыновителя и занима­ет такое же положение, как другие дети.

7. Опека. Лицо, не имеющее paterfamilias, не во всех случаях является самостоятельным. Иногда оно отдается под надзор опе­куна, который защищает его личность, управляет его имуществом, в интересах его и его наследников.

В частности, опека учреждалась: а) над женщинами по пре­кращении брака, б) над малолетними, отец которых умер или ис­чез. Кроме того, назначался попечитель над душевнобольными.

Paterfamilias мог указать в своем завещании, кого он назна­чает опекуном. Если нет завещания, то опекуном назначался обычно ближайший наследник опекаемого — член той же семьи или того же рода.