Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_V_A_Tomsinova2.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
12.89 Mб
Скачать

Глава 12. Правовое положение отдельных категорий населения

1. Основные категории населения. Рим являлся рабовладель­ческим государством. Поэтому основным, даже с точки зрения рим­ских юристов, делением людей является деление их на свободных и рабов. Свободные люди, в свою очередь, делились на римских граждан и на свободных, не являвшихся римскими гражданами. В последнюю категорию входили как сохранившие свободу жители завоеванных Римом областей, так и находившиеся под покрови­тельством Рима иностранцы. Наконец, в последний период Рим­ского государства появляется новая категория несвободного насе­ления — колоны. Каждая из этих категорий требует отдельного рассмотрения.

§ 1. Римские граждане

1. Общая характеристика. Всей полнотой прав в области уча­стия в народном собрании, занятия должностей, участия в войске, обращения к суду, обладания собственностью на основании римс­кого права, установления брачных и семейных отношений и зак­лючения сделок по римскому праву пользуются лишь римские граждане — cives romani.

Римское гражданство приобретается: а) рождением от брака римских граждан или от римской гражданки, не состоявшей в бра-ке1; б) освобождением римским гражданином своего раба; в) усы­новлением римским гражданином чужеземца; г) предоставлением римского гражданства целым общинам или отдельным лицам (пос­ледний способ — главным образом в период империи).

Римское гражданство утрачивается: а) если римский граж­данин будет обращен в рабство (в частности, попадает в плен); б) если римский гражданин присуждается к тяжкому уголовному наказанию (связанному с изгнанием и воспрещением ему давать "воду и огонь"). В период империи потерю гражданства влекли за собой высылка и присуждение к бессрочным каторжным работам.

1 Но в I в. до н. э. дети римской гражданки, не состоявшей в браке с римским гражданином, не приобретали римского гражданства.

Римские граждане делились на: а) свободнорожденных (ingenui — буквально "состоящих в роде" — in genu); б) отпущен­ных из рабства.

  1. Нобилитет, ordo senatorius и ordo equester. После приобре­тения плебеями права занимать государственные должности ста­ли выделяться, во второй половине республики, группы богачей (происходивших как из патрициев, так и из плебеев), являвших­ся верхушкой класса рабовладельцев. Эти группы иногда называ­ются сословиями.

а) В IV в. до н. э. стало образовываться "благородное сосло- вие" или "нобили" (nobilitas), включавшее в свой состав крупных землевладельцев (как прежних патрициев, так и богатых плебе- ев). За отдельными исключениями, из этого сословия выбирались магистраты, и, следовательно, комплектовался сенат. Тем самым нобилитет захватил в свои руки управление государством и на- зывался иногда "сенаторским сословием" (ordo senatorius). "Бла- городные" имели некоторые почетные права, например, право но- сить золотое кольцо, "право" выставлять на похоронах изображе- ния предков и т. п. Для сенаторского сословия был впоследствии установлен имущественный ценз в миллион сестерций.

б) Со II в. до н. э. образовывается "всадническое сословие" (ordo equester). В него зачислялись граждане, обладавшие имуществом не менее как на 400 000 сестерций. Основой этого сословия явля- ются ростовщики, торговцы, откупщики провинций и т. п. Всад- ники получили, наряду с сенаторским сословием, право участия в судебных комициях и имели ряд почетных прав, например, право носить золотое кольцо, особые места в театре и т. п.

Сенаторское и всадническое сословия являлись верхушкой класса рабовладельцев и противопоставляли себя всей остальной массе свободных. Закрепленные за этими сословиями права не дают представления о тех фактических привилегиях, которыми пользо­вались члены этих сословий в управлении государством. Но сле­дует иметь в виду, что нобилитет и всадники, землевладельцы и ростовщики, осуществляя различные методы эксплуатации крес­тьянства и провинций, часто враждовали, и в очень острой фор­ме, по важнейшим политическим вопросам, кроме, конечно, необ­ходимости сохранения рабовладельческого строя.

