Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Протисты.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
374.58 Кб
Скачать

Радиолярии

Основную пищу радиолярий, как и акантарий, составляет фитопланктон. Ядро у радиолярий одно – содержащее двойной набор хромосом. В определенный момент времени в нем происходит редукционное деление и формируются двужгутиковые гаплоидные клетки – гаметы. Известно, что они оседают на дно, но что происходит с ними потом, пока остается загадкой.  Радиолярии – обитатели океанов и морей с океанической соленостью. Встретить этих удивительных созданий в пресных водоемах, а также в Каспийском, Черном, Балтийском и Белом морях, к сожалению, невозможно.

К отряду солнечников (Heliozoa) относят около 100 видов морских и пресноводных протистов, разделяющихся на несколько, вероятно, не родственных между собой групп. У солнечников также есть многочисленные расходящиеся в разные стороны лучи-аксоподии, но, в отличие от радиолярий и акантарий, эти протисты не имеют внутриклеточного минерального скелета. Лучевидные ложноножки солнечников несут стрекательные органеллы, парализующие и удерживающие мелкую подвижную добычу. Средние размеры солнечников – от 0,005 до 0,05 мм, однако пресноводный солнечникActinosphaerium достигает 1 мм в диаметре.  Половой процесс известен лишь у одной группы солнечников и протекает в пределах одной клетки без образования гамет (автогамия).

Один из видов солнечников

Крупную амебу-протея (Amoeba proteus), питающуюся преимущественно одноклеточными водорослями и мелкими инфузориями, нетрудно обнаружить в пробе, собранной в прибрежном иле пруда. Амеба всегда стремится уползти из освещенных мест в более темные, поэтому пребывание в течение нескольких минут в луче света от зеркала микроскопа заставит этого малоподвижного протиста двигаться. При этом главная, «ведущая», ложноножка амебы будет расти, а цитоплазма внутри – пульсировать. Затем ведущей становится другая, новообразовавшаяся, ложноножка. Ядро амебы замаскировано цитоплазмой, и обнаружить его трудно. Зато хорошо можно разглядеть работу сократительной вакуоли.  Если в чашку Петри добавить 5–6 зерен ошпаренного риса, то амеба может начать размножаться, поедая развивающихся бактерий. Средний интервал между ее делениями – двое суток. Наряду с амебой-протеем в том же материале наверняка можно будет разглядеть и несколько видов раковинных амеб: арцелл (Arcella) с уплощенным желтоватым белковым домиком или диффлюгий(Difflugia) с домиком в виде кувшинчика, склеенного из песчинок. Большинство раковинок выглядят пустыми, но из устий некоторых высовываются лопастевидные ложноножки, служащие для движения и захвата пищи.  Особенно велико многообразие раковинных амеб в сфагновых болотах. Если отжать в чашку Петри пригоршню свежего мха-сфагнума, собранного на болоте, можно обнаружить раковинки бутылковидной, конической, бочонковидной форм. Наиболее многочисленными среди них будут прозрачные формы (например, Euglypha), раковинки которых построены из эллиптических кремниевых пластинок, и желтоватые бочонковидные протисты Amphitrema с белковыми раковинами.  Крупного пресноводного солнечника Actinosphaerium можно поймать, если как следует побаламутить сачком заросли водной растительности около дна. Собранному материалу надо дать отстояться, а затем осевшую взвесь перенести пипеткой в чашку Петри. Под микроскопом солнечник выглядит как бесцветная шарообразная клетка размером 0,5–1 мм с расходящимися во все стороны лучами, длина которых в 1,5 – 2 раза больше диаметра тела. Цитоплазма солнечника заметно разделена на внутреннюю часть – эндоплазму с пищеварительными вакуолями и наружную – эктоплазму, в которой легко можно различить несколько пульсирующих сократительных вакуолей. На границе экто- и эндоплазмы находится слой, содержащий много мелких ядер (около 100 штук), вблизи которых начинаются и осевые нити (аксонемы) мощных лучей солнечника.