Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Блинов, вопросы 1-40 (Античность - XVIII в.).doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
5.35 Mб
Скачать

2. Вопросы систематизации научных направлений в истории языкознания.

Научный анализ должен основываться на объективном теоретическом осмыслении и обобщении всего известного в данный момент и доступного наблюдению фактического материала.

История языкознания, как и история любой другой науки, в соответствии со своими задачами оперирует особыми единицами описания. Эти единицы описания есть научные теории, т.е. комплексы понятий, в которых обнаруживается определенная системность, обусловленная исходными посылками и логикой развития теоретического знания.

Систематизация теорий в истории конкретной науки подчиняется особенностям содержания самих теорий. Конечно, биографии ученых, история создания их работ, библиографические материалы, социальные условия становления науки и ее разных областей — это тоже источники, которыми пользуется история конкретной науки, но они не входят в содержание систематизации научных теорий, являются внешними по отношению к ней факторами.

В плане истории науки систематизация нередко выступает как периодизация научного процесса. Но построение периодизации научного процесса связано с пониманием основных категорий языкознания.

Чтобы определить предмет языкознания, полезно кратко коснуться того, как функционирует язык, когда возникает потребность в языкознании и формируются условия для становления языковых описаний.

Общеизвестно, что языкознание начинается с того времени, когда уже существует развитая письменная традиция, когда есть относительно развитой письменный язык, когда имеется потребность в толковании письменных текстов, нормировании языка, формализации взаимосвязи письменного текста с устной речью.

Предмет лингвистики возникает тогда, когда естественный звуковой язык и письменный (искусственный) язык вступают в особый контакт, т.е. тогда, когда появляется письменная речь, где звуковой язык получает искусственное графическое изображение.

В письменной речи впервые отображается соответствие последовательностей графических изображений последовательностям звучащей речи. Графическая запись звучащей речи и правила чтения записанного составляют основу для построения предмета лингвистики.

Возрастание цивилизованного общества, увеличение словарного состава языка вызывают необходимость формулировать законы создания письменной речи. Это приводит к появлению специального предмета — описания нормативов речи, как таковой, с тем чтобы, руководствуясь этими нормативами, можно было воссоздавать на письме не только известное нам слово (выражение, предложение), но и неизвестное.

Причем создавать так, чтобы любой человек, осведомленный в искусстве письменной речи, мог бы легко прочесть, понять и усвоить содержание написанного. Эта принципиально новая задача, поставленная перед обществом развитием цивилизации, и приводит к формированию собственно предмета лингвистики, целью которого является описание общих законов построения и порождения речи.

Из изложенного становится понятным, почему мы сталкиваемся с разными лингвистическими традициями. Их различие определяется прежде всего формой письменного языка, его алфавитом (под алфавитом в широком смысле слова понимаем любой перечень знаков, например, перечень знаков, применяемых в египетской или китайской иероглифике). Форма описания зависит от количества знаков в алфавите языка. Предмет лингвистики, как показывает история языкознания, в разных культурных ареалах формируется на базе определенных теоретических допущений. Эти допущения, как увидим, зависят от характера связи устной и письменной речи.

Разные этапы в развитии лингвистики связаны и с характером прикладных задач языкознания.

Для установления самых общих единиц классификации теорий языкознания — этапов в развитии языкознания — надо исследовать отношения между теорией языка и общественно-языковой практикой.

Современное языкознание включает в себя 1) описания систем языков и 2) обобщение данных, полученных в результате таких описаний.

В соответствии с этим языкознание, рассматриваемое с исторической точки зрения, формирует свой объект и строит свою теорию как бы в два этапа. Первый этап можно назвать этапом грамматического искусства (ars grammatica), которое в различных модификациях и с различными теоретическими наращениями представлено в античных и средневековых учениях, и второй этап — это этап лингвистической (грамматической) науки (scientia grammatica), которая начинается с универсальной грамматики, представленной в ее классическом виде, — «Грамматики Пор-Рояль».

Грамматическое искусство возникает в античных культурных ареалах и существует как вид описания языковой системы (в рамках античных грамматических учений). Античное грамматическое учение может быть шире, чем грамматическое искусство (как, например, в греко-латинском культурном ареале), включая в себя некоторые общие суждения о языке, его природе, характере членения, закономерностях построения, т.е. то, что позже войдет в предмет лингвистической науки.

Грамматическое искусство и лингвистическая наука отличаются друг от друга и по отношению к системам языков. Это разделение связано с отношением к так называемой грамматической правильности.

Грамматическая правильность — это понятие, характерное только для грамматического искусства. Грамматическая правильность дополняет так называемую истинность описания системы языка.

Истинность описания означает, во-первых, его соответствие объекту в пределах тех свойств, которые рассматриваются, и, во-вторых, его логическую непротиворечивость.

Система языка, понимаемая как идеализированный инвариант, существует физически (как совокупность реализованных вариантов) и нефизически (как норматив деятельности, как совокупность правил и алгоритм их применения).

В соответствии с культурно-историческим взглядом на язык описание систем языка есть форма существования этих систем.

Научное языкознание, возникшее уже в Новое время, начинает с того, что стремится объяснить рациональным образом законы построения языка. Так рождаются разные научные системы, объясняющие строение языка через сравнительное наблюдение различных языковых систем: универсальная грамматика, сравнительно-историческое языкознание, типология языков, структуральная теория языка.

Каждая теория объясняет строение языка как строение объективной данности, не нормируя язык и не внося в него свода правил. Однако результаты научных исследований находят отражение в общественно-языковой практике. Школьные грамматики и словари исходят из данных науки, а правила функционирования языка даются через школьное обучение. Тем самым грамматическая правильность выступает как некая научная модель языка. Предлагая модели языка, наука разрабатывает принципы грамматической правильности. Эти принципы используются в школьной практике.