Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен по ВИД.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.12.2019
Размер:
707.07 Кб
Скачать

3. Методика нумизматического исследования

Процесс нумизматического исследования многогранен, он включает в себя всестороннее изучение монет — их веса, размера, состава металла, изображений, надписей. Анализ технических дан­ных монет дает возможность реконструировать технику их изготов­ления. Анализ распространения находок отдельных монет и монет­ных кладов позволяет делать важнейшие выводы по истории эко­номики, денежного обращения, торговли и торговых путей древно­сти и средневековья. Изучение веса монет (денежная метрология) открывает возможности для выявления денежных реформ даже в тех случаях, когда о них не сохранилось абсолютно никаких сведе­ний в письменных источниках, а также для выявления метрологичес­ких закономерностей в развитии монетных норм.

В процессе своего развития нумизматика вырабатывает и совер­шенствует собственную методику исследования. В основе изучения любой совокупности монет лежит их систематизация и классифи­кация. Классификация монет может иметь различный характер. В ее основе может лежать формально-типологический принцип, хро­нологический, метрологический, территориальный и др. Основны­ми методическими приемами нумизматики являются так называемый поштемпельный анализ, телеграфирование находок отдельных монет и кладов.

Ведущую роль в изучении денежного обращения играют монет­ные клады. В настоящее время именно они являются основным объ­ектом изучения нумизматики. Монетным кладом называется любой комплект монет — от нескольких экземпляров до десятков тысяч, зарытый в землю умышленно в целях сохранения или случайно по­павший в нее. В русской нумизматике значение монетных кладов как незаменимого источника для изучения целого ряда историко-экономических проблем было понято еще в первой половине XIX в., когда Х.Френом и П.С.Савельевым были опубликованы ра­боты по топографии кладов восточных монет.

При изучении клада перед исследователем прежде всего встает вопрос методического характера: как датировать клад? Правильный ответ на него позволяет выявить эволюцию денежно-весовых сис­тем, отражающуюся в весовых нормах монет, выявить группы мо­нет; преобладавших в обращении в определенный период времени, проследить закономерности в изменении состава кладов.

Проблема датировок кладов долгое время оставалась дискусси­онной. Особенно острую полемику, естественно, вызывала датировка кладов монет, не несущих на себе обозначения дат. Сначала дис­куссия велась посредством только лишь логических умозаключений, без привлечения и анализа фактического материала. На новой источниковой основе спор был возобновлен в 20—30-е гг. XX в. Н.П.Бауером и А.В.Орешниковым. Н.П.Бауер датировал клады по дате младшей монеты. А.В.Орешников отвергал самый принцип та­кой датировки, указывая на большой диапазон хронологического колебания монет в данном кладе (до 368 лет). Он считал, что моне­ты могли быть зарыты в землю спустя значительное время после их чеканки. В настоящее время большинством исследователей приня­та датировка клада по младшей из находящихся в нем монет с учетом того обстоятельства, что между годом чеканки этой монеты и вре­менем зарытия клада всегда лежит определенный промежуток времени, равный по крайней мере времени пути монеты от места чеканки к месту клада.

Следующим этапом исследования клада является изучение его состава. Одним из первых периодизацию кладов монет IX—XI вв. на территории Руси разработал и обосновал Р.Р.Фасмер. Предло­женная им методика исследования закономерностей в изменениях хронологического состава кладов нашла широкое применение в тру­дах нумизматов.

Выявление монетных дворов, из которых происходят монеты, встреченные в кладе, открывают определенные возможности для суждения о характере торговых связей, для установления торговых путей.

Монетные клады по своему составу делятся на клады короткого и длительного накопления. Для нумизматики особенно важны кла­ды короткого накопления, являющиеся своего рода «моментальны­ми снимками» с денежного обращения в момент попадания клада в землю. Статистика монетных находок показывает, что подавляю­щее большинство известных и вновь обнаруживаемых, кладов яв­ляются именно кладами короткого накопления, объективно отра­жающими состав монетного обращения и его характерные особен­ности.

Важной частью нумизматического исследования является кар­тографирование находок монетных кладов и единичных монет. Бла­годаря ему выявляются определенные ареалы тех или иных монет в различные исторические периоды. Топографические сводки кладов могут быть различными по своему характеру. Одни из них отража­ют монетное обращение на определенных территориях, другие — на определенном хронологическом отрезке, третьи — историю обраще­ния различных по своей государственной принадлежности монет, например римских, византийских, куфических монет, золотоордынских дирхемов и т. д. Характер топографических сводок изменяется в зависимости от задач исследования. Топография монетных нахо­док отражает особенности денежного обращения, его интенсивность, позволяет изучать пути и центры торговли, направления торговых связей. Благодаря ей устанавливаются районы (провинции) со свое­образным составом денежного обращения, отличным от сопредель­ных территорий, и т. д.

Значение монетных кладов как исторического источника мож­но наглядно проследить на примере решения вопроса о роли ино­земной монеты в денежном обращении Восточной Европы в целом и Древней Руси в частности. Особую остроту здесь при­обретает установление характера приема иноземных монет на Ру­си. Если они принимались только на вес, то метрологическая эво­люция этих монет никак не влияла, да и не могла влиять на раз­витие древнерусской денежно-весовой системы. В нумизматике долгое время было распространено мнение как раз о том, что ино­земные монеты принимались не по счету, а на вес, или даже оце­нивались при приеме «на глаз». Это представление основывалось на известном факте частой встречаемости в кладах обломков и обрезков монет, имеющих самый различный вес. Такое разнооб­разие веса обломков и говорило о них как о простых довесках. Но все же этот на первый взгляд убедительный факт не может служить решающим аргументом в пользу теории весового прие­ма монет, так как известны письменные арабские источники, сви­детельствующие об обычае деления монет для получения более мелких платежных единиц. Этот обычай был распространен на всей территории мусульманского Востока в VIII—X вв. Анало­гичное явление наблюдалось и на Западе — предполагают, что крест на англосаксонских пенни (которые, кстати, тоже сыграли немалую роль в денежном обращении Восточной Европы в XI в.), делящий монету на четыре части, помещался с целью бо­лее правильного дробления монеты. Обычай дробления монет со­хранялся в Англии до сравнительно позднего времени. Об этом приеме говорит, вероятно, и древнерусский денежный термин «резана», который этимологически подтверждает возможность такого дробления. Наиболее убедительным приемом для опро­вержения версии о весовом приеме монет является изучение ус­тойчивости и постоянства этого явления на Руси. В. Л. Янин убе­дительно разрешил этот вопрос, показав на многочисленных при­мерах, что появление в кладах обломков и их исчезновение не носит случайный характер. Из этого вытекает важнейший вы­вод: к иноземной монете IX—XI вв. можно подходить как к древ­нерусскому номиналу.