
- •Декоративно-прикладное искусство и народное художественное творчество Урала хх века
- •Меднопосудное производство
- •Самовары
- •Колокололитейное производство
- •Декоративная и художественная бронза
- •Уральское художественное литье.
- •Златоустовская гравюра на стали
- •Центры росписи металла на Урале
- •Художественное литье, ковка, гравюра на стали
- •Лаковая роспись по металлу
- •Резные изделия из камня и ювелирные украшения
- •Художественное стекло
- •Керамические и фарфоровые изделия
- •Художественная резьба, роспись дерева и бересты, лозоплетение
- •Художественное ковроткачество, вышивка, кружевоплетение, пуховязание, батик, кожа, лоскутное шитье
- •Орнаментальное искусство Урала
Самовары
В недалеком прошлом самовары являлись едва ли не самым обязательной вещью каждой российской семьи. И каких только не существовало форм и размеров самоваров: самый вместительный, например, самовар-банка вмещал в себя три ведра воды. И использовали его в трактирах и чайных, на постоялых и гостиных дворах.А более изящные – «ваза», « репка», «шар», «рюмка», «кратер», «ампир» и другие – являлись обязательным украшением любого праздничного стола.
Были и совсем маленькие крохи-самовары, емкостью всего на один стакан, рассчитанные на индивидуальное пользование.
Со дня появления самоваров в России можно начитать около трехсот различных «фабрик» по производству этого самобытного водогрейного сосуда, постоянно конкурировавших между собой за рынки сбыта. В том числе и на Урале их было около трех десятков.
Ближайшим предком самовара считается тенник – сосуд без крана-носика, в котором наши далекие предки варили замечательный напиток из меда, шалфея, зверобоя с добавлением пряностей. Сбитень употреблялся в горячем виде. И лишь с появлением самовара в этом водогрейном сосуде стали приготавливать исключительно кипяток для разбавления им концентрированного настоя чая. В прочем встречались и самовары-кухни: в поделенном на два-три отделения сосуде можно было варить кроме кипятка и другую пищу одновременно.
До недавнего времени существовало расхожее мнение о том, что родина самовара – Тула. Однако исследования последних лет убедительно свидетельствуют о происхождении российского самовара на Урале. И появился он на Иргинском заводе между 1738-40 годами. Одним из создателей этого уникально сосуда можно считать мастера Родиона Федоровича Набатова.
Первые упоминания о самоваре появились в документах екатеринбургской таможни: в числе различных изделий самовар был изъят в феврале 1740 года у купцов Иргинского завода на Курьинской пристани реки Чусовой. В документах упоминается о всех достоинствах самовара: «С прибором медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы, ценою в 4 рубля 80 копеек»(1).
Попытки наладить самоварное производство были предприняты и в Нижнем Тагиле заводчиком Н.А.Демидовым. В одном из своих предписаний Нижнетагильской конторе в 1778 году говорится, чтобы ему изготовили “для детей разных лакированных чайных приборов, то есть подносов с чайниками, чайницами, сахарницами, полоскательными чашками. Будет же льзя, то при каждом и по три чайных чашки, а сверх того и игрушек сходных с их летами, чтоб доказывали куриозность”(2). Не упускает случая и другой заводчик – Н.Н.Демидов(1773-1111828). В своем письме заводоуправителю М.Д.Данилову он пишет в 1807 году: “Посланы при обозе в контору двое мастеровых – дворовые Рябов и Лепилов…Коли оные могут быть полезны, то оных употребить по заводам для делания самоваров и прочего из своей меди на продажу”(3).
