- •2.Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.
- •5 Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития:
- •5 Основные методологич принципы психологии детей с зпр
- •6. Методы исследований в изучении особенностей психического развития детей с зпр.
- •7. Понятие нормы в психологии. Виды норм.
- •8. Общие закономерности аномального развития.
- •10. Возрастная обусловленность дефектов развития.
- •11. Понятие о зоне ближайшего развития, сензитивных периодах, первичном и вторичных дефектах.
- •12. Зпр как специфический вид дизонтогенеза. Время появления, представленность в популяции. Кодификация в межд. Кл . Болезней.
- •15. Общие проявления психич развития детей при зпр. Психологические парматры.
- •16. Основные устойчивые признаки зпр на фоне церебральной органики.Различия от олигофрении.
- •2.Зпр с преобладанием функциональных нарушений позн-ой деятельности:
- •18. Особенности физического развития детей с зпр.
- •19. Понятие ммд. Динамика на протяжении онтогенеза ребенка. Причины ммд.
- •20. Особенности психофизического развития детей с сдвг как проявление минимальной мозговой дисфункции.
- •21. Гиперактивность. Механизмы её влияния на процесс социализации ребенка с зпр.
- •23. Характеристика познавательной активности при зпр. Познавательные мотивы в структуре готовности ребенка к школьному обучению.
- •24. Внимание и его функции.Нарушения внимания при зпр.Подходы к коррекции.
- •26. Особенности развития восприятия дошк с зпр.
- •27. Особенности мыслит деят при зпр разной степени тяжести.
- •28. Особенности мнемической деятельности детей раннего и дошк возраста с зпр.
- •30. Особенности личности детей с зпр.
- •31. Особенности становления ведущих и продуктивных видов деятельности детей ранне и дошк возраста с зпр.
- •33. Характеристика обучаемости как прогностического признака образовательных перспектив ребенка с зпр. Мотивационно-целевые установки младших школьников с зпр.
- •35. Страхи при зпр. Подходы к коррекции.
- •36. Роль психологического сопровождения в системе коррекционно-развивающего обучения. Организация и содержание работы спец. Психолога в системе кро.
- •37. Детско-родительские отношения. Типы наиболее часто встречающихся нарушений. Их влияние на психосоциальное развитие ребенка.
- •38. Виды психолого-педагогической помощи, оказываемые школьникам с зпр.
- •39. Специфика психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой нарушения, включающей зпр.
5 Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития:
Современные представления о психическом развитии ребенка базируются на безусловном признании роли полноценных социальных и биологических условий. А. Н. Леонтьев писал о том, что проблема биологического и социального имеет для научной психологии решающее значение. Современная психологическая наука рассматривает эту связь многоаспектно, с учетом достижений смежных наук. Именно в данном ключе проводятся исследования онтогенетических закономерностей генотип-средовых соотношений.
Причиной наиболее тяжелых форм психических расстройств являются генетические нарушения.
Как известно, генотип в развитии человека выполняет две функции: типизации и индивидуализации. С изучением первой функции связано выявление универсальных общебиологических закономерностей функционирования генома человека и установления механизма действия генов в детерминации фенотипа организма. Изучение второй функции направлено на выяснение роли генетических факторов в формировании многообразия человеческих индивидуальностей.
Генетический уровень как первичный инициирует развитие сопряженных с ним морфологического и физиологического уровней. Они, в свою очередь, создают условия для возникновения психических новообразований, порождаемых социальной детерминацией. В настоящее время выделяются два основных подхода к изучению влияния наследственности на врожденные компоненты симптомо-комплекса, вызывающего психологические проблемы (Plomin, 1994).
Традиционный подход основан на концепции, предполагающей выделение отдельного гена, связанного с конкретным видом нарушения.
Альтернативный подход нацелен на поиск множества генов, порождающих комбинированный эффект, вызывающий расстройство. Этот подход уже позволил частично объяснить причины возникновения болезни века — болезни Альцгеймера, появляющейся у людей с определенным генетическим паттерном в возрасте от семидесяти до девяноста лет. По данным зарубежной литературы, наибольшая группа (60%) среди интеллектуально неполноценных людей страдает от синдрома Дауна, вызванного дополнительной двадцать первой хромосомой. Расстройства психики в остальной (40%-ной) части выборки вызваны материнской инфицированностью в период беременности, злоупотреблением диетой и лекарствами, преждевременными родами и детской инфицированностью (Mental Health foundation, 1993). Другими словами, одна часть нарушений развития имеет генетическую основу, другая же в значительной мере обусловлена средовыми факторами, т. е. постоянно действующими обстоятельствами, вызывающими устойчивые изменения того или иного признака.
Однако даже сформированные под влиянием врожденных факторов синдромы по-разному проявляются в период онтогенеза. На основе анализа развития двухсот младенцев с синдромом Дауна английский психолог Каннингем (Cunningham, 1982) установил, что до двухлетнего возраста одна шестая часть этой группы развивалась в среднем наравне со своими здоровыми сверстниками, обнаруживая лишь некоторые признаки заболевания. В то же время другая, одна шестая часть группы, с трудом освоила к двум годам навыки развития шестимесячных младенцев. С годами различия между этими двумя подгруппами увеличились. Это и многие другие исследования послужили в дифференциальной психологии основанием для выделения третьего фактора, или источника вариативности, внутри популяции — субъективного жизненного опыта, обозначенного как фактор самодетерминации (Ливии А. В., 2002).
