Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК история психологии.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
986.62 Кб
Скачать

Раздаточные материалы Открытие Галилея (Макс Вертгеймер)

«Если изучить литературу— древние трактаты по физике и работы современников Галилея,— то можно обнаружить, что одной из самых замечательных черт мышления Галилея была его способность достигать предельно ясного структурного понимания (insight) на чрезвычайно сложном и запутанном фоне (…) К сожалению, мы не можем расспросить самого Галилея о действительном ходе его мысли, хотя мне, например, и очень хотелось бы это сделать, особенно по поводу отдельных моментов. Моя попытка воссоздать некоторые линии этого красивого процесса будет в известном смысле лишь психологической гипотезой, не претендующей на историческую правильность (…)

Ситуация следующая:

1. Если взять камень в руку и отпустить его, то он упадет вниз. Так происходит со всеми тяжелыми телами. Прежний физик сказал бы: «Тяжелые тела имеют тяготение к своему дому, земле».

2. Если толкнуть тело, скажем, повозку или мяч, по горизонтальной плоскости, то оно придет в движение и будет двигаться некоторое время, пока не остановится. Остановка последует скорее, если толчок будет слабым, и, наоборот, несколько позже, если толчок будет сильным. Это— самые простые значения старого термина. Рано или поздно движущееся тело остановится, если сила, толкавшая его, перестанет действовать. Это очевидно.

3. Имеются некоторые дополнительные факторы, которые необходимо рассматривать в связи с анализом движения, а именно: величина объекта, его форма, поверхность, по которой движется тело, наличие или отсутствие препятствий и т.д.

Итак, нам известно огромное число факторов, так или иначе касающихся движения. Все они хорошо нам знакомы. Но понимаем ли мы их? Кажется, что да. На самом деле, разве мы не знаем, чем вызывается движение?! Разве мы не можем усмотреть здесь действие некоего принципа? Галилея эти знания не удовлетворяли. Он спросил себя: «Знаем ли мы, как действительно происходит такое движение?» Побуждаемый желанием понять внутренние законы движения, Галилей сказал себе: «Мы знаем, что тяжелое тело падает, но как оно падает? При падении оно приобретает некоторую скорость. Скорость растет вместе с увеличением пройденного телом пути. Но как именно?»

Таблица из учебника Марцинковской Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2008.

Тема 7. Психологические учения в XVIII в. Лекция.

  1. Общая характеристика психологии в 18 веке.

  2. Развитие немецкой и французской психологии.

  3. Зарождение и развитие ассоциативной психологии.

Культура Просвещения, охватившая такие стра­ны Европы, как Франция, Англия, Германия, Ита­лия, Россия, характеризуется следующими черта­ми: твердой верой в человеческий разум как орудие преобразования мира; убежденностью в том, что че­ловечеству необходимо освободиться от многих предрассудков, догм и религиозной нетерпимости; ростом религиозных свобод и возникновением но­вых форм религиозности — деизма (форма рели­гиозности, при которой сохраняется вера в Бога, но нет жестких требований к ритуальности) и атеизма [мы придерживаемся позиции Э. Фром­ма (1993), согласно которой атеизм обладает при­знаками религиозной культуры; в нем есть явно выраженная, ритуальность, сформулированная догматика, границы членства и нетерпимость к ина­комыслию; он охватывает большие социальные группы и сплачивает их идеологически]; верой в достижимость гражданских свобод и равноправия (французская «Декларация прав человека и граж­данина», написанная в 1789 г. в начале Великой французской революции).

В наибольшей степени культура Просвещения охватила Францию, и во Франции этот историче­ский период получил название «века энциклопеди­стов». Это было связано с тем, что с 1751 по 1772 г. во Франции издавался знаменитый «Толковый сло­варь наук, искусств и ремесел», или «Энциклопе­дия». В издании, вышедшем под редакцией и при поддержке Дени Дидро и Жана Д'Аламбера, насчи­тывалось 17 томов текста и 11 томов гравюр, а в отличие от 2-томного английского словаря сюда входили статьи по гуманитарным вопросам. Подоб­ным изданием французские энциклопедисты внесли свой вклад в дело просвещения. Девиз эпохи Просвещения: «имей мужество пользоваться соб­ственным умом» (Антисери Д., Реале Дж., 2001).

