Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
tema_1.1_Professionalnaja_prigodnost_kak_katego...doc
Скачиваний:
82
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
979.46 Кб
Скачать

Тема 4.4 роль индивидуально-психологических

ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В работах В.Д. Небылицына, Б.Ф. Ломова, К.М. Гуревича, О.А. Конопкина и других исследователей проблема эффек­тивности и надежности труда человека рассматривается в свете учения о типах высшей нервной деятельности.

Гипотеза о наличии связи между некоторыми характери­стиками рабочих качеств человека-оператора и основными свойствами его нервной системы была выдвинута В.Д. Небылицыным в 1964 году.

Эти свойства являются врожденными, неизменными, и поэтому они выступают и качестве постоянных параметров работоспособности и надежности.

Среди рабочих качеств оператора автор выделяет следующие:

  1. долговременная выносливость, в основе которой лежит сила нервной системы;

  2. выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению, которая должна быть связана либо с си­лой нервной системы по отношению к возбуждению, либо с уравновешенностью нервных процессов;

  3. помехоустойчи­вость к действию факторов внешней среды, которая также должна находиться в прямой связи с силой основных нервных процессов;

  4. реакция на непредвиденные раздражители — фун­кция уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния; переключаемость, которая находится в связи с подвиж­ностью нервных процессов.

Данная гипотеза получила частичное подтверждение в исследованиях К.М. Гуревича и В.Ф. Матвеева операто­ров энергосистем в ходе противоаварийных тренировок.

Ус­тановлено, что успешные и надежные действия операторов, сохранение ими самообладания связаны с их индивидуальны­ми особенностями в соотношении основных свойств нервной системы.

Анализ исследований показал, что на определенной количественной границе показателей исследовательской пробы, диагностирующей силу процесса возбуждения, с вы­сокой вероятностью обособляются лица, обладающие требуемыми «оперативными» качествами, от лиц, не обладающих ими. Что касается баланса нервных процессов, то его диффе­ренцирующее значение выступает только в сочетаниях с дру­гими пробами, чаще всего — силы нервной системы. Сами по себе, в отдельности, показатели баланса не разграничивают одну группу специалистов от другой. Напрашивается вывод, что нарушения баланса профессионально существенны на фоне индивидуальной слабости процесса возбуждения.

В самом деле, есть ли рациональные основания для того, чтобы одни и те же показатели свойств нервной системы в одних сочетаниях четко дифференциро­вали испытуемых в зависимости от степени их профпригод­ности, а в других - не дифференцировали?

В чем тут дело: в узко профессиональном функциональном сочетании индиви­дуальных особенностей или в обстоятельствах чисто вне­шних, связанных, например, с оформлением отдельных проб, примененных способах выражения результатов, деталях об­работки или особенностях экспериментальной процедуры?

Изучению связи показателей скорости приема информа­ции и ее устойчивости в ходе работы с некоторыми проявле­ниями свойств нервной системы посвящена работа О.А. Конопкина. Автор установил, что в уровне пропускной способности отдельных испытуемых и в характере ее дина­мики в ходе деятельности и под влиянием побочных раздра­жителей имеются заметные индивидуальные различия.

Сни­жение уровня пропускной способности в ходе деятельности по приему информации характерно для лиц с относительно слабым процессом возбуждения.

При работе со зрительны­ми альтернативными сигналами слабые звуковые раздражи­тели, не имеющие отношения к деятельности, могут вызвать повышение продуктивности и основной деятельности — степень такого повышения положительно связана с силой процесса возбуждения.

Таким образом, полученные результаты в целом свиде­тельствуют в пользу того, что процесс приема информации человеком находится в зависимости от индивидуальной выраженности основных свойств нервной системы.

Необходимо отметить, что функциональное состояние психофи­зиологических систем, обеспечивающих даже простейшие формы произвольной деятельности, зависит не только от генотипической выраженности свойств нервной системы, но и от других регуляторных воздействий, которые могут опре­деляться отношением испытуемого (специалиста) к задаче и условиям эксперимента, к полученной инструкции.

Е.П. Ильин обосновывает точку зрения о влиянии типо­логических характеристик человека на эффективность и на­дежность его деятельности, особенно в экстремальных усло­виях.

Он экспериментально показал, что определенное сочетание типологических особенностей свойств нервной системы обуславливает ряд моментов, связанных с надежно­стью деятельности человека: возникновение неблагоприят­ных эмоциональных состояний, проявление волевых качеств и психомоторных способностей.

