
- •1. Сравнительное правоведение - учебная дисциплина, предметом изучения которой является система научных знаний о правовых системах современности .
- •2. Как наука, сравнительное правоведение структурно распадается на три составляющих (по х.Бехрузу); методологическую, теоретическую и прагматическую.
- •8. Что же касается времени возникновения современного сравнительного права, времени, с которого начинается его "современный" отсчет, то в этом случае дело обстоит следующим образом.
- •27. Внутри романо-германской правовой семьи группа римского (романского) права, которая наиболее сильно отражена во французском праве, отличается от группы германского права.
- •33. В Скандинавских странах рано возникает централизованное государство и унифицированное в масштабах страны право.
- •38. Английское общее право образует классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судьями.
- •41. Наиболее характерные черты правовой семьи общего права заключаются в следующем.
2. Как наука, сравнительное правоведение структурно распадается на три составляющих (по х.Бехрузу); методологическую, теоретическую и прагматическую.
Методологическая составляющая включает и себя учение о методах сравнительного анализа, их соотношение с иными частными и общими методами, место и роль сравнения в системе других методой, его значение.
Теоретическая составляющая содержит в себе положения, касающиеся понятия и содержания сравнительного правоведения, его целей, механизма его проведения и др.
Прагматический составляющая заключается в выработке рекомендаций по наиболее эффективному использованию полученных знаний и практическому применению в той или иной правовой системе сравниваемых юридических актов, норм и институтов.
Как учебная дисциплина, сравнительное правоведение, также как и большинство иных юридических дисциплин, структурно состоит из двух основных частей - обшей и особенной части.
Общая часть" включает а себя решение проблем истории развития науки сравнительного правоведения, природы сравнительного правоведения и принципов классификации правовых систем, истории развития основных правовых систем современности, сравнительной методологии, сравнительной правовой культуры, места, роли сравнительного правоведения в системе юридической науки и высшего образования, актуальные научные задачи и основные направления сравнительно-правовых исследованиях отечественной системы права с учетом ее места на правовой карте мира, опыт достижений и тенденций развития зарубежной юридической компаративистики
Особая часть учебной программы охватывает определенную тематику конкретных сравнительно-правовых исследований различных правовых явлений - от сравнительного анализа отдельных норм отечественного или зарубежного права до сравнительно-правовых исследований всех основных прошлых и современных систем национального права, сравнительно-правового изучения отдельных чграслей права и т. д.
Таким образом, с учётом направления и предмета исследования сравнительного правоведения его структура в наиболее общем виде представляет собой (согласно О И Харитонову и Е.О.Харитонову, а гакже X. Бехруэу):
1) "вертикальное" и "горизонтальное" сравнительное правоведение или "историческая" и "догматическая" компаративистика;
2) "общая" (общетеоретическая) и "специальная" компарати-пистика Специальная отраслевая компаративистика, в свою очередь, делится на сравнительное гражданское право, сравнительное уоловное право, сравнительное конституционное право и т.п.;
3) сравнительное правоведение в сфере частного права и сравнительное правоведение в сфере публичного права.
3. Как и иные юридические науки, сравнительное правоведение выполняет ряд традиционных функций, но модифицированных относительно особенностей уже его собственного предмета Функции сравнительного правоведения как юридической науки - это основные направления его теоретического и практического назначения, выполняемые в обществе в целях прогрессивного преобразования данного общества.
К этим функциям относятся:
1. Познавательная или онтологическая (онтология - понятие сущего). Она выражается в познании и объяснении явлений и процессов жизнедеятельности сообществ жителей различных стран, находящих под властью тех или иных государств, господствующих над жизнедеятельностью этих сообществ в тот или иной период времени
2. Эвристическая (эвристика - искусство нахождения истины). Она выражается как в глубинном познании основных закономерностей шеударственно-правовой жизни различных человеческих сообществ (в том числе возникновения, функционирование и развития у этих сообществ разных правовых систем), так и в выяснении тенденций развития этих систем, открытии новых закономерностей, обогащении новыми знаниями о развитии государства и права как в каждом из этих сообществ, так и в человеческом обществе в целом,
3. Прогностическая. Она выражается в предвидении («взгляд в будущее») дальнейшего развития права и государства сообществ жителей той или иной страны на основе адекватного отображения объективных закономерностей развития самой их жизнедеятельности,
4. Методологическая. Эта функция выражается в формировании понятийного аппарата, создании универсального юридического языка обеспечивающего единообразие в классификации и оценке явлений специалистами различных отраслей юридической науки.
5. Идеологическая - состоит в выработке фундаментальных идей о путях дальнейшего развития права и различных типов государств, воздействующих на правовое сознание как отдельных граждан (подданных власт-мующего над ними государства) так и всего сообщества жителей данной страны (например, непрекращающееся «правовое обсасыаание» нынешним юсударством Украины уже давно ставшей пресловутой идеи о так называемом «демократическом социальном и правовом государстве»).
