Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зарубежка.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
858.62 Кб
Скачать

35. Развитие американской литературы в 20-40-е гг. XIX века.

Движущей силой Американской революции и основным ядром армии генерала Джорджа Вашингтона были простые фермеры и ремес­ленники, создавшие народное ополчение—отряды «минитменов». Именно они занимали наиболее бескомпромиссную позицию в борьбе с Англией и сорвали планы части проанглийски настроенных крупных землевладельцев («лоялистов») пойти на сговор с британской монар­хией. Победа в Войне за независимость укрепляет в национальном сознании американцев веру в особый путь и высшее предназначение Америки, которая представляется страной будущего, краем безгранич­ных возможностей, где каждому предоставляется шанс обрести счастье и достаток. Этот комплекс представлений получил название «амери­канская мечта». Обращенная к «старушке Европе» надпись на Статуе Свободы, установленной в нью-йоркской гавани в 1886 г., гордо провозглашала: «Дай мне твоих голодных, дай мне твоих униженных...»

Однако еще в годы победоносного завершения Войны за незави­симость закладываются истоки будущих серьезных противоречий и конфликтов внутри самой юной и полной сил демократической ре­спублики. В послевоенные годы в США сохраняется и даже усиливается имущественное и социальное расслоение. Надежды и насущные инте­ресы большинства рядовых солдат армии Вашингтона удовлетворены не были. Яркое свидетельство их недовольства — восстание под ру­ководством капитана Д. Шейса. Не было отменено рабство черных невольников в южных штатах, что через несколько десятилетий обер­нется для США тяжелым потрясением — гражданской войной между

Севером и Югом. В духовной жизни страны устанавливается приоритет материальных ценностей и голого практицизма.

Постепенно усиливающееся разочарование направлением послере­волюционного развития страны создает в Америке почву для возник­новения романтического мироощущения и литературы, обращенной к поиску идеала, лежащего за пределами повседневности действитель­ного мира. Разумеется, значительную роль в формировании американ­ского романтизма сыграл и опыт европейской литературы, уже выработавшей к этому времени идейно-эстетические принципы ро­мантического метода и воплотившей их в замечательных художествен­ных достижениях.

Хронологические рамки американского романтизма несколько от­личаются от романтизма европейского. Романтическое направление в литературе США сложилось к рубежу между вторым и третьем деся­тилетиями XIX в. и сохраняло ведущее положение вплоть до окончания Гражданской войны между Севером и Югом (1861—1865). Столь долгое по сравнению с европейскими странами преобладание романтического метода в литературе США объясняется особенностями развития аме­риканского общества. Важнейший его фактор —постепенное продви­жение американской нации с востока на запад, от побережья Атлантического к побережью Тихого океана. В ходе колонизации материка, длившейся почти три столетия, в Америке существовал фронтир—чисто американское явление, подвижная граница между цивилизацией белых поселенцев и остальной частью материка. За линией фронтира лежали «свободные земли» — нетронутая природа Америки, горы, леса и прерии, населенные индейскими племенами. Само существование фронтира в качестве реальной романтической альтернативы утверждавшейся буржуазной цивилизации подпитывало и укрепляло романтическое направление в литературе США (европей­ские писатели также не прошли мимо романтического потенциала американского фонтира —вспомнить хотя бы Рене у Шатобриана или упоминание Даниэла Буна в «Дон Жуане» Байрона). Реалистическое направление в литературе стало быстро развиваться только после окончания Гражданской войны, когда новая общественная реальность потребовала выражения не в романтических иносказательных образах, а в предельно конкретных социальных понятиях и категориях.

В становлении американского романтизма прослеживается три этапа. Первый этап —ранний американский романтизм (1820—1830-е годы). Его непосредственным предшественником был предромантизм, развивавшийся еще в русле просветительской литературы (поэзия Ф. Френо, проза Ч.Б. Брауна и др.). Крупнейшие писатели раннего американского романтизма — В. Ирвинг, Д.Ф. Купер, У.К. Брайент, Д.П. Кеннеди и др. С появлением их произведений литература США впервые получает международное признание. В это время активно идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма.

Ведется интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (колониальная история, Война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев и др.). Мироощущение ведущих писателей этого периода в целом гармонично и окрашено в оптимистические тона, связанные с героикой Войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой гран­диозными перспективами. Сохраняется тесная преемственная связь с идеологией американского Просвещения, которое в идейном плане подготовило Американскую революцию. Показательно, что и Ирвинг, и Купер —два крупнейших ранних американских романтика —актив­но участвуют в общественно-политической жизни, стремясь прямо воздействовать на ход ее развития.

Вместе с тем в раннем американском романтизме возникают критические тенденции, ставшие реакцией на негативные явления в различных сферах жизни американского общества. У ранних амери­канских романтиков вызывают тревогу и протест искажение и забвение высоких идеалов, провозглашенных при рождении республики. Их отталкивает нарастающая волна власти «голого чистогана», коррупции, морального и духовного оскудения. Альтернативу окружающему их жизненному укладу они находят на романтически преображенном фронтире (пенталогия о Кожаном Чулке Ф. Купера, «Путешествие в прерию» В. Ирвинга), в героике Войны за независимость («Шпион» Ф. Купера), в свободной морской стихии («морские» романы Ф. Ку­пера), в патриархальном прошлом Америки («История Нью-Йорка» и рассказы В. Ирвинга), в богатой и красочной европейской истории («Альгамбра» В. Ирвинга, трилогия о средневековой Европе Ф. Купера).

