Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по семейной.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
211.39 Кб
Скачать

9.Первое интервью: стадии сессии и основные задачи.

Первая сессия во многом определяет дальнейший ход психотерапии. Обычно именно на первом интервью члены семьи решают, будут ли они продолжать психотерапевтиче­скую работу. Как сказано выше, психотерапевт определяет со­став участников первой сессии уже в ходе предварительного телефонного разговора. В ходе первой сессии очень важно правильно оценить реакции ее участников. Зачастую в начале работы большинство членов семьи не считают, что обозна­ченная ими проблема имеет отношение ко всей семье в целом. Они приходят на сессию, испытывая значительное психиче­ское напряжение, как правило, не зная, зачем их пригласили, в особенности если полагают, что проблема связана с каким-то одним членом семьи.

Готовность семьи продолжить совместную работу в не­малой степени определяется тем, насколько психотерапевту удалось успокоить членов семьи и помочь им справиться с чувствами тревоги и страха.

Первая сессия обычно включает четыре основные стадии:

• «разогрев» и создание психологически комфортной атмосферы;

• определение ведущих проблем семьи;

• изменение взглядов членов семьи на ведущие проблемы;

• формирование у них установки  на продолжение совмест­ной работы.

Иногда эти стадии накладываются друг на друга; кроме того, разные члены семьи могут проходить их с разной скоро­стью. Например, нередко один из членов семьи находится на стадии определения ее ведущих проблем, в то время как дру­гие уже смогли изменить свою оценку этих проблем.

Стадия «разогрева» обычно занимает первые 5-10 минут сессии. В это время члены семьи определяются с тем, насколь­ко комфортна окружающая их обстановка. При этом стано­вятся хорошо видны семейные коалиции. Члены семьи могут быть скованны и немногословны или, наоборот, чрезмерно разговорчивы, — в зависимости от того, насколько им удает­ся справиться с состоянием тревоги. Вопросы психологичес­кой безопасности и доверия к психотерапевту являются на этой стадии наиболее важными.

Основная задача психотерапевта в первые 5-10 минут сессии заключается в том, чтобы убедить членов семьи, что психотерапевтический кабинет — это психологически без­опасное и надежное место. Вряд ли можно ожидать от них достаточной откровенности в том случае, если они будут чего-либо опасаться. Психотерапевту имеет смысл пояснить, почему он пригласил всех членов семьи. Можно начать сес­сию с нескольких простых, четко сформулированных воп­росов, спросив, например, как бы они хотели, чтобы к ним обращались. Затем он может уточнить возраст членов семьи и то, что им рассказывали о предстоящей встрече. Задавая эти вопросы, психотерапевт преследует сразу несколько целей: дает понять, что не собирается касаться болезненных для членов семьи вопросов прежде, чем они не будут к ним гото­вы, и показывает, что видит в каждом из них личность со своими собственными особенностями. Такие вопросы по­зволяют определенным образом структурировать начальную часть интервью и создать у членов семьи чувство психоло­гического комфорта, а также ощущение возможности их уча­стия в сессии в той форме, которая для них наиболее прием­лема. Вопрос о том, что членам семьи сообщили о целях пер­вой встречи, позволяет психотерапевту косвенно получить важную информацию об особенностях коммуникации чле­нов семьи. В то же время, если бы он пытался выяснить это, задавая прямые вопросы, то вызвал бы лишь усиление тре­воги. Члены семьи могли бы увидеть в этом попытку их в чем-то уличить и постарались бы защитить друг друга. «Ра­зогрев» является важным этапом любой последующей сес­сии. Я заметил, что независимо от того сроков работы с той или иной семьей всякий раз, начиная сессию, прежде чем переходить к обсуждению ее основных вопросов, следует отвести несколько минут на то, чтобы создать у членов се­мьи ощущение комфорта.

Первая сессия предоставляет им возможность совмест­ного обсуждения той или иной темы. Если члены семьи к этому не привыкли, психотерапевт должен помочь им взаимо­действовать более конструктивно. То, как специалист дер­жится в течение первых 5-10 минут сессии, имеет большое значение. Будет ли психотерапевт адресовать все свои воп­росы тому члену семьи, который ему позвонил и чувствует себя хозяином положения, или же он начнет интервью, об­ращаясь к тому, с кем члены семьи связывают свои основные проблемы? То, как психотерапевт построит эту часть сессии, определит готовность перехода семьи к следующему этапу.

