Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_V_A_Tomsinova2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
12.89 Mб
Скачать

Глава 7. Образование и развитие афинской демократии в VI—V вв. До н. Э. (до пелопоннесской войны)

§ 1. Образование Афинского государства. Первые этапы

  1. Реформы Тезея. Афинское государство образовалось в ре­зультате разложения родового общественного устройства и вытес­нения его государственной организацией. Этот процесс, начавший­ся еще в гомеровской Греции, завершился в VII—VI вв. до н. э.

Первым шагом к образованию Афинского государства были реформы, которые приписывались легендарному герою Тезею.

При Тезее произошло слияние отдельных племенных поселе­ний в одно целое с единым центром в Афинах, произошло слияние всех племен в единый народ, т. е. то, что греки называли "синой-кисмом". Это повлекло учреждение в Афинах центрального управ­ления с передачей ему части дел, находившихся в ведении отдель­ных племен; тогда же образовалось общее афинское право, в ре­зультате чего чужеплеменник уже не был лишен всякой защиты, находясь на территории чужого племени, как это было раньше. Наконец, весь народ был разделен на три группы независимо от существовавшего деления на роды, фратрии и племена — на эв-патридов, или благородных, геоморов, или землевладельцев, и де­миургов, или ремесленников. При этом благородным предоставле­но было исключительное право на замещение должностей. В родо­вом обществе открыто было признано привилегированное положе­ние знати.

  1. Появление должности архонта. Дальнейший шаг к образо­ванию государства состоял в уничтожении власти базилевса в ее прежнем значении. Базилевс как пережиток родовой демократии становится нежелательным для аристократии по мере укрепления ее позиций. Поэтому наряду с должностями базилевса и появив­шегося позднее военачальника — полемарха устанавливается но­вая должность — архонта. Базилевса сменяет выборный архонт.

Сначала архонты избирались пожизненно, затем, с середины VIII в. до н. э., должность эту стали ограничивать 10-летним сро­ком и, наконец, с 683 г. до н. э. стали ежегодно избирать 9 архон­тов, между которыми распределялась власть прежних пожизнен­ных правителей. Один из них — первый архонт (позднее архонт-эпоним) — стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзо­ру за внутренним управлением и судебные полномочия по семей­

ным делам. Его именем обозначался год, в течение которого пра­вила данная коллегия архонтов.

Базилевс стал вторым архонтом. За ним сохранились лишь жреческие функции, а также суд по религиозным делам. Таким образом, базилевс перестал быть вождем родовой демократии и за ним сохранилась по преимуществу жреческая власть.

К третьему архонту — полемарху — отошла военная власть.

Остальные 6 членов коллегии, носившие наименование фес-мофетов, выполняли главным образом судебные функции.

  1. Ареопаг. Наукрарии. Племенной совет старейшин был вы­теснен новым правительственным органом — ареопагом, состояв­шим из представителей наиболее знатных и богатых семей. Совет этот собирался на Ареевом холме, откуда произошло и его наиме­нование. С появлением архонтов ареопаг стал пополняться быв­шими архонтами, но он же, в свою очередь, избирал архонтов. Та­ким образом, власть целиком сохранилась в руках эвпатридов, представителей старой родовой аристократии.

Несколько позднее, с образованием флота для защиты морс­кой торговли, когда на население были возложены повинности по сооружению и снабжению экипажей военных кораблей, страна была разбита на небольшие территориальные округа — наукра-рии, из которых каждая должна была снаряжать один корабль для флота. Во главе каждого такого округа стоял притан наукрарии.

Таким образом, появилось деление населения по территори­альному признаку, вне зависимости от принадлежности к тому или иному роду и племени, а также возник новый орган власти, не свя­занный с родоплеменной организацией.

  1. Законы Драконта. В 621 г. до н. э. появляется впервые в Афинах писаное право. Это — законы Драконта, отличавшиеся большой суровостью.

Неизвестно точно, при каких обстоятельствах они были из­даны — было ли их издание результатом требования, выдвинуто­го против эвпатридов, для которых отсутствие писаного права от­крывало возможность самого широкого произвола, или оно было продиктовано желанием эвпатридов закрепить и мерами сурового террора оградить свои привилегии.