Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен по ВИД.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.12.2019
Размер:
707.07 Кб
Скачать

3. Монеты Новгорода Великого.

Чеканка монет в Новгороде Великом началась позже, чем в других основных русских центрах. Только в 1420 г., как сообщает Новгородская I летопись, «начаша новгородци торговати денги серебряными, а артуги попрадаша немцем, а торговали имы 9 лет». Из этого известия следу­ет, что до появления собственной монеты Новгород использовал иноземную. Та же летопись под 1410 г. сообщает: «Начаша новго­родци торговати промежи себе лопьци (лобци) и гроши литовьски-ми и артуги немечкими, а куны отложиша...» Литовские гроши — это хорошо известные пражские гроши (от лат. «гроссус» — боль­шой), чеканка которых началась в Чехии около 1300 г.; немецкие артуги — это, вероятнее всего, ливонские артиги. Что касается на­звания «лопьци» (лобци), то его принято объяснять как русифици­рованное наименование любекских, «белых пфеннигов». Таким об­разом, речь идет о введении в обращение иноземных серебряных монет, заменивших куны. Сторонники теории меховых денег утвер­ждают, что новгородские куны в этом случае, безусловно, являют собой меховые, валютные единицы. Одним из аргументов в пользу такого решения вопроса они выдвигают миниатюру Лицевого (ил­люстрированного) летописца XVI в., являющуюся иллюстрацией сообщения 1410 г., на которой изображена сцена обмена кун на мо­неты. Действительно, на ней можно увидеть какие-то предметы пря­моугольной формы, согнутые пополам и снабженные «язычками» (мордки ?), в руках горожан и в ящике. Исследователи, защищаю­щие металлическое денежное обращение, считают, что и в данном случае речь может идти лишь о замене одних серебряных монет дру­гими или о замене монетами прежних товаро-денег.

Для новгородских монет характерна исключительная устойчивость оформления. На лицевой стороне изображена двухфигурная компо­зиция: левая фигура в одеждах и короне (венце ?) с жезлом (мечом ?), а правая обнажена и стоит в так называемой просительной позе. Ле­вая фигура стоит или сидит, а правая иногда держит в руках дар, пере­данный в виде овала или столбика из точек (монет ?). На оборотной стороне помещена лаконичная строчная надпись: «Великого Новагорода». Попытки осмыслить и истолковать изображение на этих моне­тах породили целую литературу. В левой фигуре видели князя новго­родского, посадника, московского великого князя, Софию, какой-то отвлеченный символ города, в правой — человека, медведя, денежно­го мастера, посадника. Следует отметить и подчеркнуть сюжетную бли­зость изображений на новгородских и венецианских монетах. На последних также помещена двухфигурная композиция: св. Марк — по­кровитель города — вручает дожу символы власти. Скорее всего, ком­позицию изображений на новгородских монетах следует рассматри­вать как чисто монетную эмблему.

Происхождение оригинальной системы новгородского денежного счета, в котором гривна и рубль подразделялись соответственно на 14 и 216 денег, остается еще окончательно не выясненным. С момента начала собственного денежного производства новгородцы приняли для своих монет вес московской денги в 0,789 г и сохрани­ли его неизменным до падения Новгорода в 1478 г.

Основной единицей новгородской денежно-весовой системы был рубль, состоявший из 216 денег и весивший 170,1 г. Норма этого рубля точно высчитывается на основе твердого веса позднейшей мо­сковской монеты времени Василия III: 0,7875 х 216 = 170,1 г. Значительно труднее определить время появления этого рубля.

Сам термин «рубль» впервые зафиксирован в новгородской берестяной грамоте, найденной в 1952 г. в слое XIV в. Изучение новгородских денежных слитков, берестяных грамот и других источников позволи­ло В. Л. Янину датировать его возникновение рубежом XIII—XIV вв. и проследить три основных этапа становления и развития новго­родской денежно-весовой системы, которая во второй половине XV-в. приобрела следующий вид:

рубль = 15 гривнам + 6 денгам - 216 денгам = 170,1 г; гривна =14 денгам = 11,04 г; денга = 0,79 г.

В этой системе новгородская денга была равной 1/100 москов­ского рубля, а три новгородские денги составляли счетный алтын. Это значительно облегчило слияние московской и новгородской де­нежных систем в единую общерусскую систему в 1535 г.

После 1478 г. на новгородских монетах появляется титул вели­кого князя, а затем на лицевой стороне монет — московская велико­княжеская эмблема — «ездец». Вес монет остается неизменным. Та­кие монеты получили название новгородок.

РУССКАЯ МОНЕТНАЯ СИСТЕМА XVI-XVII вв.