Факторы, к которым можно отнести внутрисемейное взаимодействие, обстоятельства социальной и биологической среды обитания обусловливают возможности индивидуального развития человека, субъективную специфику формирующихся черт личности и другие компоненты жизненного опыта. В своей комбинации они оказывают такое влияние, природа которого пока еще мало изучена. В процессе онтогенеза формирование функциональных систем, обеспечивающих психическую деятельность, претерпевает значительные качественные изменения, что в итоге создает как типологические, так и индивидуальные особенности нарушений развития психики. Современная эволюционная генетика рассматривает генетическую организацию человека с учетом динамики взаимодействия организма с внешней средой.
Отечественные психологи считают, что существующая биологическая наследственность не распространяется на психическую сферу целиком. Человек овладевает опытом, усваивает знания в процессе общения с людьми в процессе предметной деятельности. В связи с этим важнейшим условием формирования высших психических функций ребенка является его деятельность в предметном мире, протекающая в процессе общения и сотрудничества с окружающими людьми.
Среди условий, необходимых для нормального развития ребенка, выделяются такие, как: нормальная работа головного мозга и его коры; нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности и нормального тонуса нервных процессов; сохранность органов чувств, которые обеспечивают связь ребенка с внешним миром; благоприятный социальный контекст жизни, включающий в том числе систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду и школе.
Изучение соотносительной роли наследственности и среды в изменчивости отдельных сторон психической деятельности показало, что каждый из изучаемых параметров этой деятельности (интеллектуальной, мнестической, речевой и т. д.) характеризуется определенными, только ей присущими величинами компонент фенотипической дисперсии — генетическими и средовыми. Последнее означает, что вклад генетической и средовой составляющей в детерминации нарушений психического развития в каждом отдельном случае должен различаться. Указанная закономерность особенно хорошо прослеживается в возрастной динамике психического развития.
В группе старших подростков отмечается уменьшение роли генетической компоненты и увеличение удельного вклада среды в изменчивость большинства параметров интеллекта. Установлено, что интеллектуальное поведение с возрастом становится более гибким по отношению к факторам внешней среды, достигая при этом более высокого адаптационного уровня.
Специфичность вклада генетических и средовых составляющих можно рассмотреть на примере наиболее распространенных форм атипичного развития — умственной отсталости и задержки психического развития. Такой анализ проведен в фундаментальном исследовании социально-психологической детерминации нарушений психического развития детей В. Б. Никишиной (2004).
В психогенетических исследованиях накоплено огромное количество эмпирических фактов, свидетельствующих о влиянии наследственных факторов на индивидуальные особенности не только интеллекта, но и академической успеваемости, отдельных когнитивных способностей, когнитивных стилей, темперамента, личностных особенностей. Эти влияния по-разному проявляются на разных возрастных этапах.
Обобщение аналитических данных значительного количества психогенетических исследований, посвященных изучению роли наследственности и влиянию генотипа на психическое развитие, позволило сделать заключение о том, что с возрастом влияние генотипа и специфической среды на индивидуальные особенности когнитивных характеристик увеличивается, тогда как роль общей среды уменьшается. Под общей средой в этом контексте понимаются те внешние условия, которые совпадают у сравниваемых групп людей. В числе таких условий — образование родителей, их социальный статус, материально-экономические условия семьи, психологические особенности родителей и др.
Различающаяся среда — это те внешние условия, которые не совпадают у сравниваемых групп (дети могут обучаться в разных школах, разных классах, ходить в разные секции, общаться с различными детьми и т. д.). Кроме того, условия развития детей в одной и той же семье могут оказаться разительно непохожими: к ним по-разному относятся окружающие, они имеют разных друзей и разные интересы, по-разному реагируют на одни и те же события и по-разному относятся друг к другу. Таким образом, многие особенности среды, на первый взгляд кажущиеся общими, при более тщательном анализе оказываются различающимися. Все это создает условия разнообразия для формирования личности. Оказывается, что именно различающаяся среда (или среда, несовпадающая у членов одной семьи), а не общая, как иногда считается, в значительной степени определяет вариативность особенностей психического развития и влияет на вариативность когнитивных и личностных характеристик ребенка. В контексте специальной психологии этот тезис ориентирует на социально-психологический вектор в работе с детьми и их семьями.
Среда, в которой происходит наиболее активное социальное взаимодействие, оказывает изначально максимальное воздействие на социальную адаптацию детей с атипией развития. Подробное исследование разнообразных средовых воздействий на формирование регуляции поведения у детей убедительно свидетельствует о том, что социальное взаимодействие между ребенком и близкими взрослыми, прежде всего, матерью, выступает одним из важнейших регуляторов, формирующих его поведение. И лишь по мере возрастного усиления значимости других членов социума все большее влияние на психическое развитие (а также на проявление атипий) приобретает общий социальный контекст в рамках тех взаимосвязей и взаимоотношений, которые возникают у детей в реальной жизни и создают так называемую «социальную сеть» человека. Параметры взаимодействия подростков с родителями и их вариативность оказываются также связанными с генотипом. Особенно это касается показателей эмоциональности общения, настойчивости, включенности, асоциального и просоциального поведения. Поведенческие характеристики, которые отражают менее общие переменные и связаны с разрешением проблемных ситуаций, как оказалось, не испытывают влияния генотипа.
