Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_V_A_Tomsinova2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
12.89 Mб
Скачать

§ 2. Общий характер древнейшего частного права

  1. Общие соображения. В древнейший период Рим представ­лял собой небольшое земледельческое государство. Еще сохраня­ется общинная собственность (например, имеется государственная земля — ager publicus), но наряду с этим возникает и частная соб­ственность на рабов, предметы домашнего хозяйства, а затем и на землю. Обычное право, в частности в области семьи и наследова­ния, еще носит на себе черты первобытных обычаев (но обычаев, уже получивших правовой характер).

Полноправным лицом, субъектом права является лишь римс­кий гражданин. Древнейшее частное право, которое сами римляне называли "квиритским правом" (ius Quiritium), является неразви­тым, малоподвижным и предусматривает лишь немногочисленные простейшие сделки. Семья характеризуется своей замкнутостью, и рабы и свободные члены семьи подчиняются неограниченной вла­сти главы семьи. Обмен еще не развит. Заимодавец пользуется ог­ромной властью над личностью заемщика. Сделки продажи пред­ставляют собой редкое явление.

Вместе с тем следует отметить, что право непосредственно связано с религией; нарушение права часто влечет за собой рели­гиозные санкции.

  1. Формализм и символика. Древнейшее право проникнуто формализмом. Правовые действия требовали для своей действи­тельности произнесения определенных слов, совершения строго определенных действий. На этой почве развивается правовая сим­

волика (хотя в Риме правовые символы играли меньшую роль, чем у других народов). Рука — символ власти, захватить рукой (manu capere) означало стать собственником (mancipatio), жена находи­лась in manu mariti. Прикоснуться палкой, заменившей, вероятно, копье, к вещи значило удостоверить свою власть над вещью. В суд надо было принести предмет спора; если спор шел о стаде, то ста­до символизировалось овцой, или козой, или клочком шерсти (Инст. Гая, IV, 17) и т. д. Само собой разумеется, эти правовые символы являлись отражением реальностей, иногда существующих, иногда былых. Manus в отношении жены выражал неограниченную власть мужа, палка выражала варварский способ осуществления права силой и т. д. Формализм и символизм имели, между прочим, то зна­чение, что они служили для запечатления в памяти всех окружаю­щих совершаемого акта; письменность еще не была развита, и нуж­ны были особые способы для сохранения в сознании совершенных действий. Отсюда же идет и публичность юридических актов — совершение их в собрании граждан1 или при свидетелях.

Вместе с тем формализм был выгоден богачам-эксплуатато­рам. Оно имели большую возможность разобраться в существую­щих обрядах и придать совершаемому ими акту юридически бе­зупречную форму. Бедняк мог по неведению не выполнить необ­ходимых формальностей и не приобрести права, не освободиться от обязанности, хотя бы, по существу, он сделал все, что казалось нужным, — уплатил цену и т. п. Отголоски такого пользования фор­мализмом видны в дальнейшем периоде, когда претор был вынуж­ден смягчить значение соблюдения формы, если сторона действо­вала добросовестно. Конечно, иногда формализм шел на пользу не только отдельным эксплуататорам. Формализм устанавливал не­который порядок, который соответствовал интересам господству­ющего класса в целом; формализм являлся некоторой гарантией против произвольной экспроприации чужой собственности и т. п.

1 Необходимо, однако, отметить, что в древнейший период соверше­ние акта в народном собрании иногда имело целью получить разрешение граждан на данный акт, например усыновление.

Древнейшее право отличается также чрезвычайным консер­ватизмом. Юридические формы проявляют большую живучесть; они сохраняются в силе и тогда, когда существо отношений уже значительно изменилось. Новые отношения не сразу находят себе новую правовую форму, но втискиваются в рамки старых формул и институтов. Это явление характерно вообще для права эксплуа­таторского общества, но в Риме оно может быть наблюдаемо осо­бенно ясно. Эксплуататоры стремятся сохранять неизменными пра­вовые формы; этим они силятся подчеркнуть незыблемость, осо­бую авторитетность, "святость" права, существующего якобы не­зависимо от жизненных отношений. Формализм, символизм и кон-

серватизм представляют собой такие явления, которые и по вне­шности роднят древнее право с религиозным культом.