Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_V_A_Tomsinova2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
12.89 Mб
Скачать

§ 4. Государственный строй Древнего Египта

В Египте рабовладельческое государство приняло своеобраз­ную форму деспотии, т. е. монархии, в которой власть осуществ­ляется централизованным бюрократически организованным аппа­ратом, подчиненным целиком одному единому лицу — полновлас­тному деспоту. Причина образования этой формы государства ле­жит в том обстоятельстве, что в странах, которым знакома эта по­литическая форма, длительно сохраняется поземельная община и слабо развивается частная собственность на землю. Энгельс гово­рит: "Там, где она (государственная власть. — С. К.) возникает, как у арийских азиатских народов и у русских — в период, когда община обрабатывает землю сообща или, по крайней мере, пере­дает во временное пользование отдельным семьям, где, таким об­разом, еще не создалась частная собственность на землю, там го­сударственная власть появляется в форме деспотизма"1.

1. Царь — фараон. Вершиной Египетского государства являлся царь — фараон, которому приписывали божественное достоинство. Царь — бог при жизни и по смерти, потомок бога, "господин веч­ности", "источник жизни, здоровья и радости сердца". Царь не уми­рает, а "заходит в свой вечный горизонт". Самое имя царя не при­нято было произносить всуе, обычно царя не называли по имени, а говорили о нем "высокий дом", по-египетски — "перо" (отсюда в еврейской транскрипции слово "пар'о", а в греческой — "фа­раон").

Царь почитался наравне с богом солнца Ра. Царь — солнце, сын солнца; он — материализация бога на земле. Начиная с фа­раона Хефрена, титул великого бога Ра и титул сына бога Ра присоединяются к имени царя. Имя царя пишется в овале, кото­рый является символом солнца.

1 Энгельс Ф. Франкский период // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. XVI. Ч. I. С. 391.

Пышный церемониал окружал каждое движение царя. Перед царем падали ниц, лежали на животе, целовали прах у его ног. Великой честью считалось обнимать его колени. Разговаривать с царем было исключительным почетом. Надписи сообщают, что люди падали в обморок от волнения при мысли о предстоящем разгово­ре с ним, а об одном старом царедворце сообщается, что он, полу­чив возможность повидаться с царем, якобы умер от счастья.

Насколько далеко шло обожествление фараона и как неогра­ниченна была его власть, видно из тех грандиозных сооружений, которые египетские монархи воздвигали в качестве своих гробниц. Достаточно сказать, что знаменитая Хеопсова пирамида занимает площадь в 54 000 с лишним квадратных метров и имеет в высоту до 160 метров, что каждая сторона ее имеет в длину до четверти километра, что на нее уложено свыше 2 миллионов камней по 2У2 тонны весом каждый. На целые десятилетия десятки тысяч лю­дей отрывались от производительного труда и привлекались к при­нудительным работам, направленным на возведение этих гранди­озных сооружений.

Царю принадлежала вся полнота законодательной власти. Он осуществляет законодательство единолично, ему помогают в этом лишь высшие сановники страны ("советники царских приказов"). Закон — это то, что приказывает царь, "то, что угодно царю". Все обязаны были слепо повиноваться его приказам. Фараон стоял так­же во главе всего административного аппарата. Фараону принад­лежала высшая судебная и высшая военная власть. Как потомок богов, как посредник между богами и людьми фараон был также и верховным жрецом.

Царская власть несколько ослабела в эпоху распада, следо­вавшего за Древним царством, когда развились центробежные силы в стране и номы приобрели известную самостоятельность. Однако в эпоху Среднего царства власть фараонов вновь приобрела свой неограниченный, исключительный по объему характер. Также и в эпоху Нового царства во всей своей силе сохраняется всемогуще­ство фараона, опирающегося в этот период египетской истории на значительную военную силу.

2. Визирь — джати. В осуществлении своей власти фараон опирался на громадную армию чиновников. Важнейшим должност­ным лицом, возглавлявшим эту армию, являлся "джати". Исто­рики именуют его обычно позднее возникшим на востоке арабским наименованием "визиря", характеризующим аналогичную долж­ность.

