Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_V_A_Tomsinova2.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
12.89 Mб
Скачать

§ 3. Должностные лица

А. Общие положения

1. Порядок замещения должностей. Должностные лица в Афи­нах либо избирались, либо определялись на должность по жре­бию. Выборы производились открытым голосованием на народном собрании. Должности, за немногими исключениями, замещались на один год.

Избранию подлежали прежде всего все военные должностные лица: 10 стратегов, 2 гиппарха, таксиархи, филархи, а также ка-талогисты — лица, ведавшие призывными списками всадников. Из­бирались также эпимелеты1 эфебов2 и софронисты — лица, ведав­шие военной подготовкой молодежи.

По выборам замещались также важнейшие должности в об­ласти финансового управления. Народное собрание избирало го­сударственных казначеев — элленотамиев, хранителей денег, пред­назначенных на театральные раздачи (феорикон), военных казна­чеев, заведующего государственным бюджетом.

К числу должностных лиц, избиравшихся поднятием рук, от­носились также заведующий источниками, строитель судов, заве­дующий мистериями и 10 лиц, ведавших устройством празднеств Дионисия. Выборы производились в народном собрании путем под­нятия рук — хейротонии. Выборам стратегов предшествовало пред­варительное рассмотрение кандидатур в совете пятисот.

Стратеги избирались первоначально по одному от каждой фи­лы, позже их стали избирать от всего населения; из всего населе­ния выбирались также гиппархи и элленотамии. Напротив, по фи­лам избирались 10 таксиархов и 10 филархов.

1 Попечители.

2 Юноши в возрасте 18—20 лет, проходившие военное обучение.

Что касается должностей, замещавшихся по жребию, то пер­воначально в одних случаях избирали по жребию от отдельных фил (архонты), в других случаях выборы производили по демам.

Позднее во всех случаях избрание по жребию стали производить по филам.

Жеребьевку производили одновременно с выборами в храме Тезея. Бросали жребий относительно всех желающих выставить свою кандидатуру, причем пользовались для жеребьевки бобами двух цветов: черными и белыми.

Никто не мог занимать две должности одновременно или за­нимать одну и ту же должность дважды. Исключение составляли все военные должности.

Кроме обычных должностных лиц (архонты в широком смысле слова) в отдельных случаях избирались особые попечители (эпи-мелеты), призванные исполнять специальные поручения народа, например наблюдать за постройками, выступать в качестве послов и т. п. Если поручение это продолжалось свыше 30 дней, попечи­тели приобретали все права, присущие должностным лицам, и мало чем от них отличались.

  1. Докимасия. Все лица, избранные на должности голосова­нием или жребием, обязаны были подвергнуться особой проверке, так называемой докимасии, которая должна была выявить каче­ства кандидата и наличие или отсутствие у него условий, необхо­димых для занятия должности. Она была надежным средством, которым всегда могли воспользоваться господствующие круги для того, чтобы устранить нежелательного им кандидата.

Архонты подвергались докимасии перед советом и перед су­дом, остальные должностные лица — только перед судом. Доки-масия состояла в том, что испытуемому предлагали определенные вопросы, целью которых было установить, удовлетворяет ли кан­дидат условиям, необходимым для занятия данной должности (воз­раст, ценз, наличие или отсутствие задолженности в пользу госу­дарства и т. п.), а также другие вопросы, направленные на то, чтобы выявить общественную и политическую физиономию кандидата (выполнял ли военную службу во всех случаях, когда это требо­валось, выполнял ли свои финансовые обязательства в пользу го­сударства, почитает ли родителей, чтит ли богов и святыни, мо­жет ли указать места погребения своих родных). Свои объясне­ния испытуемый мог подтверждать свидетельскими показаниями.

Доркимасия завершалась голосованием — открытым в сове­те, закрытым в гелиэе. Таким образом, все должностные лица под­лежали как бы утверждению в должности этими коллегиальными органами. Перед вступлением в должность должностные лица, кро­ме того, приносили присягу.