  1. Распространение права римского гражданства. В первые века существования Рима римское гражданство являлось приви­легией коренных жителей Рима и чрезвычайно скупо предостав­лялось чужакам. С римским гражданством связывался ряд пре­имуществ как в области участия в управлении государством, так и в области экономической (право пользования государственной землей, освобождение от налогов и т. п.).

Но по мере расширения Римского государства, развития об­мена и нивелировки юридического положения всех частей импе­рии сглаживаются фактически черты различия между граждана­ми и свободными негражданами, прежде всего в области имуще­ственного оборота.

С другой стороны, постоянные войны заставляли принимать меры к поддержанию и усилению римской армии, комплектуемой в период республики и принципата лишь из граждан. Еще в кон­це республики появляется новая категория — "римские граждане без права голосования" (cives sine suffragio): такое положение за­няли жители некоторых завоеванных италийских общин.

В особенности ярко тенденция к расширению круга римских граждан выявилась в период империи. В 212 г. было издано импе­ратором Каракаллой постановление (constitutio Antoniniana), пре­доставившее права римского гражданства всему населению импе-рии1. В этом постановлении видно стремление укрепить положе­ние империи.

4. Образование сословий в период домината. В последний пе­риод жизни Римского государства, являющийся завершающим зве­ном разложения рабовладельческого способа производства, разви­вается сословная организация общества. Противопоставляются выс­шие сословия (honestiores) и низшие сословия (humiliores). Появ­ляется сословная правоспособность: лица, принадлежащие к низ­шим сословиям, были прикреплены к своим профессиям и не могли избирать других профессий. Сословность проявляется и в уголов­ном праве в виде повышенной ответственности членов низших со­словий за ряд преступлений.

Появляются два высших сословия: а) сенаторское сословие — "светлейшие" (clarissimi) — крупные землевладельцы, по преиму­ществу занимающие высшие государственные должности; б) слу­жилое сословие — наследственная бюрократия, занимающая вто­ростепенные должности в государственном управлении (officiales).

Этой верхушке противопоставляются низшие сословия: а) про­винциальная знать, в частности землевладельцы — decuriones или curiales2; б) плебеи3, делящиеся, в свою очередь, на мелких земле­владельцев, купцов, ремесленников и крестьян.

1 Текст этого постановления не дошел до нас в точном виде. Следует думать, что и после 212 г. не произошло правового уравнения всех свобод­ных жителей империи. По-видимому, составляло исключение крестьянс­кое население некоторых провинций. Вероятно, в указанном распоряже­нии шла речь о предоставлении гражданства прежде всего рабовладель­цам и вообще обеспеченным слоям населения: правового равенства имен­но этих слоев требовали интересы поддержания империи и интересы тор­говли. Ср.: Buckland. Text-Book of Roman Law, 1932, 98. Текст т. н. Гис-сенского папируса, в котором содержится это постановление (хотя и в не­полном виде) см. в "Хрестоматии по древней истории" В. В. Струве (Т. 2. М., 1936. С. 174).

2 В более узком смысле декурионом назывался член сената муниципии.

3 Не следует смешивать этих плебеев с плебеями Древнего Рима.

Принадлежность к этим сословиям является принудительной и наследственной; с принадлежностью к определенному сословию связываются обязательные повинности и налоги. В силу этого чле­

ны низших сословий прикрепляются к месту своего жительства и рассматриваются, прежде всего, как "объекты" обложения.

Невыносимые налоги и поставки заставляют многих лиц, при­надлежащих к городскому и сельскому населению (кроме, конеч­но, богачей), бежать с тех мест, где они жили, закрепощаться круп­ным землевладельцам, бросать свое имущество.

Городские ремесленники объединяются в принудительные, наследственные корпорации. Корпорации обязаны под круговой порукой выполнять тяжелые повинности в пользу государства. И, конечно, на этой почве росло недовольство существующими по­рядками.