Самоварные “ фабрики” возникали и бесследно исчезали, не выдерживая конкуренции в изготовлении и сбыте изделий. На Урале на протяжение длительного времени одно из ведущих самоварных производств располагалась в Суксунском заводе. Местные мастера своими изделиями, к сожалению, не смогли составить конкуренцию тульским, прежде всего формой и декором отделки. Вот что отмечали статисты Ирбитской ярмарки на рубеже Х1Х-ХХ века: “С каждым годом в Сибири дешевый суксунский самовар все более вытесняется дорогим тульским. Ввиду этого привоз на ярманку самоваров суксунского изделия увеличивается. Ныне привезено их было до 5000 штук. Требование на них было большое и суксунцы расторговались без остатка: цены выше прошлогоднего на 1 р.пуд. Самовары с чугунной решеткой прошли до 17р.50к. пуд, с медной решеткой – до 18р.50к. пуд, бронзированные – до 18р. Другие более мелкие медные изделия суксунцы продавали 21-22р. пуд”(4).
Тульские самовары, превосходившие фигурными туловами, декоративной отделкой, стоили в Ирбите 21-23 рубля пуд(5). В 1913 году самоваров на ярмарке продано до 2000 штук и стоимость их достигала 18-120 рублей пуд(6). Плата мастерам за выделку изделий в конце Х1Х века резко снизилась: в 1880-х годах она колебалась от1 рубля 20 копеек за штуку, а в 1889 – от 50 до 70 копеек(7).
По переписи 1894-95 годов в Суксунском заводе зарегистрировано 25 мастерских, а количество занятых в них мастеров-медников – 166 человек. Сумма годового производства составляла 83,4 тысячи рублей. Восемь мастерских использовали исключительно наемный труд, в четырех – количество рабочих превышало 10 человек. Эти мастерские выпускали в год от 1 до 3 тысяч самоваров в год. Иногда изделия скупались у мелких производителей, специализирующихся на производстве отдельных частей для самоваров: кранов, ручек, камфорок и т.д.(8).
Исследователь кустарных промыслов Пермской губернии конца Х1Х века Г.И.Манохин так описывает «ноиздельный» промысел в Суксуне: “Изготовление медных изделий распределяется между собой тремя категориями производителей: а/.крупными хозяевами, лично не занимающимися работой, но посредством найма мастеров; б/. Хозяевами – мастерами, занимающимися работой вместе с нанятами мастерами и в/. мастерами – одиночками, работающими на волю…Хозяева первой категории имеют для работы деревянные мастерские (весьма редко – каменные), вмещающие от 6 до 8 мастеров; хозяева второй – имеют также небольшие мастерские, но немногие из них производят работу в зданиях, приспособленных для этой цели, избах или подпольях, углубляя их в землю и делая в уличной стене широкое, почти во всю стену окно; наконец, третьи устраивают свои рабочие помещения или по способу медников второй категории, или работают в жилой избе: последний способ весьма, впрочем, редок.
Помещения хозяев первой категории состоит из двух отделений: деревянной мастерской для нокотельной работы, каменной со сводом лудильни и паяльной камеры, где помещается и литейный горн…
При выходе в рабочую комнату, вдоль светлых (оконных) стен, расположены верстаки со слесарными тисками. У стен без окон размещены инструменты: кобылины – широкие полосы железа, концам которых приварены стальные фигурные возвышения для выколотки форм самоварным туловам; стайна – железный брусок, нижний конец которого заострен и вбит в деревянную колоду; верхний конец имеет различные формы; молоты; напильники, зубила и т.д….В помещении размещен и токарный станок.
В лудильном помещении по углам имеется два горна: один, одобии кузнечного, для нагрева паяльников и пайки изделий, другой – ящикообразный – служит для лужения…
Всех мастеров в Суксунском заводе насчитывается до 55. Из них принадлежит:
-к первой категории – 5 с 27 мастерами,
-ко второй категории – 20 с 76 мастерами,
-к третьей категории – 31 с 31 мастером
итого: 56 с 134 мастерами”(9).
