- •Тема 5. Османская империя, Иран, Афганистан, Египет
- •В середине XVII- первой половине XIX в.
- •Лекция 8
- •Османская империя.
- •Общественный строй
- •Государственно-административная система. Армия.Упадок Османской империи
- •Турция и Россия в начале XVIII в. «Генеральные Капитуляции» 1740 г.
- •Османская империя в конце XVIII в. Зарождение «Восточного вопроса»
- •Реформы Селима III
- •Вторжение французских войск в Египет. Свержение Селима III. Греческое восстание и его последствия
- •Возникновение «Египетского кризиса». Ункяр-искелесийский договор
- •Реформы Махмуда II (1826—1839). Усиление экспансии иностранного капитала
- •Второй этап «египетского кризиса». Начало танзимата. Лондонская конвенция 1840 г.
- •Иран в эпоху правления Аббаса I и его преемников
- •Социально-экономические отношения в Иране в XVIII в. Особенности государственного строя
- •Ослабление и распад Сефевидского государства. Иран под властью афганцев и Надир-шаха
- •Иран во второй половине XVIII в. И утверждение у власти династии Каджаров. Социально-экономический и политический строй
- •Англо-французское соперничество в Иране. Русско-иранские войны. Проблема Герата
- •Возникновение первых очагов государственности в Кандагаре и Герате. Завоевание Афганистана Надир-шахом
- •Образование державы « Дуррани ». Общественный строй
- •Ослабление Дурранийской державы
- •Годы феодальной раздробленности. Приход к власти Дост Мухаммеда
- •Первая англо-афганская война (1838-1842)
- •«Второе правление» Дост Мухаммеда. Последняя попытка возвратить Пешавар. Политика на севере
- •Общественно-политическая борьба провинциях «Османской Сирии» XVIII — начале XIX в.
- •Традиционное общественное сознание в «Османской Сирии» к началу XIX в.
- •Османская Сирия в период египетской оккупации и в период Танзимата (30—70-е годы XIX в.)
Годы феодальной раздробленности. Приход к власти Дост Мухаммеда
В эти годы отдельные уделы ханства (Кабул, Кандагар, Пешавар и др.) представляли фактически самостоятельные владения во главе с ханами, обладавшими деспотической властью. Во главе большинства уделов стояли ханы из рода Баракзиев — близкие родственники казненного Фатх-хана. Практически сразу и в этом узком кругу родственников разгорелась ожесточенная борьба за власть. Феодальные мятежи, крестьянские восстания и взаимная борьба ослабляли эти ханства, подрывали их обороноспособность перед лицом внешнего врага. Самым слабым из афганских княжеств был Пешавар, самым сильным — Кабул. Баракзайские ханы, владыки Пешавара, господствовали лишь над крестьянством ближайшей округи этого города, но еще не имели власти над соседними афганскими племенами и самым многочисленным из них юсуфзаями. Слабость садозайских ханов Герата была обусловлена тем, что они опирались на афганскую военно-феодальную верхушку, составляющую численно ничтожную господствующую группу среди массы коренного неафганского населения (таджики, Хазарейцы и др.). Всего афганцев, включая кочевников, было в Гератском ханстве не более 10—15% от общего числа его жителей. Что же касается кабульского ханства, то оно было более этнически однородным. Кроме того, оно занимало выгодное центральное положение между Кандагарским и Пешаварским княжествами, было лучше защищено от внешних врагов и располагалось на основной торговой дороге между Индией и Средней Азией. После ожесточенной борьбы (1818—1826) с братьями правителем Кабула окончательно утвердился сердар Дост Мухаммед-хан. Вскоре он объединил под своей властью Кабул, Газни, Джелалабад, завоевал расположенные к северу от Кабула земли таджиков Кухистана и стал сильнейшим из афганских ханов.
Жестоко расправляясь с мятежниками-ханами и безжалостно подавляя крестьянство, Дост Мухаммед вместе с тем покровительствовал торговле и обеспечил безопасность в стране. В 1826 г. он принял титул эмира, положив тем начало новой баракзайской династии афганских государей. Эмир Дост Мухаммед стремился объединить Афганистан и сделать его сильным государством. Между тем соседние страны не преминули воспользоваться междоусобицами и ослаблением Афганистана, чтобы расширить собственные границы.
Еще в 1819 г. Камран, правитель Герата, признал себя вассалом персидского шаха, но это не удовлетворяло Каджаров: в 1823 г. и 1833 г. они предпринимают, правда неудачные, попытки завоевать это ханство. Решительнее и удачнее действовал владыка Пенджаба, сикхский махараджа Ранджит Синг. Он завоевал ранее подчинявшиеся дурранийской державе области северо-западной Индии — Мультан (1818 г.) и Кашмир (1819 г.). Затем сикхи приступили к захвату афганских земель на правом берегу Инда и, прежде всего в Пешаваре.
