Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по эстетике.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
555.01 Кб
Скачать

33. А.Дюррер и проблема пропорции

Дюрер был равно одарён как живописец, гравер и рисовальщик; но в его творчестве рисунок и гравюра занимают необычно большое, а в некоторых отношениях даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, и по обширности, и по характеру, многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Блестяще владевший всеми известными тогда графическими техниками от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели, Дюрер сам придавал такое большое значение рисунку, что подписывал и датировал свои листы. . Дюрер первый художник Германии, обратившийся к пристальному изучению обнажённой натуры от тщательных штудий натурщиц и патетического изображения самого себя (ок. 1500, Веймар, Музей) до поисков идеальных пропорций мужской и женской фигуры. . Эти тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами, полные спокойствия и величия, - первые чистые пейзажи в истории европейского искусства (“Дом у пруда”, Лондон, Британский музей; “Вид Инсбрука”, Вена, Альбертина) и др.

Ровное, ясное настроение, стремление к гармоническому равновесию форм и ритмов определяют характер живописных работ Дюрера конца 15 начала 2-го десятилетия 16 века. Безыскусной просветлённостью взгляда на мир, открытием его скромной красоты пленяет одна из первых значительных работ Дюрера небольшой алтарь “Рождество” (“Алтарь Паумгартнеров”, ок. 1498, Мюнхен, Старая пинакотека), в котором простодушные архаизмы крохотные фигурки заказчиков, неправильности перспективного построения соседствуют.

Эти тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами, полные спокойствия и величия, - первые чистые пейзажи в истории европейского искусства (“Дом у пруда”, Лондон, Британский музей; “Вид Инсбрука”, Вена, Альбертина) и др.

Ровное, ясное настроение, стремление к гармоническому равновесию форм и ритмов определяют характер живописных работ Дюрера конца 15 начала 2-го десятилетия 16 века. Безыскусной просветлённостью взгляда на мир, открытием его скромной красоты пленяет одна из первых значительных работ Дюрера небольшой алтарь “Рождество” (“Алтарь Паумгартнеров”, ок. 1498, Мюнхен, Старая пинакотека), в котором простодушные архаизмы крохотные фигурки заказчиков, неправильности перспективного построения соседствуют

34. Развитие Эстетических взглядов во Франции 18 века.

Существенный вклад в формирование эстетики французского Просвещения внес известный философ и социолог Шарль Монтескье (1689—1755). Его перу принадлежит статья «Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства» Монтескье истолковывает Прекрасное как единство в многообразии.

Для прекрасного всюду требуется симметрия, придающая цельность и порядок предмету. Но симметрия не является единственным источником красоты. «...Симметрия приятна всюду, где полезна и может способствовать восприятию.

Но там, где симметрия бесполезна, она пресна, ибо убивает разнообразие». Поэтому помимо симметрии красота нуждается также в разнообразии и даже контрастах. Этого требует сама природа органов чувств. «В предметах нужен порядок, но нужно также и разнообразие, иначе душа томится, так как похожие предметы кажутся ей одинаковыми, и мы не испытываем ни малейшего удовольствия, если п оказанная нам часть картины похожа на ту, которую мы видели ранее, ибо она не дает нам впечатления новизны. И так как красота произведений искусства, являющаяся отражением красоты природы, заключается только в том удовольствии, которое она нам доставляет, необходимо внести в это удовольствие возможно более разнообразия»

Монтескье учитывает потребности чувственной природы человека, придавая им гораздо большее значение, чем безусловным правилам искусства. Он говорит, что правила в искусстве важны, но в практике искусства отклонения от правила встречаются гораздо чаще, чем точное следование им. «Живописцы и скульпторы установили пропорции человеческого тела и взяли голову за основную меру длины. Однако из-за различных поз, которые им приходится придавать телам, они постоянно нарушают эти пропорции; так, например, вытянутая рука бывает гораздо длиннее согнутой. Отсюда Монтескье делал вывод о том, что «искусство» дает правила, а вкус — «исключения». В этом отказе от незыблемых правил проявляется отход эстетики просветителей от нормативности эстетики классицизма, стремление к ее преодолению и критике.