Выявлено, что устойчивость к неблагоприятным состояниям определяется комплексом особенностей проявления различных свойств нервной систе­мы.

Одна и та же типологическая особенность может обес­печить устойчивость к одному состоянию и облегчить воз­никновение другого состояния. Например, слабая нервная система, повышая устойчивость к монотонному фактору, яв­ляется в то же время неблагоприятным фактором для экст­ремальных условий. Да и устойчивость лиц со слабой нервной системой к монотонному фактору определяется сочетанием этой типологической особенности с другими: при определен­ном сочетании с другими типологическими особенностями лица со слабой нервной системой становятся неустойчивы­ми к монотонному фактору, так как у них быстро развивает­ся состояние психического пресыщения.

Экспериментально установлено, что в условиях слабо выраженного эмоционального напряжения эффективность деятельности может повышаться у лиц с разными типологи­ческими особенностями, однако при большом эмоциональ­ном напряжении (напряженности) раньше нарушается дея­тельность у лиц со слабой нервной системой.

Лица с сильной нервной системой имеют больше шансов выдержать напря­женную (значимую, ответственную) ситуацию.

Первые признаки наступающего утомления позже про­являются у лиц с инертностью нервных процессов, со сла­бой нервной системой. Однако время наступления фазы не­компенсированного утомления зависит в основном только от степени инертности нервных процессов.

Ряд исследований, выполненных сотрудниками Е.П. Иль­ина, подтвердил тесную связь волевых качеств личности с ти­пологическими особенностями.

В частности, волевое качество смелости слабо проявляется людьми, имеющими такое соче­тание типологических особенностей, как слабая нервная сис­тема, преобладание внешнего (эмоционального) торможения не может побороть возникающей у них в рискованных ситуа­циях боязни и ухудшает качество деятельности.

Активная сме­лость («агрессивность» в хорошем смысле) в большей степени проявляется людьми с сильной нервной системой и преобла­данием внешнего возбуждения.

Эти же типологические осо­бенности в сочетании с подвижностью нервных процессов обуславливают большую решительность.

Лица с преобладани­ем внешнего (эмоционального) и внутреннего (в двигательной сфере) торможения обладают большей выдержкой, дисципли­нированностью, усидчивостью и т. д.

Силь­ная нервная система является одним из факторов проявле­ния многих волевых качеств (смелости, решительности, тер­пеливости). Однако следует отметить, что несмотря на это, нельзя ставить знак равенства между сильной нервной сис­темой и силой воли, так как последняя обуславливается и другими типологическими особенностями.

Биологические основы индивидуальных различий между людьми по ряду психологических характеристик, прежде все­го психодинамических, обстоятельно рассмотрены В.М. Русаловым.

Таким образом, некоторые сочетания основных свойств нервной системы способствуют более выраженному прояв­лению ряда психических функций, которые можно рассматривать как профессионально значимые для некоторых видов деятельности, влияющие на ее эффективность и надежность и определяющие уровень профпригодности.

В.М. Русалов утверждает, об опосредованном влиянии типологических особенностей нервной системы на формирование профессиональной пригодности.

Данное заключение подвергают сомнению другие исследователи. Например, О.А. Конопкин и Л.С. Нерсесян ,изучая профессиональную надежность машинистов ло­комотивов, установили, что ни сила, ни лабильность нервной системы не проявили себя в качестве факторов, имеющих оп­ределяющее значение в достижении машинистами высокого профессионального мастерства.

Авторы высказали предполо­жение о том, что профессиональный успех может быть достиг­нут при разнообразии индивидуальных вариантов «типологи­ческой» компенсации тех или иных «неблагоприятных» проявлений свойств нервной системы, а точнее — о наличии одинаково эффективных и надежных («профессионально рав­ноправных») индивидуальных вариантов стиля деятельности.

Анализ работ в этой области позволяет заключить, что если индивидуальная выраженность основных свойств нервной си­стемы и их индивидуальное сочетание отражаются в некоторых особенностях психики, в том числе в ряде профессионально значимых ее функций, и тем самым оказывают опосредующее влияние на показатели профпригодности человека, то непос­редственной связи типологических особенностей нервной си­стемы с этими показателями деятельности установлено не было.

Это положение подтверждает высказывание Б.М. Теплова о том, что при любом типе нервной системы человек может иметь высокие индивидуальные достижения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]