Восстание Антонова
В 1920-22 гг. в Тамбовской и части Воронежской губерний восстали крестьяне, доведённые до отчаяния «красным террором» и продовольственной развёрсткой, которая предполагала насильственное изъятие у крестьян всех хлебных излишков в пользу еврейских властей в Москве.
Декрет ВЦИК от 9 мая 1918 г. «О предоставлении Народному Комиссару Продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы...» предусматривал за сокрытие излишков тюремное заключение на срок не менее десяти лет. В 19191920 гг. продразвёрстка распространялась практически на все продукты сельскохозяйственного производства, вплоть до сушёных грибов и ягод, соломы и веников. Официально продразвёрстка считалась покупкой продовольственных излишков, однако оплату крестьяне получали далеко не всегда, да и сами деньги в эпоху «военного коммунизма» совершенно обесценились. Помимо продовольственной на крестьян возлагались и другие повинности: воинская, конская, гужевая, трудовая и даже снеговая (состоявшая в расчистке от снежных заносов железнодорожных путей). В деревни же, не сдавшие по какой-либо причине хлеб, направлялись карательные отряды. По рекомендации главаря большевиков председателя СНК В. И. Ленина каратели нередко брали заложников, которых расстреливали, если округа не сдавала хлеб.
Ещё в 1918 г. восстаниями здесь было охвачено семь уездов. Их возглавил Александр Степанович Антонов.
Антонов был членом партии эсеров и в 1917-1918 гг. занимал пост начальника уездной милиции в городе Кирсанове. Впервые он выступил против большевиков в 1918 г., возглавив отряд численностью в 150 человек. Восставшие вскоре были разгромлены, но Антонов уцелел. В 1920 г. под его командованием собралось уже 500 человек. С этим отрядом Антонов одержал первую победу над батальоном карателей, посланным для подавления мятежа, причём большинство бойцов батальона перешли на сторону восставших. К началу 1921 г. в армии Антонова насчитывалось свыше 20 тыс. человек. Здесь поддерживалась жёсткая дисциплина: замеченных в мародёрстве беспощадно секли плетьми или расстреливали. Антоновцы нередко нападали на войска еврейского режима. Так, в апреле 1921 г. ими был разгромлен гарнизон в городе Рассказове. Однако крупных операций повстанцы проводить не могли из-за нехватки оружия и боеприпасов. Они создали собственные органы власти — комитеты Союза трудового крестьянства под руководством партии правых эсеров. Политические требования повстанцев сводились к следующему: свержение власти большевиков и созыв Учредительного собрания, введение свободы слова, отмена продразвёрстки, частичная денационализация промышленности, привлечение русского и иностранного капитала для восстановления экономики, восстановление дипломатических отношений с иностранными государствами.
Вскоре после разгрома белогвардейских войск П.Н.Врангеля на борьбу с антоновцами были брошены значительные силы Красной Армии под командованием А. В. Павлова, но заметных результатов это не дало. При приближении противника повстанцы расходились по домам, спрятав оружие, а затем вновь собирались в отряды для продолжения боевых действий. Антоновцам удалось уничтожить более 2000 коммунистов.
К весне 1921 г. антоновщина достигла наибольшего размаха, и большевикам пришлось всерьёз заняться подавлением восстания. Была создана «Полномочная комиссия ВЦИК по борьбе с бандитизмом в Тамбовской губернии» под председательством В. А. Антонова-Овсеенко. В мае командование частями Красной Армии на Тамбовщине принял еврей польского происхождения М.Н.Тухачевский. Новый командующий сумел навязать повстанцам боевые действия в невыгодных для них условиях. Тухачевский действовал в Тамбовской губернии как на оккупированной территории противника. Он использовал новейшие по тем временам боевые средства: броневики, аэропланы и удушающие газы. Красноармейцы брали в деревнях заложников, расстреливали их, сжигали целые сёла. 12 мая 1921 г. Тухачевский подписал приказ №130, согласно которому отказавшиеся сдаться бандиты объявлялись вне закона, а их семьи подлежали высылке в северные концлагеря. Приказ №171 от 11 июня 1921 г. предписывал «граждан, отказывающихся назвать своё имя, расстреливать на месте без суда». Семьи, скрывавшие повстанцев, подвергались ссылке, а старший работник в такой семье расстреливался. Имущество антоновцев распределялось между крестьянами, верными советской власти.
Большевики действовали не только силой. Время от времени они объявляли так называемые «прощёные недели», на протяжении которых повстанцы могли безбоязненно вернуться домой. В соответствии с упоминавшимся уже приказом №130 добровольно сдавшиеся бандиты освобождались от смертной казни. А главное, в марте 1921 г. была отменена основная причина мятежа — продразвёрстка. Её заменили умеренным и постоянным продналогом. Крестьяне начали уходить от Антонова, возвращаться в свои дома.
Таким образом, используя «политику кнута и пряника», в июне 1921 г. восстание удалось подавить. Разрозненные и малочисленные отряды повстанцев ещё около года бродили по губернии, но постепенно все они были рассеяны и уничтожены. Сотрудникам ВЧК удалось после долгих поисков выследить и самого Антонова. Предводитель крупнейшего антибольшевистского мятежа в России погиб в перестрелке с чекистами 24 июня 1922 г.