6. Политическая. Данная функция выражается во влиянии на формирование политического курса конкретного государства, властвующего нвд населением данной страны, а также в целом на всю политическую систему общества и в обеспечении их так называемой «научности» (как правило, на период власти именно этого государства] или доказательства их «ненаучности» (но уже, как правило, лишь после свержения этого гос:ударства и изменения установленного им политического режима).
7. Научно-прикладная. Данная функция состоит в выработке рекомендаций для практического решения задач государственно-правового строительства (то есть укрепления мощи данного государства) на основе сравнения с аналогичной деятельностью иных государств. Эта функция иыражается в подготовке законопроектов и проектов других нормативно-правовых актов, решений, которые выносятся правоприменительными органами данного государства .
4. Нельзя отождествлять предмет и объект сравнительного правоведении, ибо понятие (а тем более - содержание) объекта исследования данной науки является более широким, чем понятие предмета этой науки
Объект иследования может быть и очень часто бывает общим для целого ряда наук, а вот предмет одной науки не может совпадать с предметом другой науки.В самом широком понимании объектом сравнительного правоведения является вся как таковая правовая реальность или действительность.В связи с чем, в качестве объекта сравнительного правоведения следует рассматривать всю юридическую сущность общества, включающую в себя все без исключения правовые явления, а том числе правовые нормы, правовую культуру и идеологию, правосознание, правовые отношения, правовую практику, правовую психологию и т. д. В то же время важной особенностью общего сравнительного правоведения является его ориентация, прежде всего, на исследование стыковых проблем, лежащих в плоскости сравнительного анализа различных правовых систем мира.
Объектами общего сравнительного правоведения являются:- современные типы правовых систем (общее межтиповое сравнение),- правовые системы разных типов (частное межтиповое сравнение),правовые системы, относящиеся к одному типу (внутритиповое сравнение).
В более развёрнутом виде отдельными объектами исследования сраа ни тельного правоведения являются:1) правовая действительность, или правовая реальность (общий объект сравнительного правоведения как юридической науки);2) правовая семья (специфический объект сравнительного правоведения):3) правовые системы отдельных государств (один из важнейших объектов сравнительного правоведения);
Подчеркнем, что в последнем случае предметом сравнительного правоведения являются:
методологические проблемы сравнительно-правового исследо вания (при этом значительное место занимает теория сравнительно- правового метода);
сопоставительное изучение основных правовых систем совре менности, другими словами, систематизированное изучение зарубеж ного (иностранного) права;
обобщение и систематизация результатов конкретных сравни тельно-правовых исследований;
разработка конкретных методических правил и процессов срав нительно-правовых исследований;
исследование историко-сравнительных правовых проблем;
сравнительное изучение международно-правовых вопросов со - временности.
5.
6. Наиболее наглядно идеи сравнительного правоведения проявлялись, например, в странах, прилегающих к побережью Средиземного моря. Среди них в особенности выделяются государства Древней Греции и Рима. По мнению западных исследователей, именно здесь впервые появились не только сравнительно-правовые идеи, но и первый практический опыт проведения сравнительных исследований в области государства и права.
Элементы сходства законов, правовых обычаев, отдельных юридических норм, институтов и в целом правовых систем прослеживаются в древнем мире не только у государств, расположенных в одном и том же географическом регионе, но и в самых отдаленных по стандартам того времени друг от друга частях мира. Одни из них возникали в результате торгового обмена между народами. Другие — в результате завоевания и покорения одних государств другими.
Влияние идей сравнительного правоведения сказывалось в рассматриваемый период не только на взаимосвязи и взаимодействии правовых систем Древней Греции и Рима, но и на взаимоотношениях правовых систем самих греческих городов-полисов.
С точки зрения внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими формами правления, традициями, обычаями, своим правом1.
Как пишет в связи с этим В. Хуг, несмотря на то, что сейчас общепризнанным считается тот факт, что греческие города-государства весьма активно воспринимали друг у друга правовые идеи,институты и учреждения, причем иногда — полностью, чаще — ча-^-стично, тем не менее нельзя преувеличивать данный процесс. А кроме того, его нельзя рассматривать как обмен сравнительно-правовыми идеями и учреждениями, осуществляющийся между правовыми системами разных стран. Это, по мнению автора, есть процесс,происходящий в рамках одной и той же правовой системы. Это —процесс поиска и восприятия правовой системой и ее отдельными институтами своих собственных, но более совершенных форм1.
