Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0708981_723DF_gorshkova_k_v_haburgaev_g_a_istor...rtf
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
11.66 Mб
Скачать

1 О причинах наиболее раннего появления нетрадиционных форм при чис­лительном два в и-в существительных именно среднего рода см. В главе, посвя­щенной истории числительных.

Примером устойчивости формы, утратившей прежнее граммати­ческое значение, является фразеологизированная конструкция межевых документов съ (нижнюю) сторону, отмеченная А. А. Шах­матовым в двинских грамотах XV в. и встречающаяся в южнове­ликорусских грамотах XVII в.: А того Дмитрея Кунокова от нас старанили — с вышнею сторону у меня в Курск, гр. 1624; а усада

6 К. В. Горшкова и др.

161

ево Васильева с нижнею сторону ОлексеяКсноваъ Курск, гр. 1627. Фиксация этой конструкции с формой Р дв. ч. на очень значитель­ном пространственном и временном расстоянии, на территории рас­пространения говоров, никогда не взаимодействовавших друг с дру­гом, свидетельствует о том, что сложиться она должна была не позд­нее эпохи древнерусского языкового единства, может быть, еще в системе дописьменного (устного) народного права, но продол­жала бытовать как устойчивый правовой термин в эпоху, для кото­рой двойственное число — далекое прошлое.

§ 109. История форм двойственного числа в русском языке является ярким примером внутриструктурной обусловленности морфологических процессов. Перестройка категориально-грамма­тических отношений, поднимающихся в плане содержания на более высокий уровень грамматической абстракции (от градации един­ственное — двойственное — множественное, т. е. конкретно-число­вое «более двух», к противопоставлению единственное ~ множест­венное, т. е. единственное ~ неединственное), ведет к появлению синонимичных морфологических средств в плане выражения, ибо теперь, когда представление о «двойственности» «растворяется в бо­лее широком представлении о множественности, противопоставлен­ной единичности» \ формы глаза (дв. ч.) — глазы (мн. ч.), города (дв. ч.) — городы (мн. ч.) теряют прежние различия в грамматиче­ском значении и оказываются разными по употребительности сред­ствами оформления одних и тех же синтаксических отношений. Под влиянием постоянно действующих тенденций развития грамма­тического строя оказавшиеся синонимичными формы теряют один из вариантов, сохраняя со значением множественного (неединст­венного!) числа более употребительную в речевой практике слово­форму: глаза, городы и т. д. В ряду новых синонимичных форм более высокого уровня глаза (берега, бока и т. д.) — городы (домы, столы и т. д.) флексии -а, -ы с тождественным значением специали­зируются на оформлении словоформ разной фоиетико-морфологи-ческой характеристики. В формах глаза, города и т. д. -а — показа­тель И-В мн. ч. имен с подвижным типом ударения, а в формах столы, орлы и т. д. — показатель И-В мн. ч. имен с постоян­ным ударением на флексии, что в данном случае пересекается с ря­дом других процессов в развитии форм множественного числа (см. далее).

Приобретая новое грамматическое значение, формы двойствен­ного числа послужили моделью для ряда новообразований во мно­жественном числе, для развития своеобразной русской системы сочетаний числительных с существительными и т. д.