  1. Другие принципы организации должностей и деятельнос­ти должностных лиц. а) Должности, как правило, были возмезд­ными. Пританы, архонты, судьи и многие другие получали воз­награждение за исполнение своих служебных обязанностей. Од­нако важнейшая должность — должность стратега — была без­возмездной. Это лишало малоимущих возможности занять эту дол­

жность. Кроме того, для ее занятия требовался ценз — обладание недвижимостью.

б) Коллегиальные должности преобладали над единоличны- ми. Единоличными были наиболее древние из должностей (архонт- эпоним, базилевс, полемарх). Установление единоличных должно- стей наблюдается также в годы упадка афинской демократии (на- чиная с середины IV в. до н. э.).

Коллегии имели председателя, все остальные члены колле­гии занимали принципиально равное положение.

в) Между различными должностными лицами, как правило, не было непосредственного иерархического подчинения. Оно су- ществовало, однако, в области военного управления.

г) Все должностные лица были подотчетны,

В первом собрании каждой притании ставился вопрос о том, хорошо ли выполняют должностные лица свои обязанности. Про­исходила так называемая эпихейротония должностных лиц, кото­рая приводила либо к их утверждению в должности, либо к их смещению и отдаче под суд.

Все должностные лица по окончании срока службы должны были давать отчет в своей деятельности и, главным образом, от­чет денежный.

Денежные отчеты принимали коллегия 10 логистов и помо­гавшая им коллегия синегоров, по другим вопросам отчет прини­мала коллегия эвфинов. Каждый гражданин мог возбудить обви­нение против должностных лиц, указать на их злоупотребления.

Вслед за логистами отчет проверялся судом, за которым ос­тавалось в этом деле последнее слово. До утверждения отчета гражданин, занимавший должность, не мог быть избран на дру­гую должность, не мог также выехать за пределы государства и не имел права распоряжаться своим имуществом.

  1. Особые права должностных лиц. Все должностные лица имели право налагать штрафы за неподчинение законам и распо­ряжениям должностных лиц в пределах их компетенции в разме­рах, установленных законом. Для наложения более строгих взыс­каний они могли привлекать виновных к суду присяжных, в кото­ром они председательствовали в этих случаях.

При исполнении служебных обязанностей должностные лица носили на голове символ их власти — миртовый венок. Им при­надлежали также некоторые почетные права, например, право на лучшие куски при жертвоприношениях, на почетные места в те­атре.

Б. Отдельные должности

  1. Архонты. Высшими должностными лицами в Афинах до реформы Клисфена (509 г. до н. э.) были девять архонтов. По­зднее они утратили свое прежнее значение, и руководящая роль

в управлении государством перешла к стратегам. Компетенция ар­хонтов в конечном счете свелась главным образом к председатель-ствованию в судах (иногда в народных собраниях) и к выполне­нию некоторых обязанностей в области религиозного культа. Как единая коллегия архонты выступали редко; они совместно пред­седательствовали в народном собрании при остракизме и эпихей-ротонии должностных лиц (см. выше), выполняли совместно неко­торые судебные действия; в остальном отдельно действовали ар­хонт-эпоним, базилевс, полемарх и шесть фесмофетов. Архонты первоначально избирались ареопагом; при Солоне их стали наме­чать жребием из числа 40 кандидатов, выдвинутых филами; пос­ле кратковременного возвращения к выборам окончательно укре­пилось избрание архонтов по жребию.

Первый архонт именовался просто архонт или архонт-эпоним. Его именем обозначался год, в течение которого он выполнял свои обязанности.

В его компетенцию входило предварительное рассмотрение некоторых семейных дел, направляемых им для окончательного разрешения в суд. Сюда относились дела о дурном обхождении детей с родителями, о дурном обращении с сиротами, о дурном обращении с наследницей, о расточительстве, об опеке, тяжбы о разделах, о наследствах и наследницах. Архонт имел также об­щее попечение о счетах и о беременных вдовах. Вместе с тем на архонте лежала забота об устройстве некоторых празднеств и о назначении хорегов, а также о разрешении всех возникающих в связи с этой повинностью споров об отправлении посольств и хоров в священные места (о. Делос и др.). На празднествах он руководил состязаниями и шествиями. Архонт председательствовал в суде при рассмотрении дел, относящихся к кругу его компетенции.

