
- •Глава I. О Филиппе де Коммине__________________________________________6
- •Глава II. Политические церемонии________________________________________8
- •Глава III. Праздники __________________________________________________18
- •Глава IV. Ритуалы____________________________________________________20
- •Глава I. О Филиппе де Коммине
- •Глава II. Политические церемонии
- •Глава III. Праздники
- •Глава IV. Ритуалы
- •21 Robert j. Knecht. The French Renaissance Court [Электронный ресурс]: History Today http://www.Historytoday.Com/robert-j-knecht/french-renaissance-court (дата обращения: 20.01.2013).
Глава III. Праздники
В Средние века праздники традиционно являлись счастливым днем, к которому приурочивали коронации, турниры, посвящения в рыцари и т.д. Но были и другие, имевшие религиозные корни, сформированные впоследствии в виды народных празднеств.
Праздник Невинноубиенных младенцев
В своих «Мемуарах» Филипп де Коммин упоминает о празднике 28 декабря – дне избиения вифлеемских младенцев, который отмечается как церковный праздник с V века. Этот день был свят как память о первых мучениках, пострадавших за Иисуса Христа. В Средние века, как время твердо укорененных суеверий, этот день почитался особо. Верующие старались не принимать никаких важных решений, так как он считался самым опасным днем в году. В те времена было распространено поверье, что день недели, на который в предыдущем году выпал день Невинноубиенных, является также несчастливым в течение всего года, он назывался, как и праздник, “Les Innocents”.30
Людовик XI добросовестно почитал этот обычай, проводя весь день в молитвах. Однако в своих воспоминаниях де Коммин описывает случай: в 1475 году, когда именно в этот день произошло серьезное вторжение англичан. Услышав об этой новости, Людовик XI отложил сразу же часослов и, сказав, что «сейчас не время блюсти приметы невинных», велел незамедлительно приступать к решению этой проблемы.31 Таким образом, это еще один факт, свидетельствующий о личности короля Людовика XI, как о человеке жестком и решительном, ставящем государственные интересы выше религиозных.
Festa delle Marie
Еще одно интересное упоминание в «Мемуарах» о празднике – венецианский Festa delle Marie: Де Коммин, во время своего осмотра венецианской сокровищницы, пишет о «дюжине золотых корон, которые в старые времена надевали на себя во время некоторых праздников 12 женщин, называвшихся королевами, и проходили в них по островам и церквам».
Согласно венецианской легенде, этот праздник уходит еще в 943 год, когда для празднования свадеб был отведен лишь один день в году. Все невесты отправлялись по каналу к будущим мужьям, ожидавшим их в церкви Сан-Николо. В тот год пираты из Истрии и Фриуля напали на их кортеж и выкрали всех невест вместе с приданым. Однако разгневанные женихи тотчас же отомстили, перебив всех грабителей. Невесты были возвращены на церемонию. С тех пор возникла традиция ежегодно выдавать 12 юношей из самых богатых семей за 12 самых красивых бедных девушек, крещенных как Мария. Все сокровища были возвращены в Сан-Марко; основали капеллу, которую каждый год в день этой победы посещают члены Синьории.32
Оливковое воскресенье
Как уже было сказано выше, к праздникам любят приурочивать знаменательные события, в том числе оглашения дружественных договоров. Во время своего первого посольства в Венецию Филипп де Коммин стал свидетелем переноса даты оглашения мирного договора с другими государствами к оливковому воскресенью по просьбе папы. В оливковое воскресенье каждый государь и послы там, где должно быть оглашение, должны были нести в руках оливковую ветвь – символ мира и союза, у союзников же, то есть в Испании и Германии, договор должен был быть обнародован в тот же день.
В
Венеции в честь торжества была настелена
по земле деревянная дорога, красиво
обитая («как они это делают на праздник
Тела господня»), ведшая от дворца до
конца площади Сан-Марко. Мессу с
лужил
папский посол, отпустивший грехи всем
присутствующим на оглашении договора,
после чего члены Синьории и послы прошли
процессией по этой дороге. Затем по
возвращении процессии были показаны
мистерии и в лицах изображены Италия и
все к
ороли
и государи, и королева Испании. «Тогда
же они огласили договор у порфирового
камня, где у них всегда происходят
оглашения».33
Порфировый
камень – Pietra
del
Bando
(«камень воззваний») – аккуратный
обломок цилиндрической колонны, который
стоит на юго-западном углу собора
Сан-Марко. Его появление на площади
относится к 1256 году. Впервые в живописи
остаток колонны появляется на полотне
Джентиле Беллини «Процессия на площади
Святого Марка» в 1496 году, то есть всего
через два года после первого посольства
Филиппа де Коммина в Венецию.
Таким образом, в этих праздниках видна преемственность языческих верований и христианских.