Второй этап—зрелый американский романтизм (1840—1850-е годы). К этому периоду относится творчество Н. Готорна, ЭА. По, Г. Мелвилла, Г.У. Лонгфелло, У. Г. Симмса, писателей-трансцендента-листов Р.У. Эмерсона и Г.Д. Торо. Сложная и неоднозначная реаль­ность Америки середины века обусловила заметные различия в мироощущении и эстетике романтиков 40—50-х годов. Большая часть писателей испытывает разочарование в том, каким путем развивается американское общество. В США сохраняется рабство в южных штатах, на Западе рука об руку с героизмом первопроходцев идет уничтожение коренного населения материка — индейцев и хищническое разграбле­ние природных богатств. Республика переживает экономический кри­зис 1830-х годов, утрату доверия к погрязшему в коррупции правительству, внешне- и внутриполитические конфликты. Разрыв между действительностью и романтическим идеалом углубляется и приобретает необратимый характер. Не случайно среди романтиков этого периода так много непонятых и непризнанных художников: Э. По, Г. Мелвилл, Г.Д. Торо, а позднее — поэтесса Э. Дикинсон.

В зрелом американском романтизме преобладают драматические тона: ощущение несовершенства мира и человека (Н. Готорн), настро-

ения тоски и скорби (Э.А. По), сознание трагизма человеческого бытия (Г. Мелвилл). Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий в душе печать вины и обреченности. Уравновешенно-оптимистический мир Г. Лонгфелло и представления трансценденталистов об универ­сальной гармонии в эти десятилетия стоят в литературе США несколько особняком.

В эти годы американский романтизм переходит от художественного освоения национального материала к исследованию на этом материале универсальных проблем человека и мира. Он переходит на новый уровень обобщения и приобретает философскую глубину. При этом романтизм США опирается на современную идеалистическую фило­софию Европы, прежде всего немецкую идеалистическую школу Канта, Шеллинга и Фихте. Эти теории по-своему преломляются в учении американского трансцендентализма, поставившего перед современни­ками вопросы глобального характера — о сущности и предназначении человека, о взаимоотношениях человека и природы, личности и обще­ства, о путях нравственного самосовершенствования.

В художественный язык зрелого американского романтизма про­никают различные виды иносказания, нехарактерного для творчества романтиков предшествующего поколения. По, Мелвилл, Готорн в своих произведениях создали символические образы большой глубины и обобщающей силы. Заметную роль в поэзии и прозе начинают играть сверхъестественные силы, усиливаются мистические мотивы.

Третий этап —поздний американский романтизм (60-е годы). Это период кризисных явлений в романтизме США. Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность, требующую нового художественного языка и новых выразительных средств.

В эти годы происходит резкое размежевание внутри романтизма, вызванное гражданской войной между Севером и Югом. Литература аболиционизма выступает с протестом против рабства с позиций гуманности и общечеловеческой нравственности. С другой стороны, многие писатели Юга, романтизируя и идеализируя «юное рыцарство», встали на защиту неправого дела и исторически обреченного уклада жизни.

Аболиционистские идеи занимают заметное место в творчестве писателей, чье творчество сложилось еще в предшествующий период,—1 Лонгфелло, Эмерсона, Торо и др. Они становятся ведущими в творче-1 стве таких писателей, как Г. Бичер-Стоу, Д.Г. Уитьер, Р. Хилдрет и др.

Романтическое направление в литературе США не сразу после | окончания гражданской войны сменяется реализмом. Сложный сплав романтических и реалистических компонентов представляет собой творчество величайшего американского поэта У. Уитмена. Романтиче-| ским мироощущением —уже за пределами традиционных хронологи­ческих рамок романтизма — проникнуто творчество Э. Дикинсон.

Художественные принципы и мотивы романтизма по-разному прелом­ляются в творчестве Ф. Брет-Гарта и М. Твена, А. Бирса и Д. Лондона.

Американский романтизм обладает рядом национальных особен­ностей, отличающих его от романтизма европейского.

Утверждение национальной самобытности, поиски национального самосознания и национального характера красной нитью проходят через все искусство американского романтизма. Романтики США стремятся преодолеть культурный провинциализм и духовную зависи­мость от Европы, не порывая, однако, с многовековыми традициями европейского искусства. Тяга к путешествиям и пафос первооткрыва­тельства присущи всем американским писателям первой половины XIX в. Они увлеченно «обживают» Новый Свет, путешествуя вместе со своими героями и читателями по морским просторам, глади Великих Озер, дремучим лесам, могучим рекам, бескрайним прериям. В эстетике романтизма природа всегда выступает в качестве альтернативы анти­гуманной цивилизации. В творчестве романтиков США этот мотив подкрепляется тем, что не тронутая цивилизацией природа начинается у американцев буквально за порогом дома.