Сенсуалистская теория познания аббата де Кондильяка (1714-1780) (светское имя Этьен Бон-но). Кондильяк получил теологическое образова­ние и принял сан священника в возрасте 26 лет, но постепенно утратил интерес к религии. Основны­ми его работами являются «Трактат о системах» (1749) и знаменитый «Трактат об ощущениях» (1754). Первая работа посвящена резкой критике рационалистических идей Декарта, Лейбница и Спинозы: «Оперируя какой-нибудь предвзятой иде­ей, часто даже не продумав ее, тот, кто желает про­слыть метафизиком, начинает собирать все слова, которые, по его мнению, имеют хоть какое-то отно­шение к идее, он обзаводится следующими слова­ми: бытие, субстанция, природа, атрибут, модус..., вечность, в результате можно только накапливать бесконечные ошибки, а сознание должно доволь­ствоваться неясными понятиями или бессмыслен­ным набором слов» (Антисери Д., Реале Дж., 2001).

Под влиянием английского эмпирика Дж. Локка Кондильяк развил сенсуалистскую теорию по­знания, согласно которой основу и начальную сту­пень процесса познания составляли сенсорные процессы, или чувства в архаичной терминологии (ощущения и восприятия). По существу, этой по­зиции придерживались и философы античности Де­мокрит, Платон и Аристотель. Различие состояло только в следующем: Демокрит полагал, что сен­сорные процессы дают истинную информацию о мире, тогда как Платон считал сенсорную инфор­мацию ненадежной, не дающей истинного (или сущностного) знания.

В «Трактате об ощущениях» Кондильяк стремил­ся доказать, что все психические процессы выво­дятся из ощущений, и оспаривал теорию врожден­ных идей Декарта. Для доказательства Кондильяк воспользовался умозрительной моделью статуи, ли­шенной всех психических способностей, за исклю­чением одной, минимально значимой для жизни человека, способности воспринимать обонятельные ощущения. Сильное, неожиданное обонятельное ощущение порождает внимание, при повторном воз­действии два стимула сравниваются, что с необхо­димостью требует участия памяти, способности сравнения и способности выносить суждения, ко­торые и составляют суть самых сложных действий интеллекта. Каждое ощущение сопровождается эмо­цией удовольствия или неудовольствия, что в свою очередь определяет направленность деятельности или волевой импульс. Таким образом, заключает Кондильяк, вся деятельность души — суть ощуще­ния и их превращения, а «человек есть не что иное, как только то, что он приобрел через ощущения» (цит. по: Ждан А. Н., 1997).

Представления о телесных и психических про­цессах, этические взгляды Жюльена Ламетри. Ламетри (1709-1751) был полковым врачом, и его философские взгляды во многом определялись тем, что он наблюдал, выхаживая больных и раненых людей. Две его работы — «Трактат о душе» и «Че­ловек-машина» — были публично сожжены, а сам он подвергся религиозным гонениям, что вынуди­ло его эмигрировать и изменить имя (Шарп). Одна из легенд гласит, что Ламетри умер в результате испытания на себе нового метода лечения.

Для обоснования своей позиции относительно идентичности телесных и психических процессов Ламетри воспользовался идеями Декарта о машинообразности телесных функций. Поскольку, по его наблюдениям, больное тело всегда вызывает опре­деленные психические состояния, очевидно, что источником этих состояний являются телесные про­цессы. Если телесные процессы можно описать с помощью понятия протяженности, т. е. как матери­альную субстанцию, то и психические (душевные) процессы, идентичные материальным, тоже можно описать, применив ту же терминологию. Таким об­разом, Ламетри пришел к выводу, что «человек со всеми его душевными способностями — всего лишь чувствующий, мыслящий и стремящийся к наслаж­дениям автомат» (цит. по: Ждан А. Н.). Из данного утверждения логично вытекает, что душа имеет не божественное, а естественное, материаль­ное происхождение, что делает идею Бога ненуж­ной. Свою атеистическую (а — частица отрицания, теос — бог) позицию Ламетри обосновывает в рабо­те «Естественная история души» (1745). В качестве одного из аргументов он приводит данные из сравнительной анатомии об анатомическом сход­стве человека и животных, а поскольку животным было отказано в божественной душе уже давно, Ламетри настаивает на том, что все психические функции имеют телесное происхождение, т. е. по­рождаются материальными процессами. Другой важный аргумент он получил из анализа преем­ственности видов в растительном и животном мире: «Растения, животные и человек образуют лестни­цу с незаметными ступенями, которые природа проходит постепенно одну за другой» (цит. по: Ждан А. Н., 1997). Бытует мнение о том, что Ла­метри предсказал существование так называемых зоофитов — организмов, промежуточных между ра­стениями и животными, а открытие было сделано много позднее. В работе 1748 г. «Человек-машина» идеи Ламетри получили полное философское за­вершение.