Визирь (джати) — всемогущий глава всего бюрократического аппарата, соединявший в своем лице и административную и су­дебную власть. Он именовался обычно "начальник всего государ­ства, юга и севера", или "тайный советник всех приказаний царя", или "управитель всей страны". Его называли также "действитель­ный начальник всех вельмож", а так как он ведал земледелием и связанной с ним астрономией, то его называли "созерцающий тайны неба".

Должность визиря была создана при IV династии и первона­чально замещалась ближайшими родственниками царя, нередко его сыновьями. Начиная с V династии, должность замещается не только родными царя, но и другими лицами. Однако и позднее визирь со-

храняет титул "ири-пат", что означает "принц". Визирю оказыва­ли большой почет: даже вельможи, входя в его залу, должны были бросаться на землю. Когда он шел к царю на аудиенцию, старей­шие вельможи предшествовали ему, расчищая дорогу. Религиоз­ная идеология поддерживала высокий престиж визиря. Он счи­тался "пророком справедливости", верховным жрецом бога Тота. Признавалось, что его устами говорит сам бог Тот, бог законов. Вместе с тем считали, что бог Тот в пантеоне богов занимает мес­то визиря великого бога Ра.

В руках визиря сосредоточены были все нити государствен­ного управления. Ему докладывали о своих делах все чиновники независимо от своего ранга, и от него непосредственно все они по­лучали необходимые указания. Государственный аппарат органи­зован был бюрократически: все управление велось из одного еди­ного центра, и всемогущим главой этого централизованного аппа­рата являлся визирь.

Цари давали инструкции своим визирям, и из этих инструк­ций можно видеть, насколько широка и всеобъемлюща была власть визиря, насколько далеко шла централизация государственного аппарата в Египте. Одна из таких инструкций, дошедшая до нас, гласит: "Визирь, слушая в своей зале, при всяком акте должен сидеть на седалище. На полу должен быть ковер, за спиной его подушка, подушка — под ногами, в руках палка, сорок кожаных свитков развернуто перед ним. Вельможи юга стоят перед ним по обе стороны, начальник кабинета — справа, докладчик — слева, секретари — рядом... Все на своих местах. Каждый должен быть выслушан по очереди... Визирю должно быть доложено и о зак­рытии места в такой-то час и об открытии его. Ему докладывает­ся и о крепостях юга и севера. Ему докладывается и обо всем вы­ходящем из царского дома, и обо всем входящем туда, ибо все вхо­дит и выходит через его курьера. Ему докладывают о своей дея­тельности начальники. Затем он должен идти на совет к царю. Он призывает местных чиновников и рассылает их, они доклады­вают ему относительно своих участков. К нему поступает каждое завещание, и он прикладывает к нему печать. Всякое прошение на имя царя должно быть подано визирю. Визирь отправляет каж­дого курьера из дома царя к комендантам и сельским старшинам. Он набирает войска и заведует царской охраной во время путе­шествия. Заведующий царским столом и военный совет являют­ся к нему, чтобы получить инструкции об управлении войском. Все чиновники, с первого до последнего, являются в залу визиря, что­бы спросить его совета. Он посылает рубить деревья согласно рас­поряжения царского дома. Он посылает чиновников заботить­ся о водоснабжении по всей стране. Ему докладывается об всем, о состоянии южной крепости и о всяком аресте. Он выслушива­ет дела, касающиеся всех номов. Он рассылает военных и граж­

данских чиновников царской администрации. Документы номов хранятся в его зале. Он выслушивает дела всех земель. От него исходят все назначения для зала суда. Он составляет списки всех быков. Он наблюдает за каналами в первый день каждой недели. Ему докладывают о высоте Нила и т. д."...

Вместе с тем визирь руководил осуществлением судебной функции в государстве. Суд был неотделим от управления в Египте, поэтому визирю принадлежала также высшая судебная власть. Он был председателем великого совета десяти, который являлся, по-видимому, высшей судебной инстанцией Египта и вместе с тем од­ним из органов управления. Равным образом визирь выступал в качестве руководителя великой "палаты шести", также органа су­дебного.

Визирь принимал непосредственное участие в хозяйственном управлении, будучи начальником всех царских сокровищниц, всех государственных складов и руководителем всех царских работ. В эпоху Нового царства визирь выполнял также роль руководителя всех военных сил.

