Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Русская литература 18 века. Экзамен. с оглавлен...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.64 Mб
Скачать

16. Жанр песни в литературе русского классицизма. Песни а.П.Сумарокова. (Лина)

По сайту Архангельской и учебнику Гуковского.

Песня - жанр словесно музыкального искусства. Следует различать народную песню, являющуюся одним из древнейших форм фольклора, и литературную песню, известную с античности (еще в Древней Греции были известны застольные, любовные и др. песни). Песня как литературный жанр развивается в Средние века (в основном на стыке фольклора и литературы), отчасти - в эпоху классицизма (несмотря на то, что в жанровой иерархии ей было отведено достаточно скромное место, реальная поэтическая практика показывает достаточно интенсивное развитие жанра в русской литературе эпохи классицизма) и достигает особенного расцвета в эпоху сентиментализма и романтизма.

В своей поэтической теории и практике Сумароков уделял внимание не только основным, но и отчасти периферийным жанрам эпохи классицизма - и прежде всего элегиям и песнями. Главным требованием к авторам любовной лирики было изображение неподдельных человеческих чувств, что возможно только при наличии собственного, личного опыта поэта: "Коль хочешь ты писать, так прежде ты влюбись". Не умствование, не "притворство", а живое движение чувств ("и хладно в ней всегда без страсти стихотворство") определяет жанрово-стилевую основу любовной лирики, в которой поэт "восклицает" "едино только то, что сердце говорит", и оттого "плачевной музы глас быстрее проницает".

Песню Сумароков убежденно отнес к литературным жанрам, что было новшеством. Он мог это сделать потому, что именно его собственными усилиями, его поэтической работой русская "книжная" песня была совершенно перестроена, превращена в литературный жанр. Сумароков отбросил все, что казалось ему лишним и мешающим силе непосредственного воздействия. В основе сюжета - отношения двух любящих, чаще всего сведенных к простейшей ситуации (измена или разлука, или и то и другое вместе), и в этой простой схеме Сумароков сумел выразить новое понимание любовного чувства. Любовь не может быть развлечением или игрой; она не подчиняется власти рассудка, человек не в состоянии любить или не любить по собственной воле. Так, в одной из песен влюбленный юноша, которому изменила любимая, сначала собирается отплатить изменой за измену, променяв чувство на чувство, забыть прежнюю любовь и все свои страдания, но это оказывается невозможным, потому что возникает неожиданное сдерживающее начало, о котором герой и не подозревал ранее. Чувство оказывается не мелкой разменной монетой в любовной игре, не салонным флиртом, а истинной, глубокой и всепокоряющей страстью.

Сумароков начал писать любовные песни еще в первое десятилетие своей творческой деятельности. В

области любовной лирики, пользовавшейся большим успехом у современников, Сумарокову принадлежат несомненные открытия. Его лирика обращена к человеку, к его природным слабостям. Несмотря на все еще условное изображение лирического героя, в песнях своих Сумароков стремится раскрыть внутренний мир, глубину и искренность чувств героя или героини. Его лирика отличается задушевной простотой, непосредственностью, ей присущи искренность, ясность выражения. После лирики петровского времени лирика Сумарокова и в области содержания, и в области техники стиха сделала большой шаг вперед.

Вот пример одной из тех любовных песенок, которые создали Сумарокову первую известность:

Сокрылись те часы, как ты меня искала,

И вся моя тобой утеха отнята.

Я вижу, что ты мне неверна ныне стала,

Против меня совсем ты стала уж не та.

Мой стон и грусти люты,

Вообрази себе

И вспомни те минуты,

Как был я мил тебе.

Признавая правомерность любовной тематики, Сумароков в любовной лирике опоэтизировал жизнь человеческого сердца. В поэзии его чувство побеждает рассудок, а Сумароков здесь далек от нравоучительных сентенций.

«Любовь — источник и основание всякого дыхания: а вдобавок сему источник и основание поэзии»,— пишет он в предисловии к «Эклогам».

Одной из лучших по глубине и искренности чувств, тонкому психологизму представляется песня «Тщетно я скрываю...». В этом стихотворении Сумарокову удалось передать тончайшие переживания человеческого сердца, борьбу страсти и рассудка.

В народном духе написаны им песни «В роще девки гуляли», «Отчего трепещет сердце, отчего пылает кровь», «Прости, моя любезная, мой свет, прости», «Где ни гуляю, ни хожу» и др. Тонкая стилизация под народную песню способствовала тому, что некоторые из них через «Собрание разных песен» М. Чулкова и «Письмовник» Курганова дошли до широких кругов населения и воспринимались как истинно народные. Идиллии и эклоги Сумарокова носят более условный, часто пасторальный характер.

Сумароков пишет и военную песню «О ты крепкий, крепкий Бендер град», и сатирическую

песенку «Савушка грешен»:

Савушка грешен,

Сава повешен.

Савушка, Сава!

Где твоя слава?

Больше не падки

Мысли на взятки.

Савушка, Сава!

Где твоя слава?

Где делись цуки,

Деньги и крюки?

Савушка, Сава!

Где твоя слава?

Пруд в вертограде

Сава во аде.

Савушка, Сава!

Где твоя слава?

В песнях Сумароков использует различные стихотворные размеры, ритмика ряда его песен

повторяет ритмику народных песен. Сумароков открыл широчайшие возможности тонического стиха в условиях русского языка. В отличие от элегий и эклог, написанных шестистопным ямбом, песни С. дают всевозможные ритмические комбинации. Он пишет песни строфами ямба и хорея разного размера, в разных сочетаниях, он использует и трехсложные размеры, а также дольники и др.

В результате его песни являют богатство и разнообразие ритмики, музыкального напева стиха. Иррациональная мелодия речи разбивала рамки рационалистического построения, открывая дорогу лирической настроенности стихотворения уже неклассического характера.

В жанровом отношении песня Сумарокова явилась предшественницей песенной лирики сентиментализма. Его метод обработки народных песен послужил основой традиции использования фольклора для поэтов-сентименталистов конца XVIII – начала XIX в. Ю. Нелединского-Мелецкого, И. И. Дмитриева и др. По своему идейному содержанию песни Сумарокова наряду с его эклогами и идиллиями разрабатывали одну из наиболее распространенных и характерных для поэзии сентиментализма тем – а именно: тему противопоставления продажности и разврата городской жизни чистоте и непорочности нравов деревни. Эклоги и идиллии с описаниями мирной жизни пастухов и пастушек, их любовных радостей и печалей на лоне природы были для Сумарокова средством воспевания условного идеального царства свободы и естественности, своеобразного возврата к счастливым временам «аркадского» золотого века. В песнях Сумарокова антологизированный мир идиллий и эклог уступает место выражению непосредственных чувств современников. И использование в ряде песен фольклорных мотивов и народной поэтики имитировало национальный колорит их поэтического строя, создавая ощущение естественности, свойственной поэзии простого народа. Эту-то традицию и развивали в своих песенных стилизациях поэты-сентименталисты конца XVIII – начала XIX в.