В представлениях о познавательном процессе он близок Дж. Локку — познание начинается с ощу­щения и сводится к построению образов.

Ламетри вводит понятие «потребность» и счи­тает основными потребностями человека биологи­ческие — в пище и наслаждениях, утверждая, что счастье человека состоит в удовлетворении биоло­гических потребностей и телесных удовольствий (Ждан А. Н., 1997). Такая позиция в этике получи­ла название гедонистической ориентации (от греч. hedone — наслаждение); в разные исторические периоды она была и есть более или менее принятой в разных сообществах.

Представление об умственных способностях. Клод Гельвеции (1715-1771) в своем трактате «Об уме» (опубликованном в августе 1758 г. и приго­воренном инквизицией к сожжению в сентябре 1758 г.) Гельвеции последовательно ответил на ряд вопросов, касающихся понимания процесса позна­ния и сути умственных способностей. Наиболее важная предпосылка формирования способностей ума — обладание развитыми чувствами (т. е. хоро­шо сформированными сенсорными способностя­ми). Ум — это способность замечать и понимать от­ношения между предметами, он зависит также от памяти, внимания и общей эмоциональности чело­века («люди становятся глупыми, когда они пере­стают быть охваченными страстью»). На вопрос о приоритетном значении природных способностей и воспитания Гельвеции не дал однозначного от­вета, но склонялся к позиции приоритетной зна­чимости воспитания.

Практическое занятие 5. Психологическая мысль в XVIII в.

Основные понятия: ассоциативная психология, сенсуализм, эмпиризм, моральный императив, индуктивный метод

План

1. Групповая дискуссия об идеале эпохи Просвещения. Требования в плане свободы, самостоятельности и здравого смысла к личности современного специалиста: самоанализ указанных качеств (возможно использование методики «Тест на объективность»).

2. Философско-психологическая мысль Англии: ассоциативный механизм Д. Гартли при объяснении механизмов формирования понятий, воли, воображения.

Группе дается задание на сочинение синквейнов. Зачитывается ряд слов, отражающих нересурсные состояния (слабость, апатия, страх, пассивность, раздражение, сомнение и др.), одно из которых становится темой синквейна. Он требует от автора умения находить в собственном психологическом материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Стихотворение составляется по следующему алгоритму: первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не жестко обязательно (например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова, возможны варианты использования и других частей речи).

Чтение получившихся произведений в слух, рассуждение об ожиданных и неожиданных ассоциативных связи ключевых слов и слов – резюме

3. Обсуждение описанного в "Трактате об ощущениях" (Кондильяк, 1754) примера со статуей. Статуя – это аналогичная по своему устройству человеку, одушевленная, но лишенная идей. Единственная способность, которой она наделяется - чувство обоняния. Стоит ей, однако, получить извне первое ощущение, как начинает действовать вся психическая механика. Сильное и неожиданное ощущение порождает внимание. Возникают чувства: статуя начинает наслаждаться и страдать, воспринимая приятный или неприятный запах. Почувствовав другие запахи, статуя сравнивает их и составляет суждения. Она начинает также воображать ощущения и т. д. Тем самым доказывается, что "ощущение содержит в себе все способности души", что интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы - это видоизмененные ощущения.

Подвывод о возможности самопознания по Кондильяку посредством анализа собственных ощущений. Вопрос о самых значимых чувствах человека, ведущих к его развитию. Ответ: чувства удовольствия или боли, "затрагивающие … способность чувствовать, порождающие внимание, от которого возникают память и суждение".

5. Реалистичность и действенность нравственного императива И. Канта в современной российской культуре и практике: диспут.

Ценит ли современный человек свое достоинство и честь? Признает ли ценность достоинства другого человека? Всегда ли человек обладает свободой выбора категории собственного поступка? Кто/что является критерием оценки добра и зла в поведении человека?