Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Krim_shp.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.12.2019
Размер:
1.67 Mб
Скачать

Билет № 23

1. Понятием криминалистической аудиозаписи охватываются теоретические положения, технические средства, способы и приемы фиксации, использования и исследования звуковой информации для решения идентификационных и диагностических задач в интересах полного и объективного расследования преступлений.

Аудиозапись особенно целесообразна при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, связанных с получением и фиксацией речевой информации. Она необходима и тогда, когда важно запечатлеть явления и процессы, словесное описание которых затруднено или вообще невозможно (показания, которые даются на иностранном языке, интонации, логические ударения, эмоциональные особенности речи и др.). Звукозапись помогает при допросе с участием переводчика; при допросе лиц, страдающих расстройствами слуха и речи; малолетних; потерпевших, находящихся на грани между жизнью и смертью, в состоянии депрессии, и т.п.

Основной целью использования средств аудиозаписи в ходе расследования является обеспечение более полной фиксации звуковой картины производства отдельных следственных действий, в особенности опознания человека по голосу, автомобиля - по шуму мотора, следственного эксперимента - на слышимость и др. Во всех случаях нужно стремиться, чтобы фонограмма запечатлела важные для дела звуки полно и качественно, что будет способствовать установлению всех обстоятельств расследуемого уголовного дела.

В отличие от фото- и видеотехники средства аудиозаписи используются следователем не только для фиксации хода и результатов следственных действий, но и для облегчения его работы по составлению процессуальных документов, особенно когда соответствующее следственное действие проводится в условиях, затрудняющих ведение черновых записей (подвал, шахта, место пожарища и т.п.). Тогда необходимая для составления протокола информация просто наговаривается в диктофон, а затем используется как канва при составлении процессуального акта.

В ходе производства оперативно-розыскных мероприятий фонозапись может быть применена негласно для фиксации противоправных действий (угроза убийством, вымогательство взятки, переговоры между заказчиком и киллером и т.п.).

Криминалистическая видеозапись при расследовании преступлений необходима в тех случаях, когда важно запечатлеть какое-либо действие, существенное для установления истины по делу, динамику развития события или явления вместе с сопровождающими их звуками.

В настоящее время в следственной практике используется цифровая и обычная видеоаппаратура формата VHS в основном зарубежного производства, которая позволяет получить качественное цветное изображение даже в условиях очень слабой освещенности, гарантируя его яркость, контрастность, интенсивность и разрешающую способность (передачу мелких деталей).

Видеокамера может работать как от сети переменного тока (через специальный адаптер), так и от аккумулятора, обеспечивающего до 2 часов съемки при комнатной температуре. При отрицательных значениях температуры время работы без подзарядки аккумулятора заметно сокращается. Видеокамеры просты в работе, но представляют собой сложные электронно-механические устройства, требующие соблюдения предписаний инструкции по эксплуатации и уходу.

Отдельные модели видеокамер оснащены лампами подсветки, автоматически включающимися при недостаточной освещенности снимаемых объектов, причем изменение последней задает яркость светового потока. Наличие электронного стабилизатора устраняет дрожание кадра, вызываемое колебаниями камеры при съемке с рук. Немаловажным для криминалистической практики является и то обстоятельство, что видоискатель камеры может перемещаться по вертикали, что позволяет производить съемку в неблагоприятных условиях, когда доступ к фиксируемому объекту затруднен.

Использование видеозаписи на предварительном следствии позволяет в динамике фиксировать образную и звуковую криминалистически значимую информацию, получаемую при производстве следственных действий. Этой цели подчинено использование рассматриваемых далее приемов видеозаписи, которые должны обеспечивать документальность и вместе с тем выразительность видеофильма, ориентируя в обстановке производства следственного действия, показывая связи между объектами, заостряя внимание на криминалистически существенном.

Из основных операторских приемов можно выделить панорамирование, наезд и отъезд. Панорамирование - это съемка камерой, находящейся в движении. Оно бывает статическим и динамическим. Статическую панораму снимают плавным поворотом камеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси. В первом случае получают круговую видеопанораму, а во втором - вертикальную.

При динамическом панорамировании съемка осуществляется камерой, перемещающейся в пространстве. Такой прием рационально применять тогда, когда нужно запечатлеть большие площади или объекты значительной протяженности. Разновидности динамических панорам - линейная панорама, при съемке которой камеру постепенно перемещают параллельно фронтальной плоскости объекта, как бы оглядывая его, и панорама следования, когда с камерой движутся за объектом, фиксируя его динамику.

Панорамы должны начинаться и заканчиваться статичными кадрами, иначе они плохо согласуются с соседними эпизодами видеофильма, запечатлевшего следственное действие. Внутри панорам целесообразно делать остановки (стоп-кадр) для выделения главных объектов. Здесь следует применять наезд, т.е. плавный переход от общего плана к среднему и крупному. Отъезд - прием, обратный наезду, - обычно позволяет поддерживать ориентацию в обстановке производства следственного действия после серии эпизодов, снятых крупным и детальным планами, либо для ввода в кадр других лиц после показа основного персонажа съемки.