Лучше всего, если при переходе ко второму этапу психо­терапевт будет контролировать ситуацию. Это, в частности, достигается тем, что он удерживает членов семьи как от кри­тики и обвинений в адрес какого-либо одного ее члена, так и от прямого общения друг с другом, а также тем, что специа­лист стремится к тому, чтобы каждый член семьи говорил за себя и старался объяснить, почему, с его точки зрения, он се­годня присутствует на сессии.  Если психотерапевт делает это достаточно успешно, члены семьи вскоре приходят к новому пониманию задач дальнейшей работы.

Это способствует переходу сессии на третью стадию, ко­торая призвана изменить взгляды семьи на основные пробле­мы. На данном этапе они начинают по-новому их осмысли­вать и формулировать. При этом психотерапевт должен обра­щать особое внимание на следующие моменты:

•    кто из членов семьи первоначально сформулировал ее ос­новные проблемы;

•  как члены семьи взаимодействуют друг с другом и как они реагируют на  психотерапевта;

•   кто из них предпринимает наибольшие усилия для того, чтобы решить семейные проблемы;

•   кто из них способен описать психотерапевту наиболее ха­рактерные особенности семьи?

Начиная с первых минут сессии психотерапевт постоян­но узнает о семье что-то новое. Именно три первые стадии интервью определяют готовность семьи продолжить работу. Это становится видно при переходе на четвертую стадию.

Семья соглашается на последующие встречи в том слу­чае, если опыт участия в первой сессии будет для ее членов положительным. Если это так, то можно считать, что психоте­рапевту удалось выполнить основную задачу первой встречи. Он несет ответственность за создание психологически ком­фортной и безопасной атмосферы, в которой риск взаимных обвинений сведен к нулю. Приступая к выяснению того, в чем члены семьи видят свою основную проблему, психотерапевт одновременно пытается изменить их точку зрения и помочь осознать необходимость совместной работы с целью разреше­ния семейных проблем.

С самого начала работы психотерапевт подчеркивает, что обвинение кого-то одного из членов семьи во всех проблемах совершенно непродуктивно. Он дает понять, что проблемы так или иначе связаны с каждым из них, а также указывает на важность тесного взаимодействия всех членов семьи, помо­гая им осознать связь нынешней ситуации с прошлыми собы­тиями. Так, например, детский опыт самих родителей во мно­гом определяет особенности их восприятия сложившейся ситуации и особую их уязвимость относительно тех или иных моментов семейных отношений.

10.Основные техники супружеской терапии.

"Воспоминания" представляют собой прожективный метод, который предложил Альфред Адлер (Manaster,Corsini,1982) для оценки жизненного стиля клиента и его социального окружения. Поскольку человеческое восприятие представляет собой субъективный и селективный феномен и поскольку каждый человек обладает большим количеством воспоминаний, любое специфическое воспоминание может оказаться важным и значимым для клиента в данный момент времени. Способ, посредством которого клиент описывает то или иное событие прошлого, может высветить существенные стороны его личности, жизненные цели, верования, установки, а также предпочитаемые сенсорные модальности, необходимые для совладания с трудными жизненными ситуациями.

СЕМЕЙНЫЕ ФОТОГРАФИИ Универсальность ностальгии и воспоминаний делают технику семейной фотографии полезным инструментом для изучения вклада прошлого семьи и ее членов в настоящее. Семейные фотографии являются средством изучения семейной структуры, характера общения между членами семьи, их ролей и стилей поведения. Как и множество других техник, сконструированных для того, чтобы выявить определенный прошлый опыт или сподвигнуть членов семьи соприкоснуться с чувствами друг друга - проводниками прошлого, в данной технике предполагается, что знание психотерапевта об истории семьи и образцах взаимодействия ее членов может оказаться полезным в понимании актуальной семейной ситуации и что члены семьи, включившись в совместное переосмысление своего опыта, смогут лучше понять чувства друг друга и научиться иметь дело с неразрешенными в настоящий момент конфликтами. Проведенное с точки зрения конкретных психотерапевтических целей исследование семейных фотографий может дать богатые данные об истории развития семьи и взаимоотношений ее членов.

