Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_V_A_Tomsinova2.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
12.89 Mб
Скачать

§ 3. Общественная организация гомеровских греков

Общественная организация греков в гомеровскую эпоху сво­дилась к следующему.

1. Совет старейшин. Постоянным органом власти был совет старейшин — булэ, первоначально состоявший, вероятно, из ста­

рейшин рода, а позднее из лиц, специально избранных из их сре­ды. Как представители родовых общин они выступают в перего­ворах с другими племенами, приносят клятвы от имени общин, уча­ствуют в родоплеменном суде. Они же образуют совещание при базилевсе, обсуждающее все важнейшие дела. Эти совещания обыкновенно происходили на созываемых базилевсом пирушках ("Ты начни Агамемнон. Пир для старейшин устрой" — "Илиада", IX, 70). Совет старейшин у Гомера уже не совет стариков, а совет наиболее видных представителей родовой знати.

  1. Народные собрания. Для решения важнейших вопросов со­зывалось народное собрание (agora). Здесь обсуждались вопросы о войне и мире, о ходе военных действий, об эпидемиях, поразив­ших войска, и другие. Каждый мужчина мог высказываться в со­брании. Однако в действительности с речами выступали почти одни лишь представители знати. Собрание одобряет или отклоняет ре­шение, заранее подготовленное старейшинами. Рядовые члены со­брания встречают решительный отпор со стороны представителей знати, когда пытаются выразить свое мнение подобно Терситу, ко­торый, отражая настроения масс на военной сходке под Троей, стал жаловаться на преимущества, предоставленные знатным, и тре­бовал возвращения войск на родину. Одиссей встретил возгласы Терсита бранью и ударами скипетра. Это было его обычное обра­щение с людьми из народа. "Если царя он встречал или воина, знат­ного родом, став перед ним, он его останавливал ласковой речью. Если ж кричавшего громко он мужа встречал из народа, скипет­ром его ударял и бранил его грозною речью: "Сядь, злополучный, недвижно, и слушай, что скажут другие — те, кто мудрее тебя" ("Илиада", II, 188—189).

Кроме того, голосования в собрании не производилось. Реше­ние принималось шумным одобрением, криками, которые Гомер сравнивает с шумом морских волн или с шумом нивы, колеблемой ветром ("Илиада", II, 144 и сл.). При таких условиях базилевсы и старейшины, руководящие собранием, легко могли навязать ему свою волю.

Мы видим, таким образом, что в гомеровской Греции сохра­няется еще первобытная демократия, но уже с характерным пре­обладанием героев и базилевсов над народной массой.

В собрании принято было сидеть. Оратор выходил на середи­ну арены и брал у глашатая жезл (скептрон) в знак того, что им отправлялась общественная функция. Считалось противным обы­чаям созывать собрание к закату солнца.

  1. Базилевс. Вся организация возглавлялась родоплеменным вождем — базилевсом. Это был военачальник племени, верховный судья и верховный жрец. Власть его, однако, носила чисто оте­ческий характер. В принципе он являлся первым среди равных и фактически действовал чаще всего не единолично, а совместно с

представителями родоплеменной знати. Базилевс не был монар­хом и не имел неограниченной монархической власти, какой на­деляют его нередко буржуазные ученые.

К правильному пониманию роли базилевса был близок Гегель, когда говорил, что царская власть у греков "еще не является мо­нархией, так как потребность в ней обнаруживается лишь при дальнейшем развитии общества" (Гегель. Философия права. С. 218).

Маркс пишет: "Европейские ученые, в большинстве своем при­рожденные придворные лакеи, превращают базилевса в монарха в современном смысле слова". Энгельс показывает, насколько та­кое отождествление лишено всякого основания1.

Должность базилевса в принципе выборная. Однако при ее замещении стали отдавать предпочтение сыну умершего базилевса, и таким образом должность закрепилась наследственно в одной семье. Наследственность не везде вытеснила выборность. Так, отец Одиссея Лаэрт, по-видимому, не был базилевсом-царем, так что вполне вероятно, что Одиссей был избран базилевсом за свои вы­дающиеся качества.

Базилевс был прежде всего верховным вождем войска на вой­не. Базилевсы предводительствуют на войне, сами участвуют в бит­вах, иногда выходят на поединок с базилевсом или героем враж­дебного войска. На войне власть царя-базилевса шире, чем в мир­ное время: он располагает на войне правом жизни и смерти ("Или­ада", II, 391; XV, 384 и сл.). Однако и на войне ему приходится считаться с мнением народной массы, которую созывают на сход­ки для решения особенно важных вопросов.

Базилевсу принадлежала, далее, судебная власть. Какие дела он разбирал единолично, установить затруднительно. По-видимо­му, в большинстве случаев базилевс судил совместно со старей­шинами в присутствии народной массы. В "Одиссее" всячески пре­возносится базилевс, творящий справедливый суд и защищающий общинников от произвола и насилий ("Одиссея", XIX, 111 и сл.).

На базилевса возлагалась также обязанность совершать жер­твоприношения, руководить религиозными церемониями и высту­пать в качестве представителя народа перед лицом богов.

1 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. XVI. Ч. I. С. 84.

В пользу базилевса установлены были сборы с населения и разного рода приношения. Сборы делались, например, в возмеще­ние расходов базилевса на прием чужеземцев и на подарки им ("Одиссея", XIII, 14—15; XIX, 196). Кроме того, члены племени де­лали взносы в пользу базилевса по случаю его брака и в других случаях. На войне базилевсы получали значительную часть до­бычи, на пирах им подобали почетные места и лучшие порции ку­шаний, а также самые большие чаши вина. Базилевсу предостав­

лялся также особый участок земли — теменос, который он мог об­рабатывать при помощи рабов, но мог сдавать и в аренду. Все это способствовало дальнейшему обогащению царя-базилевса, который и без того принадлежал к наиболее богатым кругам родовой знати.

Никаких венцов или корон цари-базилевсы не носили. Отли­чительным знаком их достоинства был скипетр — богато украшен­ный жезл, который, впрочем, помимо них держали в народном со­брании глашатаи и ораторы, а в храмах — жрецы.

Таким образом, говоря словами Энгельса, "мы видим в гре­ческом общественном устройстве героической эпохи еще в полной силе древнюю родовую организацию, но вместе с тем и начало ее разрушения". Рост имущественных различий уже приводит к об­разованию "начатков наследственного дворянства", уже появля­ется и развивается рабство, война превращается в постоянное сред­ство грабежа и захвата скота, рабов и других ценностей. Родовое общество становится военной демократией. Общество стоит нака­нуне образования государства как учреждения, призванного зак­репить имущественное неравенство и увековечить право богачей на эксплуатацию неимущих.