Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы философия.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
87.83 Кб
Скачать
  1. Сущность диалектико-материалистического понимания общества. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Законы общественного развития( специфика, механика действия).

Понимание общественной истории начинается с решения основного вопроса философии в применении к обществу.

По словам Ф.Энгельса, "положение, что сознание людей зависит от их бытия, а не наоборот, кажется простым; однако при ближайшем рассмотрений немедленно обнаруживается, что это положение уже в своих первых выводах наносит смертельный удар всякому, даже самому вскрытому идеализму" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.491—492).

Утверждение первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания вытекает из того простого факта, что "люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.19. С.350--351). Для этого нужно трудиться, производить материальные блага. Отсюда следуем, что материальное производство, другие материальные явления и процессы образуют основу жизни общества и, в конечном счете, определят всю общественную деятельность, так что это противоречит модным штуками как гороскоп на завтра бесплатно. Ибо это есть не наука, а псеводо-наука.

Итак, сущность материалистического понимания истории состоит в том, что:

1) производство, а вслед за производством и обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя;

2) исторический процесс, общественное бытие носят объективный характер;

3) главной движущей силой, преобразующей жизнь общества, являются народные массы, трудящиеся;

4) средства для изменения существующего положения вещей нежно открывать в наличных материальных факторах производства.

историческая необходимость и сознательная деятельность людей

Более высокую форму соотношения между объективными законами общества и деятельностью людей выражают категории "необходимость" и "свобода". Необходимость означает объективную обусловленность человеческой деятельности. Объективные условия детерминируют эту деятельность и носят характер всеобщности, объективности и закономерности, так как социальные законы действуют во всех сферах жизни общества. Во всех этих сферах проявляется историческая необходимость: необходимость развития экономики, науки, культуры и т.д.

Поскольку жизнедеятельность людей определяется необходимостью, возникает вопрос, совместима ли свобода с необходимостью? Сторонники фатализма отвечают на этот вопрос отрицательно, утверждая, что в мире существует только необходимость, которая с неизбежностью определяет поведение людей. При этом необходимость может выступать как сверхъестественная и божественная воля или как изначальный социальный порядок, как естественное устройство мира с господством природной необходимости.

Столь же ошибочна и другая крайность - волюнтаризм (Уо1ип1а5 - воля), противопоставляющая свободу необходимости и утверждающая полную независимость человеческой воли от объективной действительности.

Диалектико-материалистическая философия не умаляет сознательной деятельности людей, а раскрывает ее значение, показывая, что игнорирование или незнание законов обрекает людей на бесперспективность их деятельности. Сознательное же применение законов означает, что люди строят свою деятельность с учетом действия законов и, опираясь на знание о них, предвидят результаты своих действий. Следовательно, свобода не отменяет необходимость, а является специфической формой отношения людей к объективной необходимости. Свобода есть прежде всего осознанная необходимость.

Конкретно-исторический анализ понятия свободы включает три аспекта: овладение законами развития природы и гармоническое взаимодействие с ней, господство над общественными отношениями, личную свободу. Люди, конечно, не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают известной свободой выбора и несут ответственность за результаты этого выбора. Они более или менее свободны также в выборе средств достижения цели. Реализуя на практике требования объективных законов, люди тем самым прокладывают путь к свободе. Мера свободы, которой в каждую историческую эпоху располагают они, зависит в конечном счете от уровня развития производства, от социальных отношений, политического строя общества, культурного менталитета, традиций, национальных особенностей и других факторов.

Таким образом, свободу следует рассматривать как исторический процесс развертывания субъективного фактора, сознательной деятельности людей в соответствии с закономерностями общественного развития.

Законы развития общества — это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного фактора в историческом процессе и т.д. Само определение законов истории порождает вопрос: аналогичны ли они законам природы или у них есть своя специфика и если да, то в чем она заключается? Разумеется, между этими законами имеется нечто общее: и те и другие отвечают всем характеристикам понятия закона, т.е. вскрывают необходимое, существенное в явлении: как таковые, они действуют объективно. Специфика же общественных законов, во-первых, состоит в том, что они возникли вместе с возникновением общества и потому не вечны. Во-вторых, как уже отмечалось, законы природы происходят, в то время как законы развития общества делаются; ведь они «должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату — холодному, жаркому или умеренному, качествам почвы, ее положению, размерам, образу жизни ее народов — земледельцев, охотников или пастухов, степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям; наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются» . В-третьих, это показывает их более сложный характер, связанный с высоким уровнем организации социума как формы движения реальности. Мир разумных существ управляется далеко не с таким совершенством и с такой точностью, как мир физический: хотя у него и есть свои специфические законы, он не следует им с той неукоснительностью, с которой физический мир следует своим законам. Причина этого в том, что отдельные разумные существа, обладая свободой воли и своеволием, могут заблуждаться и поэтому могут и не соблюдать, нарушать (вольно или невольно) законы общества. Следствием нарушения, например, экономических законов может стать состояние разрухи и хаоса.