По аналогии с криминалистической оперативной фотографией, которая использует ориентирующий, обзорный, узловой и детальный виды съемки, в криминалистической видеозаписи применяется общий, средний, крупный и детальный план. Общий план предпочтителен при ориентирующей и обзорной фиксации места проведения следственного действия. Он показывает перемещение главного объекта на фоне окружающей обстановки. Таким планом хорошо начинать эпизоды судебного видеофильма, он вводит в курс предстоящих действий. Средний план, укрупняя часть изображений общего плана, направляет внимание на определенный объект, динамика которого становится уже хорошо различимой. Для выделения характерных частей снимаемого объекта используется крупный план. Детальный план необходим для показа в полный кадр специфических особенностей объектов съемки.

2. Изучая объект, представленный в натуре, исследователь воспринимает его непосредственно. В подобной ситуации знание об объекте формируется на основе его осмотра, измерения, взвешивания и применения других методов непосредственного познания. Однако объект может быть познан и тогда, когда его непосредственное восприятие по какой-либо причине невозможно или нецелесообразно (например, в силу того, что он уничтожен). В этом случае исследователь может обратиться к аналогу объекта, замещающему оригинал. Такого рода аналоги называются моделями. Модель - это материальный или мысленный (идеальный) аналог, заместитель объекта, который в данный момент субъектом познания непосредственно не ощущается. Модель - это другой объект, не тот же самый, что оригинал. Это - другая система, отражающая лишь ту или иную меру сходства с оригиналом. Исследование объектов познания на их моделях называется моделированием. Изучение модели дает новую информацию об оригинале, которая иным способом не может быть получена, что и позволяет в конечном счете познать его. Криминалистическая модель представляет собой искусственно созданную систему, воспроизводящую с определенной степенью сходства заменяемый ею объект, изучение и проверка которой позволяет получить новые знания об оригинале и использовать их для решения поисковых, познавательных, распознавательных, идентификационных, управленческих и иных задач в уголовном процессе, а также в научных криминалистических исследованиях. Своеобразие криминалистических моделей определяется спецификой поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе (особенностями ее правового статуса и регулирования, целями, задачами, средствами и условиями их достижения и другими обстоятельствами).

