Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_V_A_Tomsinova2.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
12.89 Mб
Скачать

Глава 8. Государственный строй афин в V—IV вв. До н. Э.

Важнейшими органами государственной власти в Афинах бы­ли: а) совет — булэ, б) народное собрание и в) выборные должност­ные лица — стратеги, архонты и др. В законодательстве и контроле за управлением некоторое участие принимали также отдельные судебные органы: а) ареопаг (до реформы 462 г. до н. э.) и б) гелиэя.

§ 1. Совет — булэ

  1. Состав совета. Совет — булэ — состоял из 500 членов — булевтов. Избирались они жребием по 50 от каждой филы из чис­ла граждан, достигших 30-летнего возраста. Лица, избранные в бу-левты, подвергались в совете предыдущего созыва проверке — до-кимасии, которая должна была выявить образ мыслей и поведе­ние избранного, а также его право на занятие должности.

Кроме того, перед вступлением в должность члены совета — булевты — приносили клятву в том, что будут добросовестно от­носиться к своим обязанностям и в соответствии с законами от­правлять должность.

За исполнение своих обязанностей булевты получали по 5 обо­лов ежедневно за каждый день фактической службы и еще 1 обол на обед1. В заседаниях они носили на головах миртовые венки, по­добно другим должностным лицам, в театре им предоставлялись особые почетные места.

По окончании срока службы каждый булевт представлял от­чет о своей работе. Если против него возникало какое-либо обви­нение до истечения срока его полномочий, члены совета исключа­ли его из своей среды, производя голосование оливковыми листь­ями. Исключенный из совета мог быть арестован и предан суду в обыкновенном порядке.

1 Обол — серебряная монета около 6 копеек золотом.

Должностные лица, в особенности стратеги, имели право вы­ступать с докладами в совете и могли делать свои предложения. Этим путем они приобретали возможность влиять на постановле­ния совета, а через посредство совета и на постановления народ­ного собрания.

  1. Компетенция совета. В компетенцию совета входили глав­ным образом: во-первых, подготовка и предварительное обсужде­

ние дел, поступавших на рассмотрение народного собрания, во-вто­рых, заведование текущими делами во всех отраслях государствен­ного управления. Это был высший правительственный и админис­тративный орган Афинского государства.

По делам, которые должны были поступить на рассмотрение народного собрания, совет давал свое заключение и намечал пред­варительное решение, которое предлагалось затем народному со­бранию, — так называемая пробулевма. Без предварительного рас­смотрения дела советом народное собрание не могло выносить своих решений.

На совет возлагалось также приведение в исполнение поста­новлений народного собрания. Он должен был строго придержи­ваться указаний народного собрания, но нередко народное собра­ние оставляло широкое поле для самостоятельной деятельности совета и даже возлагало на него иногда неограниченные полномо­чия (boule autocrator).

Совету принадлежали широкие права в области финансового управления. Он определял источники государственных доходов, ведал всеми поступлениями в государственную казну, производил взыскание государственных долгов, продажу конфискованных иму-ществ, распределял пособия в пользу граждан. Он же определял размер взносов, производимых союзниками. Совет заключал дого­воры, отдавая на откуп государственные доходы.

Он передавал "казначеям богини" (Афины-Паллады) и каз­начеям других богов ценности, храмовое имущество, статую боги­ни Афины-Паллады и принимал от них ценности обратно.

Под надзором совета находились военный флот и конница. На нем лежала забота о ежегодной постройке новых кораблей и о сна­ряжении их необходимым вооружением.

Совет ведал также дипломатическими сношениями с други­ми государствами. Он принимал послов и вводил их в народное собрание, заключал договоры с другими государствами, подтвер­ждал эти договоры торжественной клятвой, он же выслушивал отчеты афинских послов о выполненных ими поручениях.

На совете лежала также забота о святилищах, об устройстве празднеств, об общественных постройках.

Как высшее правительственное учреждение, совет принимал отчеты должностных лиц и давал им необходимые указания. Для принятия отчетов он выделял комиссию из 10 логистов. Со своей стороны совет также давал финансовый отчет народному собранию.

Совету принадлежала также судебная власть. К нему посту­пали заявления о государственных преступлениях. Однако в IV в. до н. э. приговоры совета должны были поступать на утвержде­ние гелиэи. Совет сохранил, однако, право присуждать должност­ных лиц к штрафам до 500 драхм. Но и постановления совета о наложении штрафа на должностных лиц не были окончательны­ми, их можно было обжаловать в суд.

  1. Пританы. Так как было неудобно вести текущие дела уп­равления при посредстве столь многолюдного собрания, каким яв­лялся совет пятисот, последний делился на 10 комиссий, состояв­ших каждая из 50 представителей какой-либо одной филы. Эти комиссии поочередно стояли у власти в течение одной десятой ча­сти года, сменяя друг друга в порядке, который определялся жре­бием. Выделение комиссий облегчало для влиятельных предста­вителей рабовладельческого класса воздействие на совет и конт­роль его действий. Члены совета, призванные в состав этих ко­миссий в данный месяц, назывались пританами, а месяц дежур­ства каждой комиссии — пританией.

Местом нахождения пританов было особое круглое здание на рыночной площади, именовавшееся скиас или фолос. Здесь они пре­бывали целый день, здесь обедали совместно, здесь приносили жер­твы, здесь же принимали доклады и сообщения должностных лиц.

За свою деятельность пританы удостаивались почетного бла­годарственного декрета от народного собрания. В первой полови­не IV в. до н. э. его стали давать пританам одной какой-либо филы, которые, по мнению народного собрания, лучше всего выполня­ли свои обязанности, позднее опять стали награждать декретом пританов каждой филы.

Независимо от деятельности пританов совет собирался в пол­ном составе в особом здании — булевтерии, а иногда в храме Де-метры Елевсинской в акрополе, на корабельных верфях в Пирее и в других местах. Заседания были публичны, но в отдельных слу­чаях совет делал свои заседания закрытыми.

  1. Председатель и секретари совета и народного собрания. Пританы выбирали из своей среды по жребию на один день пред­седателя — эпистата, который не мог быть избран на эту долж­ность вторично в течение данной притании. Эпистат был вместе с тем председателем совета пятисот. Он же председательствовал в народном собрании, хранил государственную печать и ключи от помещений, в которых размещались казна и архив. Он находился все время в фолосе вместе с третью пританов, назначенных по его усмотрению. В IV в. до н. э. председательствование в совете и в народном собрании перешло от эпистата к другому лицу — к одному из девяти проэдров, которые избирались при посредстве жребия перед каждым заседанием совета или народного собрания. Один из девяти проэдров в силу жребия становился председате­лем — эпистатом проэдров, а остальные считались его помощни­ками. Никто не мог быть эпистатом проэдров более одного раза в

году.

Таким образом, за эпистатом притании сохранилось право со­зывать народные собрания, а все руководство ими перешло в руки эпистата проэдров.

В распоряжении совета находились секретари, из коих один хранил архивы и вел протоколы заседаний совета, записывая все

постановления совета и народного собрания, обязанностью друго­го было докладывать в народном собрании дела. Нужно заметить, однако, что как число секретарей, так и круг обязанностей каж­дого из них не раз менялись на протяжении IV в. до н. э.