Самые ранние сравнительно-правовые исследования, замечают по этому поводу К. Цвайгерт и X. Кетц, были обнаружены в Древней Греции. Они были связаны с особым интересом древнегреческих мыслителей к формам политико-правового устройства античного государства1. В своих знаменитых "Законах" Платон сравнивает законы различных греческих полисов и на основании этого сравнения предлагает конструкцию идеального государства, в котором действуют подходящие, с его точки зрения, для такого государства законы из числа всех им рассмотренных.На основе огромного сравнительно-правового материала написана широкоизвестная работа Аристотеля "Политика". В ней, по свидетельству исследователей, использован сравнительно-правовой анализ конституционного законодательства 153 древнегреческих городов-государетв.Среди древнеримских авторов сравнительно-правовые идеи развивались и использовались, например, Гаем Юлием Цезарем в его "Записках о галльской войне". Гаем Саллюстием Криспом в его исторических произведениях "Заговор Катилины", "Война с Югур-той", в отрывках его сочинения под общим названием "История" и др.
7. Одной из важнейших особенностей развития сравнительно-правовых идей, явлений, институтов и учреждений в указанный период является то, что они формировались и развивались не только на своей собственной, порожденной на данном отрезке времени основе, но и на основе рецепции или, иными словами, приспособления, адаптации римского права к новым историческим условиям, к новой государственно-правовой среде.
Однако даже во время падения римского права, умаления его "высшего значения" оно полностью не утрачивало своего влияния на другие правовые системы и институты права. Верным является утверждение о том, что несмотря на то, что на данном историческом этапе собственно римские, классические источники права в значительной степени вышли из употребления и оказались невостребованными, тем не менее римское право в его новых, "упрощенных и варваризованных формах" продолжало по-прежнему жить и оказывать воздействие на другие системы права3.В таком виде римское право, например, переплеталось и использовалось наряду с правовыми обычаями у франков, вестготов, и остготов, а также у других германских народов и племен. По сви-, детельству историков, в соответствии с приказами королей создавались даже специальные кодексы, вбиравшие в себя различные источники "варваризованного" римского права.
Римское право независимо от того, воспринималось ли оно в его первозданном ("древнем") или классическом варианте, вульгаризо-ванном или цивилизованном виде, всегда выступало как способ преодоления узконационального юридического изоляционизма и провинциализма, как средство для стимулирования и применения сравнительно-правовых идей. Решая проблемы рецепции римского права, думая над тем, какие его принципы, нормы и институты могут оказаться полезными для той или иной национальной системы права, приемлемыми для нее, а какие не являются таковыми, любой исследователь или законодатель неизбежно сталкивается с необходимостью сравнения римского (его сопоставления или противопоставления) с действующим в данный момент правом. Таким образом он осознанно или неосознанно вовлекается в сферу сравнительного правоведения. В силу этого следует особо подчеркнуть, что история развития рецепции римского права является неотъемлемой составной частью истории развития всего сравнительного правоведения. Данный тезис представляется верным не только для средневекового периода развития сравнительного правоведения, но и для всей истории государства и права.
Яркой иллюстрацией влияния одних правовых систем или их отдельных актов и институтов на другие может служить Гражданский кодекс Франции 1804 г. или, как его чаще называют, Кодекс Наполеона.
Принятие и введение в действие этого фундаментального по своей природе и характеру акта оказало огромное влияние не только на дальнейшее развитие законодательства Франции, но и на правовые системы других стран. Причин для этого, согласно мнению западных экспертов, было несколько.
Среди них называют, во-первых, гибкость и универсальность Кодекса Наполеона; Во-вторых, реализм и прагматизм Гражданского кодекса Франции, отвечавшего нуждам и интересам господствовавшей в XIX в. буржуазии и в то же время оставлявшего широкий простор "для различных вариантов его прогрессивного толкования"2. И в-третьих, обеспечение положений, содержавшихся в данном нормативно-правовом акте, реальной политической, культурной и интеллектуальной силой (властью).
Так, вскоре после вступления в силу Кодекса Наполеона во Франции он распространил свое влияние на ряд земель Германии, на значительную часть зависимой от Франции территории Италии, на некоторые кантоны Швейцарии2.
Идеи сравнительного правоведения в рассматриваемый период нашли свое отражение и развитие не только в рецепции римского права и практическом развитии законодательства ряда стран, но и в многочисленных научных исследованиях.
Хрестоматийными для истории развития сравнительного правоведения в средние века в Европе явились работы английского •исследователя-компаративиста XV в. Фортескью, который впервые провел сравнение ряда законов Англии и Франции.
При рассмотрении истории развития идей сравнительного правоведения в период Средневековья нельзя не вспомнить также о работах Бэкона, в частности, о его труде "О достоинстве и приращении наук", в котором он указывал на необходимость "освободиться от цепей" национального права для того, чтобы узнать его истинную ценность, а также развивал тезис о том, что свое собственное, национальное право не может и не должно служить критерием оценки самого себя. Такого рода положения и утверждения, несомненно, выходили за рамки сложившегося в рассматриваемый период юридического мышления и способствовали развитию идей сравнительного правоведения3.
Значительную роль в развитии идей сравнительного правоведения в период Средневековья сыграли также отдельные работы немецкого философа-идеалиста Г. Лейбница, в частности, его трактат "Сфера применения права".