Второй архонт, базилевс, преемник родоплеменных базилев-сов, осуществлял надзор за религиозным культом. Он заведовал мистериями и другими празднествами и ведал устройством свя­занных с некоторыми из празднеств состязаний. Он председатель­ствовал на суде при рассмотрении дел, связанных с отправлени­ем культа, например, дел о нечестии, споров о жречестве и т. п. Он был также председателем ареопага.

Полемарх — первоначально военный вождь. В V в. до н. э. от его прежних военных функций остались лишь слабые следы: он совершал жертвоприношения в честь божеств войны — Артеми­ды-Охотницы и Эниалия и устраивал надгробные состязания в честь павших на войне воинов. В остальном его компетенция ох­ватывала дела метэков и других иностранцев.

Для метэков полемарх был тем же, чем архонт для афинских граждан: в его компетенцию входили защита сирот метэков и рас­смотрение дел об их наследствах. Он ведал делами по спорам ме-тэков с гражданами. Он председательствовал на суде при рассмот­рении жалоб на неисполнение вольноотпущенниками их обязан­

ностей по отношению к их бывшим хозяевам, а также по делам тех метэков, которые не пользовались покровительством простата.

Остальные шесть архонтов составляли коллегию фесмофетов. Это были судебные должностные лица. Они назначали дни судеб­ных заседаний, составляли коллегии судей. Они председательство­вали в таких важных процессах, как графэ параномон, эйсанге-лия (дела о государственных преступлениях); они председатель­ствовали при докимасии должностных лиц и при рассмотрении отчетов, представляемых стратегами, а также при рассмотрении многих других "graphai". На них лежала обязанность ежегодно просматривать действующие законы и делать предложения народ­ному собранию, направленные на устранение пробелов и противо­речий в них.

  1. Стратеги и военное управление. Военное управление воз­главлялось десятью стратегами, которые, выполняя функции вое­начальников, приобрели вместе с тем роль важнейших должност­ных лиц государства. Все стратеги занимали равное положение и имели одинаковые права. Однако народное собрание определяло, кому именно из стратегов и в каком числе надлежит командовать в походе, нередко оно поручало одному из стратегов высшее ко­мандование армией. Случалось также, что одному или нескольким стратегам вручалась в чрезвычайном порядке вся полнота власти с правом распоряжаться делами государства в широких пределах независимо от совета и народного собрания. Таковы стратеги-ав-тократоры.

Позднее, однако, с середины IV в. до н. э., каждый стратег получил свою компетенцию, и дела стали распределяться между ними голосованием народного собрания. Один из них получал ко­мандование гоплитами (тяжеловооруженными воинами), другой — охрану страны и ведение войны в ее пределах, двоих назначали в афинскую гавань Пирей, одного назначали для руководства делом постройки военных кораблей (обязанность строить корабли — три-эры — лежала на богатых гражданах), остальным давали другие назначения в зависимости от обстоятельств. Как руководители ар­мии и флота стратеги принимали также большое участие в веде­нии иностранных дел, заключая договоры о перемирии и доклады­вая о проектах других договоров совету и народному собранию. Для командования тяжеловооруженной пехотой избирались 10 таксиархов, для командования конницей — два гиппарха и 10 филархов.

  1. Колакреты, аподекты и управление финансами. Из долж­ностных лиц, ведавших финансами, на первом месте стояли ко­лакреты и аподекты. До реформ Клисфена колакреты заведова­ли всем государственным хозяйством. Позднее, с образованием коллегии аподектов, их компетенция значительно сузилась, и они стали ведать только некоторыми из государственных расходов (рас­ходы на культ, на содержание пританов, на выдачу жалованья

гелиастам). В IV в. до н. э., в архонтство Эвклида, колакреты ис­чезли совсем.