При проведении данной методики психотерапевт может наблюдать многие важные проявления поведения. Какие фотографии показываются в первую очередь, а какие в последнюю ? Кто из членов семьи упущен? Быстро или медленно демонстрируется каждая фотография? В какой мере проявляются при рассматривании фотографий интерес или тревожность? Сопровождают ли показ фотографий шутки и смех? Фотографии можно изучать еще и для того, чтобы определить близость, или наоборот, дистанцию каждого члена семьи по отношению друг к другу и общую атмосферу, царившую в момент съемки. Обычаи, традиции и характер встреч, которые практикуются членами семьи также хорошо здесь проявляются.

СЕМЕЙНОЕ КУКОЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. Техника семейного кукольного интервью дает много возможностей для наблюдения видимых, равно как и скрытых путей, посредством которых члены семьи взаимодействуют друг с другом. Выбор кукол, конфликты, выраженные в фантазиях, обсуждение после спектакля, когда членов семьи просят дать свои свободные ассоциации по-поводу пьесы, изучение вопроса о том, какое отношение имеет разыгранная история к функционированию семьи - все это дает важные средства понимания существа внутрисемейных взаимоотношений.

Конфликт между персонажами драматизируемой истории отражает фантазии членов семьи, форма и содержание которых как правило вращаются вокруг одной или нескольких тем, что часто представляет собой символический ответ на подспудно присутствующий у психотерапевта вопрос семье: "Зачем вы пришли сюда?"

ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ. Описанная здесь прожективная техника адаптирована для целей семейной терапии Эстер Кенигсберг в 1984 году и представляет собой игру, в основе которой лежит задача завершить незаконченные предложения. Члены семьи обозначают самих себя или друг друга теми или иными неодушевленными предметами - метафорами данного индивида, что помогает им сосредоточиться на чувствах, которые имеются у них по-поводу того, кем данный человек в действительности является или может быть в идеале. Это же раскрывает психотерапевту роль, которую, в представлении какого-то конкретного человека, он играет в своей семье и в обществе в целом. Семейный терапевт использует данную технику и для того, чтобы справиться с трудностями в работе с "невербальной" семьей или взять под контроль "заинтеллектуализированные" разговоры в семье.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Данная техника является одновременно диагностическим и терапевтическим средством. Считается, что клиенты, сопротивляющиеся выражению своих чувств, будут более свободно делать это, завершая предложения с открытым концом. Такие предложения представляют собой неопределенные стимулы, поощряющие давать проекции, отражающие внутренний мир человека,специфику восприятия им событий, людей и внешней действительности. При этом более ясно открываются как сознательные, так и бессознательные психические особенности клиентов. Клиенты удивляются сами тем новым мыслям и чувствам, которые они открывают в себе, выполняя предложенные задания. Кроме того для них становятся очевидными трудности, которые имеются во взаимоотношениях в семье, сходства и различия личностных особенностей ее членов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СНОВ В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ Родители и "значимые другие" формируют характер растущего ребенка, влияют на его интеллектуальное и эмоциональное развитие. "Значимые другие" составляют неотъемлемую часть наших снов. Изучение материала сновидений позволяет понять специфику дисфункционального взаимодействия между членами семьи и делает возможным изменение структуры этого взаимодействия. Бинум(Bynum,1980 ) описал, как сновидения могут быть использованы в системном подходе. Ниже приводится материал, взятый непосредственно из его работы.

Данная техника ориентирована скорее на динамические аспекты внутрисемейных взаимоотношений, чем на их содержание. Она сфокусирована на формах и стилях взаимоотношений, а не на специфических символических значениях, лежащих за ними. Каждый член семьи имеет свое собственное представление о значимых для него событиях, происходящих в ней и его сновидения отражают особенный, только ему присущий, взгляд на семейный конфликт. Психотерапевт может рассматривать членов семьи как индивидов, соприкасающихся с бессознательным внутренним миром друг друга, хотя в каждой конкретной ситуации это может быть вовсе неочевидно.

Таким образом, с помощью работы со сновидениями неудачные варианты решения проблемы могут быть переструктуированы, что открывает новые возможности для семьи терапии.