Определенную сложность для развития романтической эстетики в США представляло то обстоятельство, что в Новом Свете не было живописных руин, памятников старины, древних преданий и легенд, даже просто реалий жизни, за которыми уже закрепились бы устойчи­вые романтические ассоциации, как, например, горы Шотландии и замки Англии, тюльпаны Голландии и розы Италии. Постепенно в книгах Ирвинга и Купера, Лонгфелло и Мелвилла, Готорна и Торо романтический колорит обретают явления и факты американской природы, истории, географии.

Для американского романтизма сквозной стала индейская тема. Индейцы в Америке с самого начала были не отвлеченным понятием, принимавшим подчас в европейском романтизме условное обличье «благородного дикаря», а повседневной реальностью, с которой был связан сложный психологический комплекс — страха и восхищения, враждебности и чувства вины. Несомненной заслугой американских романтиков был искренний интерес и глубокое уважение к индейскому народу, его своеобразному мироощущению, культуре, фольклору.

Именно жизнь индейцев с ее свободой и близостью к природе часто предстает романтической альтернативой разрушительной и бездухов­ной цивилизации в прозе и поэзии романтизма США. В произведениях Купера, Лонгфелло и др. подчеркивается, что столкновение двух рас не было фатально неизбежным, а повинны в нем жестокость и стяжа­тельство белых поселенцев. С творчеством американских романтиков образ жизни и культура индейцев постепенно входят в мир националь­ной литературы США, придавая ей особую образность, поэтичность и колорит.

В определенной степени это относится и к мироощущению и

фольклору (особенно музыкальному) другого этнического меныдинст- ч ва — черных американцев южных штатов.

В американском романтизме в рамках единого литературного на- | правления существовали заметные региональные различия между Но­вой Англией (северо-восток), средними штатами (с центром в] Нью-Йорке) и Югом.

Для романтиков Новой Англии (Готорн, Эмерсон, Торо, Брайент и др.) характерно в первую очередь стремление к философскому осмыслению американского опыта, к анализу национального прошло­го, его идейного и художественного наследия, к исследованию сложных этических проблем. Важное место занимает пересмотр пуританского комплекса религиозных и нравственных представлений колонистов-пуритан XVII—XVIII вв., с которым сохраняется глубинная преемст­венная связь. В романтизме Новой Англии продолжается традиция нравственно-философской прозы, уходящая корнями в пуританское колониальное прошлое Америки.

Средние штаты с самого начала отличаются большим этническим и религиозным разнообразием и терпимостью. Здесь идет бурная общественно-политическая жизнь, закладываются основы американ­ского государства, развивается финансово-экономическая база США. Со средними штатами связано творчество Ирвинга, Купера, позднее Мелвилла. Главные особенности творчества писателей этого региона — интерес к социальной проблематике, поиски национального своеоб­разия и национального героя, размышления об уроках пройденного страной пути, сопоставление прошлого и настоящего Америки.

С особой атмосферой американского Юга связано творчество По, но оно выходит за рамки региональной «южной» литературы. Принад­лежащие же к ней Д.П. Кеннеди и У.Г. Симмс во многом связаны в своем творчестве со стереотипами воспевания «южной демократии» и преимуществ рабовладельческих порядков. Писатели-южане нередко остро и справедливо критикуют последствия развития по капиталисти­ческому пути северных штатов (эксплуатацию, социальную несправед­ливость, власть денег), но делают это с объективно реакционных позиций, утверждая, что «радостно, не ведая забот, невольник на плантации живет». Политическое размежевание американских роман­тиков по проблеме рабства особенно четко обозначилось в последние два десятилетия перед гражданской войной. Однако при всех чертах ограниченности наследие «южного» романтизма сохраняет историко-литературную ценность. На его основе формируется многомерная и неоднозначная, но несомненно плодотворная «южная традиция» в | литературе США, которая в XX в. представлена именами У. Фолкнера, Р.П. Уоррена, М. Митчелл, У. Стайрона, К. Маккалерс, Ш.Э. Грау и

Др.

На литру США силнш образом повлияла история. 1873 - зак. война за независ-ьт, Гражд война м\у сев. и югом 61-65 гг. Т.о. война кажд. раз идёт за своб., за признание элемент. гражд. прав. В целом, такое ... войны напрям. связ. с идеями эп. Просвещения..

Амер. к-ра и литра в к 18-н 19 в. акт. осваивает все осн. европ. теч-я и напр-я. С внеш. т.зр. амер. литра этого п-да откров. опаздывает по ср-ю с Европой. Однако такое опоздание компенсирует то, что амер. пис-ли договаривают то, что не было сказано в Евр. литре, т.е. реализ-т все возм-ти того же ром-ма. Поэт. во многих учебниках 19 в. амер. литры связан с понятием ром-ма. Традиц. 2-3 п-да: ран. (Вашингтон Ирвинг, Натаниэль Готорн), ср. (Купер, Мелвилл), позд. (Э.А.По).