Как все иные модели, криминалистические модели подразделяются на: 1) материальные: 2) мысленные (идеальные). Отличительной особенностью моделей первого из числа упомянутых классов моделей является то, что они воспроизводят объекты в материально-фиксированном виде. К их числу относятся специально создаваемые уникальные криминалистические системы (конструкции, предметы и т.д.), а также отобранные для использования вместо подлинных образцы-оригиналы выпускаемых в серийном варианте предметов Выделяются две группы моделей указанного плана. 1) пространственно-подобные: 2) физически-подобные. Модели первой группы (макеты, муляжи, слепки и т. д.) воспроизводят в натуре пространственные свойства и отношения объектов (их соотношение с оригиналом характеризуется геометрическим подобием). В эту же группу входят так называемые криминалистические реконструкции - комплексные материальные воссоздания или воспроизведения каких-либо подсистем, сторон познаваемых событий (места происшествия, отдельных обстоятельств, фрагментов содеянного и т. д.) по их следам. Материальные модели второй группы характеризуются не только и не столько пространственными свойствами оригинала. В них в первую очередь отображаются динамика изучаемых процессов и явления, свойства, предполагающие одинаковость, сходство физической природы, тождественность законов движения. Материальные модели используются для криминалистического анализа искомых, познаваемых объектов, построения версий по результатам анализа, разработки программ по проверке версий. Они также используются при проведении отдельных следственных действий (например, путем предъявления для обозрения допрашиваемому), тех или иных комплексов следственных и иных действий. Наиболее часто и продуктивно в поисково-познавательной деятельности используются мысленные модели. И это легко объяснить, если учесть, что все представления относительно познаваемых объектов из разряда событий прошлого, а также представления о задачах, подлежащих решению, будущих действиях, дальнейших шагах на пути познания, о том, что и каким образом должно быть сделано, являются только моделями. Данные модели предстают перед мысленным взором субъектов поисково-познавательной деятельности в качестве суждений, образов, картин объектов, давая пищу творческому воображению и целенаправленному проявлению внутренней и внешней активности. Существуют три вида мысленных моделей: 1) модели предметов и событий прошлого (например, событий, которые ранее воспринимал какой-либо человек, по поводу которых он дает показания во время его допроса); 2) модели предметов и событий настоящего (например, представление следователя о том, что может происходить в соседнем кабинете во время допроса, который производится его коллегой по следственной бригаде); 3) модели предметов и событий будущего (например, представления следователя о том, что ему предстоит сделать на следующий день). При построении мысленных моделей используются различные по характеру знания. По этому основанию выделяются модели, содержащие: 1) только положительное (достоверное) знание: 2) только предположительное знание; 3) и положительное (о каких-то признаках объекта), и предположительное (о других признаках) знания. Модели могут строиться относительно события, предмета в целом либо по поводу отдельных сторон, частей, элементов объекта. Мысленная модель, как и материальная, является системой, но состоящей не из материально-фиксированных, а из мысленных компонентов. В познании она выполняет функцию отражения, интерпретации фактов, наглядного выражения представлений, опосредованного источника информации. Мысленная модель может быть материализована в виде схемы, рисунка, макета, формулы, чертежа, описания. Важной особенностью мысленной модели, как формы мышления, является ее свойство быть аналогом еще непознанных обстоятельств, скрытых связей, невыявленных отношений. Это не значит, что указанная модель не может отражать уже установленный факт, событие, обстоятельство. Модели, содержащие достоверное, положительное знание, занимают важное место в структуре мышления субъектов поисково-познавательной деятельности. Выступая в качестве итога, результата познания в рамках законченного цикла указанной деятельности, они играют промежуточную роль между заключительным этапом и теми правовыми решениями, которые принимаются в этой связи и отражаются в документах (о возбуждении уголовного дела, о завершении производства по делу и предъявлении собранных материалов для ознакомления обвиняемому, потерпевшему, о составлении обвинительного заключения и направлении дела в суд для рассмотрения и т. д.). В то же время модели, содержащие положительное знание, построенные на начальном и промежуточном этапах поисково-познавательной деятельности, выступают в качестве средства познания других, неизвестных на данный момент обстоятельств, решения иных ее задач. В этом же качестве выступают и модели, содержащие только предположительное знание, нуждающееся в проверке (гипотезы, версии), а также комбинированные мысленные модели, в которые включены предположительное знание об одних признаках объекта и положительное знание о других его сторонах. Модели, строящиеся на первых порах познания, обычно содержат разрозненные сведения, изобилуют массой пробелов. По мере их проверки они корректируются, уточняются, совершенствуются путем исключения одних элементов, переосмысления и переконструирования других, включения ранее отсутствовавших частей, связей между компонентами. Источником нового знания модели становятся потому, что в них, как и в интегративных системах, аккумулируются и в комплексе увязываются в некую целостность собранные фактические данные, собственный практические опыт субъекта поисково-познавательной деятельности, обобщенные данные практики (коллективный опыт). Практика показывает, что чем полнее, содержательнее и точнее отражает модель объект, тем выше эффективность использования модели. Это, конечно, не значит, что модели, содержащие минимум знаний о признаках оригинала, обречены во всех случаях на низкий коэффициент полезного действия. Многое зависит не только от характера, содержания, объема информации, заключенного в модели, но и от того, насколько эффективно используется эта информация субъектом моделирования. Как и материальные, мысленные модели могут классифицироваться по различным основаниям: 1) по видам моделируемых объектов (модели событий и модели предметов); 2) по степени абстрактности (модели конкретных, единственных в своем роде объектов и типовые обобщенные модели определенных групп населения, фактов, событий и т. п.); 3) по объему отражения объекта (модели объекта в целом и модели каких-либо его частей, сторон, признаков); 4) по цели использования (модели поисковые, иллюстративные, дидактические, идентификационные и т. п.); 5) по сфере построения и использования (модели научные, модели практические). Модели группируются также по субъектам криминалистического моделирования (модели следователя, эксперта и т. п.), по отношению к видам и этапам поисково-познавательной деятельности (модели предварительной проверки, модели предварительного расследования, модели первоначального этапа расследования и т. п.), по криминалистическим ситуациям, категориям уголовных дел (например, мысленные модели по делам об убийствах, мысленные модели по делам об убийствах, совершенных в условиях неочевидности). Названные виды, группы и разновидности моделей могут быть подвергнуты внутренней группировке. Так, модели, строящиеся на практике, подразделяются на следственные, оперативно-розыскные, экспертные, судебные. Таким образом, в процессе классификации криминалистических моделей в качестве оснований их деления используются самые различные существенные признаки двух систем: 1) самих моделей; 2) деятельности, связанной с построением, изучением и использованием моделей (моделированием). Метод моделирования относится к числу общих, универсальных методов познания, продуктивно реализуемых в различных областях науки и практики, включая криминалистические научные исследования, а также практику органов дознания, предварительного следствия, экспертных учреждений и судебных органов. Под криминалистическим моделированием понимается процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых и познающих объектов в уголовном процессе. Моделирование осуществляется в ходе предварительной проверки, предварительного расследования, судебного следствия, в других сферах уголовно-процессуальной деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]