3. Управление государственными имуществами и доходами. Значительной была также роль другого важного должностного ли­ца — хранителя печати, или главного казначея, или "казначея царя Нижнего Египта". Собственно, казначейства в нашем смысле сло­ва в Египте не было: налоги вносились натурой — хлебом, скотом, птицей, плодами, слитками металла и т. п. Казначей заведовал го­сударственными складами, в которых хранились все эти натураль­ные приношения. Поэтому он назывался "заведующим тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил".

Главному казначею были подчинены два "казначея бога" (т. е. два казначея царя). Они заведовали каменоломнями, медными руд­никами и т. п. Их обязанностью являлась забота о доставке строи­тельных материалов для царских построек. Они должны были не­редко снаряжать экспедиции в другие страны за этими материа­лами, снабжая эти экспедиции защитными военными отрядами. На них лежали, таким образом, функции военного и морского мини­стров. Кроме этих лиц, визирю были подчинены также смотритель "белой палаты" и смотрители двух царских житниц.

Доходы государства складывались из поступлений "от ограб­ления собственного народа" и из поступлений от ограбления чу­жих народов. Крестьяне обязаны были отдавать чиновникам часть урожая, скота, птицы и т. п. Ремесленники отдавали часть своих изделий. Кроме того, на население возлагались обязанности по вы­полнению различных государственных работ. Сооружение каналов, плотин и дамб, строительство дворцов, храмов, гробниц происхо­дило обычно при участии огромного количества свободного насе­ления, на которое возлагалась обязанность работать в интересах государства.

Налоги достигали пятой части урожая. Документы отражают тяжкое положение трудящихся. В одном из них красочно описы­ваются бедствия египетского крестьянина: "Черви воруют поло­вину зерна; гиппопотамы пожирают другую, мыши умножаются в поле, саранча налетает... А чиновник пристает к берегу, он обхо­дит вокруг жатвы, свита его с палками, негры с розгами. Они го­ворят: "Подавай зерно". Нет его — они бьют хозяина. Он связан и брошен в канаву. его жена и дети связаны".

К поступлениям от местного населения присоединялось все награбленное во время военных походов в чужие страны. Эта статья доходов была значительной, особенно в период Нового царства. Ли­ванский лес, нубийское золото, слоновая кость, рабы и многое дру­гое притекало в Египет в результате походов как военная добыча.

Важной была также роль "начальника всех царских работ", который был своего рода царским архитектором и министром об­щественных работ, наблюдавшим, возможно, и за порядком вы­полнения повинностей, лежавших на свободном населении.

4. Чиновничий аппарат. Далее следовал огромный чиновни­чий аппарат с высокоразвитым письменным делопроизводством, с множеством секретарей и писцов, с формализмом и обильной слу­жебной перепиской. Эти чиновники вели учет всего обширного го­сударственного хозяйства, управляли царскими угодьями и скла­дами, ведали полицией и судом.

Доступ в ряды чиновничества был открыт, по-видимому, для всех свободных в Египте. В одном памятнике, относящемся к эпохе Среднего царства, содержатся наставления некоего Дуау своему сыну, которого он отдал в придворную школу. Отец перечисляет преимущества, какие, по его мнению, имеет профессия чиновника перед другими профессиями, в особенности перед профессией ре­месленника. Из текста этого наставления видно, что чиновники мо­гут выходить из таких общественных кругов, представители ко­торых могут подвергаться побоям. "Я видел побои. Обрати сердце свое к книгам. Право, нет ничего выше книг. Как в воде плавай в книгах, — ты найдешь в них наставление: "Если писец находится при дворе, он не будет в нем нищим, но насытится". Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному из­речению".

До нас дошла также биография одного египетского сановни­ка, некоего Метена, жившего в конце царствования III — начале IV династии. Из этой биографии видно, что Метен начал свою службу писцом при пищевых складах, позднее составлял списки натуральных приношений, еще позднее заведовал складом, был контролером податей. Начав, таким образом, с весьма скромных должностей, он доходит, как мы узнаем дальше, до вершин слу­жебной лестницы: ему удается достигнуть положения управляю­щего царским хозяйством Нижнего Египта, позднее — должности

начальника крепостей на западной границе Верхнего Египта, еще позднее — должности начальника царского дворца. Он был награж­ден имениями за свою службу, носил титул "вельможи юга" и был вхож во дворец.

