Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_V_A_Tomsinova2.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
12.89 Mб
Скачать

§ 4. Государственный строй

1. Патеси-лугаль. Во главе древнешумерийских государств — патесиатов — стоял патеси, наместник бога на земле. Ему усваи­вался титул лугаля, когда его господство начинало простираться помимо одного города на значительную часть всей страны.

Патеси — это преемник родоплеменных старейшин. По-ви­димому, этим именем первоначально обозначались родоплеменные вожди. С расколом общества на классы и образованием государ­ства эти старейшины, занимавшие руководящие общественные дол­жности, превратились в органы политического господства, и так как сохранение общины и потребности ирригации обусловили воз­никновение сильной централизованной власти, то их власть при­няла характер деспотии.

Патеси как наместнику бога на земле приписывали особое мо­гущество, и от него ждали действий, необходимых для успеха сель­ского хозяйства. Как гласят документы, патеси обязан был напол­нять каналы водой, умножать рыбу в прудах, строить житницы, мельницы, стойла, загоны для священных овец и ягнят. Патеси вме­сте с тем выполнял жреческие обязанности. Патеси — главный жрец местного бога.

Отдельные патеси могли, сохраняя относительную самосто­ятельность, стать подвластными лугалю. Так, например, около 2900 г. до н. э. лугаль Киша Месилим поставил под свою власть патеси Лагаша.

Подчиняя себе обширные территории в бассейне рек Тигра и Евфрата, цари южного Двуречья, начиная с аккадской династии, называют себя царями четырех стран (по-видимому, Шумер, Ак­кад, Суббару, Амореи) и царями вселенной. Они перестают име­новать себя наместниками богов, они объявляют самих себя бога­ми, приписывая себе особую магическую силу. Уже первого ак­кадского царя Саргона его подданные называли своим богом.

Это обожествление, начавшись при Саргоне, продолжается неизменно и в дальнейшем. Другой царь аккадской династии, На-рамсин, постоянно именует себя богом Аккада. Обожествление про­должается и при династии Ура. Царь Шульги строит себе даже храм, в котором царю воздаются почести как богу.

В законах Хаммурапи (введение) говорится, что бог Мардук назначил царя Хаммурапи править Вавилоном как своего сына и наследника. Законы называют Хаммурапи "солнцем Вавилона", как

бы сближая его тем самым с богом солнца Шамашем. Он именует­ся "солнцем Вавилона", "царем правды", которому Шамаш пору­чил правосудие. Особый титул "илу" служит для обозначения бо­жественного достоинства царей.

Если раньше города и сооружения получали имена богов, то с I Вавилонской династии обнаруживается тенденция заменять имена богов именами царей (канал Хаммурапи, стена Аммизаду-га, город Куригалзу — при III династии).

Цари Вавилонской династии были такими же полновластны­ми патеси-лугалями, как и их предшественники из других динас­тий, простиравшие свою власть на всю территорию южного Дву­речья.

2. Правитель дворца — нубанда. Огромные государственные имущества управлялись большим штатом чиновников.

До образования единой шумеро-аккадской монархии главное должностное лицо — смотритель (правитель) дворца — нубанда. Известный французский ассириолог Женуильяк следующим об­разом характеризует его функции: "Он одновременно организатор публичных служб, организатор земледельческих работ, царский казначей, правитель дворца и всеобщий нотариус".

Во время III Урской династии во главе государственного уп­равления по-прежнему стоит правитель царского дворца, который ведает всеми общественными работами, земледелием, финансами. Ему подчинены местные правители, на которых возлагаются за­бота о сборе налогов и надзор за выполнением всех повинностей, лежащих на населении. Нубанда командует также войсками.

Этот порядок управления, при котором правители царского дворца были высшими должностными лицами в государстве и при котором, насколько можно судить, проведена была строгая цент­рализация всего аппарата управления, сохранился и при царе Хам-мурапи. От времен Хаммурапи до нас дошла обширная переписка царя с правителем Ларсы Синидинамом, которая показывает, что царь сам непосредственно интересовался важнейшими делами об­ласти и давал указания правителю по самым разнообразным воп­росам.

Однако с расширением власти царей за пределы Шумера ап­парат усложняется. Нубанда ведает теперь почти исключительно организацией работ, которые были связаны с повинностями насе­ления. Строительство каналов, укреплений, дворцов, храмов, орга­низация земледельческих работ, ведение войны — вот круг дел, которыми руководит нубанда.

При царе появляется и другой правитель, наместник — исакку и правитель многих городов. Упоминаются в источниках и другие правители, которые в сопровождении солдат и курьеров разъез­жают по стране, выполняя задания правительства в самых отда­ленных ее частях.

Упоминаются различные разряды жрецов, несомненно, при­нимавших значительное участие в государственном управлении, агенты разного рода, судьи, хранители житниц, писцы, надсмотр­щики разного рода и т. п.

Писцы ("дуб-сар", что означает "пишущий таблетку") обыч­но принимали участие в составлении всякого рода документов. За­нимая официальное или полуофициальное положение, они, несом­ненно, в значительной степени содействовали использованию пра­вовых норм и государственного, в первую очередь судебного, ап­парата для целей угнетения бедноты ростовщиками и богатеями.

  1. Армия. Армия до Хаммурапи состояла в основном из опол­ченцев. Было и постоянное войско, состоявшее из наемников и ра­бов. Оно составляло личную гвардию царя и несло полицейскую службу.

При Хаммурапи создается постоянная армия из свободных воинов ("реду" и "баиру"), которым предоставляются участки зем­ли за военную службу. Для обработки земли на время отсутствия воина в походе ему дается рабочая сила.

Законы Хаммурапи, стремясь защитить воинов от насилий начальников ("деку" и "лубутту"), грозят последним смертной каз­нью в случае, если они сделают попытку присвоить себе труд или имущество воина.

  1. Местное управление. С расширением территории государ­ства наблюдается стремление провести строгую централизацию уп­равления. Централизаторская тенденция сказывается полностью уже при III Урской династии. Цари лишают местных патеси их светской власти, сохраняя за ними лишь их жреческое достоин­ство, или превращают их в своих наместников, в подчиненных им областных правителей — шакканаку.

Помимо этих областных правителей — шакканаку — нам из­вестны также должностные лица, возглавлявшие более мелкие тер­риториальные единицы. Это — рабианум, упоминаемые в ст. 23 и 24 законов Хаммурапи, по-видимому, правители городов или, как предполагали некоторые советские ученые, главы территориаль­ных сельских общин.

  1. Судебная организация. Судебную власть в Вавилоне, как и в Египте, осуществляли органы администрации. Были специально судебные должностные лица, но они выполняли, помимо суда, по­ручения административного характера. Царь считался верховным судьей, и к нему можно было обращаться с жалобами на решения любого суда.