Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпорки 33-44 и еще.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
190.98 Кб
Скачать

39.Ноам Хомский

США

Заложил основы теории порождающих грамматик и теории формальных языков как раздела математической логики («Трансформационный анализ», «Синтаксический структурализм»

Некоторые идеи (формальный аппарат порождающих грамматик достаточен для адекватного описания синтаксиса и некоторых аспектов семантики естественного языка) был встречены критически. Опираясь на идею универсальности основных «Глубинных» структур в языках мира, выдвинул программу изучения языка как средства исследования мышления.

"Синтаксис - учение о принципах и способах построения предложений.

Целью синтаксического исследования данного языка - построение грамматики, которую можно рассматривать как механизм некоторого рода, порождающий предложения этого языка. Конечным результатом должна явиться теория лингвистической структуры, в которой описательные механизмы конкретных грамматик представлялись бы и изучались абстрактно, без обращения к конкретным языкам".

В "Синтаксических структурах" под "грамматически правильными предложениями" понимаются предложения, "приемлемые для природного носителя данного языка".

еще исходил из идеи об автономности синтаксиса и его независимости его от семантики,

"Аспекты теории синтаксиса" и "Язык и мышление"

Основная цель теории "Работа посвящена синтаксическому компоненту порождающей грамматики, а именно правилам, которые определяют правильно построенные цепочки минимальных синтаксически функционирующих единиц... и приписывают различного рода структурную информацию как этим цепочкам, так и цепочкам, которые отклоняются от правильности в определенных отношениях", по-прежнему претендуя на построение модели деятельности реального носителя языка, уточняет свое понимание этой деятельности, вводя важные понятия компетенции (competence) и употребления (performance).

Н. Хомский указывает: "Лингвистическая теория имеет дело, в первую очередь, с идеальным говорящим-слушающим,(думали до него). Мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим-слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Запись естественной речи показывает, сколь многочисленны в ней обмолвки, отклонения от правил, изменения плана в середине высказывания и т. п. Задачей лингвиста, как и ребенка, овладевающего языком, является выявить из данных употребления лежащую в их основе систему правил, которой овладел говорящий-слушающий и которую он использует в реальном употреблении... Грамматика языка стремится к тому, чтобы быть описанием компетенции, присущей идеальному говорящему-слушающему".

"Язык и мышление". Каждая лекция имела заглавие "Вклад лингвистики в изучение мышления" с подзаголовками "Прошлое", "Настоящее" и "Будущее".

лингвистику как "особую ветвь психологии познания".

вопрос "Язык и мышление" вновь был поставлен в центр проблематики языкознания.

Главные объекты критики в данной книге - структурная лингвистика и бихевиористская психология признаются Н. Хомским "неадекватными в фундаментальном отношении".

Более высоко он оценивает идеи "Грамматики Пор-Рояля"

Универсальные грамматики типа "Грамматики Пор-Рояля" Н. Хомский оценивает как "первую действительно значительную общую теорию лингвистической структуры". В этих грамматиках "на первый план выдвигалась... проблема объяснения фактов использования языка на основе объяснительных гипотез, связанных с природой языка и, в конечном счете, с природой человеческого мышления".

Н. Хомский в работах 60-х гг. пересмотрел первоначальное игнорирование семантики. Хотя синтаксический компонент по-прежнему занимал в его теории центральное место, введение понятия глубинной структуры не могло не быть связано с семантизацией теории. Поэтому в грамматику, помимо синтаксических порождающих правил, включаются, с одной стороны, "правила репрезентации" между синтаксисом и "универсальной семантикой", с другой стороны, аналогичные правила в отношении "универсальной фонетики".

Сам Н. Хомский на всех этапах своей деятельности занимался исключительно построением универсальных грамматик, используя в качестве материала английский язык

очень скоро, уже с 60-х гг., появилось большое количество порождающих грамматик конкретных языков (или их фрагментов), в том числе для таких языков, как японский, тайский, тагальский и др. центральным вопросом - какие явления того или иного языка следует относить к глубинной структуре, а какие считать лишь поверхностными.

Н. Хомский подробно останавливается на вопросе о различии между человеческим языком и "языками" животных и приходит к выводу о том, что это принципиально различные явления.

Конечно, врожденность языковых структур не означает полной "запрограммированности" человека: "Грамматика языка должна быть открыта ребенком на основании данных, предоставленных в его распоряжение... Язык "изобретается заново" каждый раз, когда им овладевают Если вспомнить терминологию книги "Марксизм и философия языка", Н. Хомский, возрождая идеи В. фон Гумбольдта, вернулся к "индивидуалистическому субъективизму".

Концепция о врожденности познавательных, в частности, языковых структур вызвала ожесточенные дискуссии у лингвистов, психологов, философов и многими не была принята.

Мне кажется, что, следовательно, изучение языка должно занять центральное место в общей психологии".