Жалованье чиновникам выдавалось натурой. Наиболее вид­ные чиновники обеспечивались нередко крупными земельными вла­дениями, которые царь жаловал из своих земель, вернее, из госу­дарственного земельного фонда. Иногда, жалуя землю, царь да­вал сановникам право взимать сборы с крестьян в свою пользу.

Жрецы также занимали важное положение в государстве, при­чем не было строгого различия между чиновниками и жрецами; нередко жрецы назначались на государственные должности и чи­новники получали сан жрецов. Например, один жрец был вместе с тем придворным капельмейстером, а в другом случае верхов­ный жрец именовался вместе с тем адмиралом флота и начальни­ком врачей. Особенно усилилось могущество жрецов в эпоху Но­вого царства, когда наряду с обогащением царской казны в резуль­тате удачных войн непомерно обогащается также казна храмов. От времен Рамзеса III дошел документ, знакомящий нас с разме­рами богатств египетских храмов. Мы узнаем, что храмы облада­ли до 15% всей удобной для обработки земли Египта, до 500 000 голов крупного и мелкого скота, что у них было 53 мастерских для изготовления полотен и других изделий, что им принадлежал флот в 88 кораблей, что они имели десятки тысяч рабов и что огромное число крестьян несло повинности в их пользу. Мемфисское жре­чество обладало Моккатамскими горами с каменоломнями, постав­лявшими материалы для пирамид, гробниц и статуй.

5. Военное управление. Армия. Постоянная армия в Египте в период Древнего и Среднего царств ограничивалась личной охра­ной фараона, сопровождавшей его во время его передвижений по стране, и отрядами, предназначенными для целей подавления внут­ри страны (главным образом ливийские и нубийские стрелки). На местах у храмов и в распоряжении государственных сборщиков податей была своя постоянная вооруженная сила. Кроме того, была в Египте полиция из нубийских негров.

В случае войны набиралось ополчение. Каждый ном выстав­лял положенное ему число рекрутов; та же обязанность лежала на храмах и на крупных землевладельцах, в пользу которых были установлены повинности крестьян.

После изгнания гиксосов в армии появляются отряды "колес­ничных", т. е. воинов, сражающихся на колесницах, запряженных лошадьми. Армия отражает, таким образом, имущественную диф­ференциацию, существующую в обществе.

Обострение противоречий в египетском обществе делает пе­хотные части армии ненадежным и опасным для господствующе­го класса орудием. Вот почему широкое развитие в период Нового

царства получает в Египте система наемных войск. Эта система обусловила в дальнейшем возвышение иностранных военачаль­ников и усиление их влияния в стране и приводила в отдельных случаях к захватам трона опиравшимися на свои войска иност­ранцами.

  1. Местное управление. На местах государственное управле­ние осуществляли главы номов. Первоначально, когда номы пользо­вались самостоятельностью, это были местные цари, позднее, с объединением Египта, правители номов — это назначаемые царем должностные лица, которых царь по своему усмотрению перево­дит из одного нома в другой. Это как бы губернаторы, которые осу­ществляли в пределах нома судебную и административную власть и собирали подати в пользу государственной казны. Они титуло­вались "заведующий областью", или "начальник поручений", или "первый после царя". На местах были также местные судьи, пис­цы, заведующие складами, начальники разного рода.

В период распада Древнего царства правители номов приоб­рели значительную самостоятельность по отношению к центру, в особенности в тех случаях, когда номы получали от царей льгот­ные грамоты, освобождавшие местное номовое хозяйство от работ в пользу царя. Происходит возвышение местной знати, которая приобретает известную независимость от царского двора. Если раньше правители номов и представители знатных фамилий, вла­девшие имениями на местах, стремились добиться милостей при дворе царя и старались, чтобы гробницы их находились рядом с величественными гробницами фараонов, то теперь главы номов и местная знать проводят свою жизнь, не проявляясь при дворе фа­раонов, а их гробницы теперь сооружаются вдали от центра, в их родных номах.

  1. Судебная организация. Судебные органы в Египте не были отделены от органов управления. Они осуществляли судебную власть под руководством административных органов, а нередко сов­мещали судебную деятельность с отдельными задачами управ­ления.