Аподекты были главными казначеями Афин. Они принимали все платежи в государственную казну, кроме судебных доходов, которые поступали колакретам, вели книгу доходов и выдавали из казны должностным лицам деньги на их расходы по управле­нию. Они же ведали спорами по поводу сборов. Более мелкие дела, на сумму до 10 драхм, они разбирали самостоятельно, а осталь­ные передавали в суд присяжных — гелиэю. В конце IV в. до н. э. на короткое время появляется единоличная должность государ­ственного казначея, к которому переходят функции указанных апо-дектов. Однако позднее, в III в. до н. э., вновь вместо единоличного казначея создается коллегия.

В середине IV в. до н. э. была создана касса для распределе­ния театральных денег, заведование которой поручено было осо­бой коллегии казначеев. Для раздачи театральных денег употреб­лялись остатки от государственных средств, раньше обращавши­еся на военные нужды. Во второй половине IV в. до н. э. остатки вновь стали в первую очередь тратить на военные нужды, в связи с чем создана была вместо театральной особая военная касса.

Казной и сокровищами богини Афины заведовали 10 казна­чеев священных сокровищ Афины. Эта казна не совпадала с госу­дарственной, но из нее широко заимствовали деньги для государ­ственных нужд в порядке займов. Были также казначеи других богов, хранители богатств других храмов.

С образованием Афинского морского союза для взимания взно­сов с союзников и для хранения союзной казны, а также произ­водства выдач из нее избирались 10 элленотамиев.

8. Другие должностные лица. Существовали особые должно­стные лица, так называемые полеты, ведавшие отдачей в аренду и на откуп государственных имуществ и государственных дохо­дов, продажей конфискованных имуществ, устройством торгов на производство общественных работ и т. п.

Логисты и эвфины принимали отчеты должностных лиц, а в случае обнаружения злоупотреблений возбуждали судебное обви­нение.

Наблюдение за порядком на улицах и благоустройством го­рода лежало на городских надзирателях — астиномах. Они же осуществляли надзор за странствующими артистами и наблюда­ли за нравственностью.

Надзор за рынками составлял задачу рыночных надзирателей — агораномов. Они наблюдали за порядком на рынке, за рыночной торговлей, за поступлением от иностранцев специальных пошлин, которые следовали с них за производство торговли. Хлебная тор­говля находилась под наблюдением особых должностных лиц — ситофилаков, которые должны были, между прочим, следить так­же за соблюдением таксы на хлеб. Метрономы наблюдали за пра-

вильностью мер и весов. Для наблюдения за оптовой торговлей в порту существовали особые портовые надзиратели, а для надзора за верфями — особые надзиратели верфей.

Для организации общественных работ, общее наблюдение за которыми осуществлял совет пятисот, существовали специальные комиссии должностных лиц, призванные содержать в порядке: од­ни — публичные дороги, другие — источники, третьи — святили­ща и т. п.

Были должностные лица, руководившие обучением молоде­жи, главным образом их военной подготовкой. От каждой филы выбирали трех членов филы в возрасте свыше 40 лет от роду — попечителей эфебов, из их числа от каждой филы избирали одно­го софрониста и, наконец, из всех афинян избирали для общего руководства обучением эфебов одного космета. Избирали также двух педотрибов (преподавателей гимнастики) и учителей, при­званных обучать эфебов различным видам военного искусства.

В конце IV в. до н. э. создана была должность гинекономов, призванных наблюдать за образом жизни женщин и за пиршества­ми и собраниями, происходившими в частных домах по различ­ным поводам.

Наконец, было немало должностных лиц, которые наряду с первыми двумя архонтами ведали делами культа. Сюда относят­ся различные попечители (epimeletai), помогавшие архонтам при устройстве элевсинских мистерий и Дионисовых празднеств, аф-лофеты, ведавшие устройством процессий на праздниках Пана-финей и устройством музыкальных и гимнастических состязаний, иерофеты, ведавшие жертвоприношениями и другими сторонами религиозного культа.