Отторжение Пешавара. Афганистан в международных отношениях
В 1823 г. Ранджит Синг направил свои войска на окончательное покорение Пешавара. В битве под Пешаваром сикхи победили благодаря предательству афганского правителя этой провинции Мухаммеда Назима. После установления своей власти они стали управлять здесь с помощью баракзайских сердаров-изменников, используя их как своих вассалов. Ключевое положение Афганистана на пересечении важнейших стратегических и торговых путей между Индией, Ираном и Средней Азией неминуемо делало эту страну объектом политического и торгового соперничества Англии и России. Англия к этому времени подчинила себе всю Индию, кроме Синда и Панджаба. Англичане считались союзниками сикхского махараджи. Отвлекая Ранджит Синга, повелителя Панджаба, от вмешательства в дела подвластных им индийских земель, англичане всячески разжигали афгано-сикхскую вражду. Оружием сикхов англичане стремились завоевать восточные области Афганистана, одновременно ослабляя этим сикхов и подготавливая поглощение их державы (вместе с Пешаваром и другими афганскими завоеваниями сикхов). Не без влияния английской дипломатии сикхи возвели крепость Джамруд в Хайбарском проходе и предприняли поход во внутренние области Афганистана, но были в 1836 г. отбиты войсками эмира Дост Мухаммеда. В то же время англичане стремились использовать нашедшего у них убежище бывшего афганского шаха. В 1834 г. они дали Шудже сильный отряд сипаев и отправили его на завоевание потерянного царства. Это была как бы репетиция будущей англо-афганской войны. Шуджа добрался до Кандагара, но под этим городом его отряд был наголову разбит (1835 г.) подоспевшим из Кабула эмиром Дост Мухаммедом. Шудже вновь пришлось спасаться в индийских владениях англичан. Захватнические планы англичан касались не только Пешавара, Кабула и Кандагара, они распространялись на Герат и среднеазиатские ханства. Герат имел первостепенное стратегическое значение — плодородный гератский оазис был исходным пунктом торговой караванной дороги из Ирана через Кандагар к границам Индии в обход трудно проходимых гор Гиндукуша. Англичане стремились сохранить Герат в слабых руках уцелевших садозайских шахов, находившихся под британской «защитой», а главное не допустить захвата Герата афганским эмиром или иранским шахом. Дальнейшие планы англичан по подчинению Средней Азии зависели от того, удаться ли им завоевать Афганистан и превратить Герат в свой плацдарм. Что же касается России, то она, чтобы не допустить утверждения англичан на подступах к Средней Азии, поощряла иранцев к захвату Герата: Российская империя предпочитала видеть этот «ключ Индии» в руках зависимых от нее Каджаров. Кроме того, русское правительство было заинтересовано в сохранении и расширении взаимно выгодных торговых связей с Ираном. В этом отношении Герат, как крупный торговый центр, также имел большое значение.
Осада Герата. Миссии Бернса и Виткевича в Афганистане
Эмир Дост Мухаммед ясно понимал, что за агрессивными действиями Шуджи и сикхов стоят англичане. Рассчитывая на поддержку России, он отправил к Николаю I посольство во главе с Хусейном Али-ханом. В Петербург посольство добиралось через Оренбург, и оттуда его сопровождал адъютант губернатора поручик Виткевич. Он же был отправлен в Афганистан с ответным письмом Николая I. Он имел поручение обещать эмиру помощь в размере 2 млн наличными и на 2 млн руб. русскими товарами. Между тем в октябре 1837 г. иранский шах Махмуд приступил к осаде Герата. Осада затянулась, но на исходе девятого месяца горожане готовы были капитулировать. Но тут подоспела английская помощь. В Персидском заливе появился английский флот и был высажен десант на остров Харак. Подкрепленное таким образом ультимативное требование англичан заставило шаха снять осаду Герата (август 1838 г.). Еще до исхода Гератской войны Ост-Индская компания направила в Кабул своего представителя Александра Бернса. Бернс имел поручение привлечь эмира Дост Мухаммеда на английскую сторону, заключить с ним союз против Ирана и России. В то же время англичане отвергли требование вернуть Дост Мухаммеду Пешавар и другие земли, захваченные сикхами. Поэтому эмир прервал переговоры с Бернсом и радушно принял Виткевича, прибывшего в Кабул в 1837 г. Миссия Виткевича начиналась очень успешно. Дост Мухаммед и его брат правитель Кандагара Кохендиль-хан, под гарантию России, заключили союзный договор с Ираном, направленный против Ост-Индской компании и ее союзника, садозай-ского шаха Герата. Однако затем все усилия Виткевича были сведены на нет из-за давления английской дипломатии. Правительство Николая I круто изменило свою афганскую политику. Оно отозвало своего посланника Симонича из Тегерана и отреклось от своего дипломатического представителя Виткевича, так успешно начавшего переговоры в Кабуле. Причина уступчивости России вытекала из навязанных англичанами «совместных действий» в период борьбы с Мухаммедом Али.
Военное отступничество Ирана и дипломатическое России сослужили службы английским захватническим планам в Афганистане. Англия решила немедленно начать войну. Одновременно в Хиву, Бухару и Коканд были направлены многочисленные английские агенты. Подчинение Афганистана должно было стать прологом к подчинению богатых и разрозненных ханств Средней Азии.