Кроме вышеперечисленного стоит упомянуть и другие приспособления и инструменты, используемые в изготовлении самоваров: циркуль, метчики, дрель, клещи, паяльник, ножницы, костыль железный для ковки труб и трубок в форме буквы “Т”, с заостренными и закругленными концами и с квадратным утолщением в месте соединения над цевкою или стволом; деревянный токарный станок, приводимый в движение веревкой колеса, вращаемого вручную; ручной пресс для выдавливания отдушин на самоварных поддонах и камфорках. Один из лучших подобных прессов впервые демонстрировался на одной из российских научно-промышленных выставок. Изготовлен он был суксунским мастером-медником Иваном Яковлевичем Шляхтиным в начале 1880-х годов.
Сама техника изготовления самовара заключалась в следующем: из листа меди или латуни выкраивалась самоварная заготовка (матка) и трубные шейки, С кромок вырезанных пластин, предназначенных к соединению, стиралась напильником часть металла. Затем на краешках делались небольшие разрезы для замков, располагаемые попарно. Обе кромки соединялись одна в другую и зубцы в местах соединения плотно прищемлялись молотком на кобылине. Второй прием заключался в пайке связанных медных пластин припоем (сплав меди, цинка и олова). Третий прием состоял в опиливании неровностей в месте пайки и в приковывании молотком. После обжига в горне матке придавали форму правильного цилиндра с помощью деревянного молотка и начиналась наводка «матки», т.е. придавали ей нужную форму. Четвертый прием заключался в креплении и припайке к «матке» поддоночных шеек. Пятый прием – «тяхтание», т.е. тщательная ковка изделия специальным «тяхтальным» молотком. При этом наносились удары мелкие, ровные, сливающиеся в одну полосу. Шестой прием – чистка внутренней стороны будущего самовара купоросной кислотой или мелким песком, после чего она лудилась. Перед этой операцией стенка сосуда смачивалась соляной кислотой, изделие закладывалось в горн, нагревалось, внутрь его часть бросалось немного нашатыря и олова. После растирания паклей олово приставало к стенке сосуда. Седьмой прием заключался в точке самовара и шеек. Изготовление самой трубы и соединение ее с цилиндром и последующим лужением. Прессом пробивались отдушины на поддоночных шейках и камфорках, опиливались литые ручки и краны и собирались воедино все эти детали на изделии. Таким образом, на изготовление 10 самоваров затрачивалось в среднем 21 рабочий день. Один мастер выполнял в месяц от 4 до 8 заказных фигурных самоваров .
Кроме привычных и распространенных самоваров цилиндрической формы изготавливались и не совсем обычные. Например, походный сундучок, сочетавший в себе водогрейный сосуд-ящик и ларец, в котором хранили чай, сахар, предметы, необходимые для чаепития: чайник-заварник, ложечки, чашки, щипчики...
Для Урала, богатого не только металлом, но и способными на различные выдумки мастеровых людей, медный самовар – не в диковинку. На одном из заводов Кыштымского акционерного товарищества самовары отливались…из чугуна. Тонкостенные, легкие они пользовались большим спросом среди населения края.
Современная эпоха наложила определенный отпечаток не только на жизненный уклад человека, но и на окружающие его вещи. На смену углевому самовару пришел вначале спиртовой (французская «бульотка»), а затем и электрический, наиболее удобный и практичный в быту. Кроме Тулы и Кольчугина производство электрических самоваров до недавнего времени было налажено и на уральском заводе в Суксуне.
Примечание
1.Корепанов Н.С. Иргинский завод – родина русского самовара//Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур.1700-1950гг. Нижний Тагил,1996.С.191.
2.ГАСО.ф.643,оп.1,д.215,л.138.
3.ГАСО.ф.643,оп.1,д.334,л.31.
4.Ирбитская ярмарка. Справочная книжка. Екатеринбург,1901.С.51.
5.Там же. С.52.
6.Ирбитская ярмарка. Справочная книжка. Екатеринбург,1913.С.94.
7.Екатеринбургская неделя.1889,№11.С.234.
8.Бобылев Д.М. Кустарные промыслы Урала. Свердловск,1934.
9.Манохин Г.И. Кустарная промышленность Пермской губернии. Пермь,1887.С.33-34.