Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_V_A_Tomsinova2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
27.12.2019
Размер:
12.89 Mб
Скачать

Глава 5. Гомеровская греция и разложение первобытнообщинного строя

§ 1. Родоплеменные деления и обычай кровной мести у гомеровских греков

Древнейшие литературные памятники Греции — знаменитые поэмы "Илиада" и "Одиссея", относящиеся, по-видимому, к XI— IX вв. до н. э., отражают родовой быт древних греков. Археологи­ческие раскопки, предпринятые Шлиманом в 70-х гг. прошлого века и Льюисом в начале XX в., обнаружили на Балканском полуост­рове и о. Крит еще более древнюю культуру, чем культура гоме­ровской Греции. Однако характер этой "критомикенской" культу­ры и ее соотношение с гомеровской культурой составляют пред­мет еще не законченного научного исследования. Всестороннее изучение особенностей этой культуры затрудняется в значитель­ной мере тем обстоятельством, что язык дошедших до нас над­писей не расшифрован, и приходится поэтому довольствоваться одним археологическим материалом. Для наших целей, для целей изучения древнегреческих государств и процесса их возникнове­ния, достаточно начать с поэм Гомера, не пытаясь идти дальше в глубь истории народов, населявших Балканский полуостров.

Поэмы Гомера, сложившиеся, вероятно, на протяжении ве­ков и являвшиеся продуктом коллективного народного творчества, отражают события, которые произошли в конце II — начале I ты­сячелетия до н. э.

Что же представляет собой Греция в эту "гомеровскую" эпоху своей истории? Население делилось на племена (филы), фратрии и роды (гене). Племена уже объединились в небольшие народцы. У Гомера фратрия фигурирует в качестве военной единицы: гре­ческие войска расставлялись по племенам и фратриям. Фратрия имела свои святыни и празднества. Не принадлежащий ни к ка­кой фратрии (afraetor), человек без роду и племени, стоял вне за­кона и был лишен защиты со стороны общества. Это был человек, "чуждый права", "бездомный и безродный" ("Илиада", IX, 63).

Обычай кровной мести сохраняет еще полную силу. Оставить убийство родного без отмщения — бесчестно, смерть без отмще­ния считалась несчастьем для убитого ("Одиссея", XI, 380; XI, 145). Отец убитого Одиссеем Антиноя обращается к родным с такой ре­чью:

"Братья, молю вас...

...Выйти со мной на губителя: иначе стыд нас покроет, Мы о себе и потомству оставим поносную память, Если за ближних своих, за родных сыновей их убийцам Здесь не отмстим. Для меня же, скажу, уж тогда нестерпима Будет и жизнь: и за ними, погибшими, в землю сойду я".

("Одиссея", XXIV, 433) Убийца может отвратить месть, удалившись в изгнание или

уплатив вознаграждение родственникам убитого, если последние

дают на это согласие. В "Илиаде" читаем: ". Брат за убитого брата, Даже за сына убитого пеню отец принимает; Самый убийца в народе живет, отплатившись богатством; Пеню же взявший и мстительный дух свой, и гордое сердце Все наконец укрощает".

Общественные власти не принимали никакого участия в пре­следовании убийцы; вероятно, они лишь посредничали при опре­делении размера выкупа за кровную месть. На щите Ахилла была изображена сцена разбирательства спора о вознаграждении в поль­зу родных убитого. Здесь речь, однако, шла не о размере пени, а о том, была ли она уплачена. Разбирали спор племенной вождь — базилевс и племенные старейшины в присутствии народной массы.

". шумный

Спор там поднялся; спорили два человека о пене, Мзде за убийство; и клялся один, объявляя народу, Будто он все заплатил; а другой отрекался в приеме".

("Илиада", XVIII, 498 и сл.) Права еще не было. Слово nomos — закон — в гомеровских поэмах отсутствует. Гомеровские греки апеллируют к справедли­вости, к обычаям — dike.