Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
geopolitika_shpory.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
137.28 Кб
Скачать
  1. «Геополитическая школа» о силе государства

В американской геополитической школе получила широкое распространение формула определения мощи отдельных государств на мировой арене. Ее разработал Р.Кляйн, руководитель Центра стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета, бывший советник президента Р.Рейгана. Эта формула выглядит следующим образом:

Рр = (C+E+M) x (S+W), где Pp — предполагаемая мощь; C — практическая масса (населе¬ние + территория); E — экономический потенциал; M — военный потенциал; S — стратегическая цель; W — воля осуществ¬лять национальную стратегию; C+E+M — оценка предполагае¬мой мощи; S+W — коэффициент.

Рассчитанная на основе приведенной формулы, оценка мощи СССР и США выглядела так: СССР — 458 = 382 x (0,7 + 0,5), США — 304 = 434 x (0,3 + 0,4).

Более подробные сведения об оценке мощи других государств можно почерпнуть из следующей работы: Уткин А.И. Американская футурология международных отношений в XX веке. — М., 1990. — C.38—39.

  1. Понятие «баланса сил». А. Тойнби о законах баланса сил.

Понятием «баланс сил» дипломатия пользуется с периода Возрождения. В системе межгосударственных отношений XVI—XVII вв. оно выражало принцип равновесия, реализация которого позволяла сохранять сложившееся на то время соотношение сил между государствами и создавать противовес возрастанию могущества новых государств. Чаще всего этим термином характеризовалась европейская политика островного государства Великобритании, которая для защиты собственных интересов стремилась играть роль уравновешивающего государства (балансира), стараясь не допустить доминации какого-либо государства над континентальной Европой. В XIX веке «баланс сил» становится доминирующей концепцией, определяющей состояние системы международных отношений. Эти отношения в XX веке по сути своей не выходят за рамки «вестфальской системы», опирающейся на децентрализацию и признание формальной суверенности государств, в которой «баланс сил» является решающей детерминантой международного порядка. В период биполярного миропорядка (СССР — США) безопасность отождествлялась с балансом сил между двумя противоборствующими блоками.

Баланс буквально означает равновесие. Применительно к системе международных отношений «баланс сил» означает такое состояние, когда ни одно из государств не может доминировать над другими, навязывать им свои порядки. Значит, концепция «баланса сил» определяет специфическую форму равновесия системы межгосударственных отношений.

Традиционно понятие баланса сил применялось для обозначения системы относительного военного равновесия, поддерживаемого государствами посредством союзов и войн. В современных международных отношениях такое понимание потеряло свое значение. Равновесие сил не сводится лишь к равновесию военных потенциалов. Оно не требует также равновесия между отдельными элементами (экономика, технологическое развитие, природные ресурсы, мобильность общества, степень сопротивляемости, наличие новых средств коммуникации и массовой информации и т.д.), составляющими могущество государств. Следовательно, равновесие сил означает потенциальную возможность дать такой ответ агрессору, гипотетическая возможность которого вынуждает его отказаться от своих намерений.

В условиях крушения биполярного мира баланс сил претерпевает существенные изменения. Мощь того или другого государства приходится сопоставлять с мощью нескольких или множества сторон как потенциальных противников. Как справедливо указывает российский ученый К.С.Гаджиев, «требуется не просто баланс сил между отдельно взятыми государствами, а баланс всемирного масштаба» (Гаджиев К.С. Геополитика.- М., 1997. — С.245). Поэтому при осмыслении современного баланса сил, его содержания и роли в мировой политике необходимо стремиться к учету всей совокупности влияющих на него обстоятельств, выявлению причин и возможных путей дальнейшей эволюции.

Как «классический», так и современный баланс сил выполняет несколько основных функций:

1) предотвращает превращение плюралистической системы государств в единую глобальную империю;

2) балансы сил на региональном уровне способствуют защите независимости государств от доминирования наиболее сильных;

3) обусловливает необходимость и развитие институтов, от которых в большой степени зависит международный порядок (ООН, международное право, дипломатия и т.д.) (Баланс сил в мировой политике: теория и практика. — М., 1993. — С.31, 51—54).

В теории исторического развития английского историка, философа и общественного деятеля А.Тойнби определенное место занимает проблема баланса сил. Он считает, что в цивилизации, разделенной на множество независимых государств, баланс сил выступает с неизбежностью и выражает динамичность политического процесса. В балансе сил А.Тойнби видит один из факторов развития цивилизаций.

А.Тойнби сформулировал некоторые положения относительно действия баланса сил, которые выглядят как «законы». Суть их вкратце сводится к следующему:

1) во всех развивающихся цивилизациях баланс сил неудержимо смещается со временем из центра политической системы к ее периферии (это подтверждается фактами из древней и современной истории, касающимися возникновения «великих держав» на окраине цивилизаций и вытеснения ими государств, занимающих центральное положение, ослабления позиций Европы в мировой политике после 1-ой Мировой войны);

2) в конфликте между менее цивилизованными и более цивилизованными соперниками первые, как правило, в любой длительной борьбе добиваются в конечном итоге решающего успеха;

3) политика баланса сил с большим успехом осуществляется на периферии системы, чем в ее центре, так как в центре любые действия государства, направленные на усиление своих позиций, встречают быстрые контрдействия со стороны соседей.

Более подробно «законы» баланса сил изложены в сборнике «Баланс сил в мировой политике: теория и практика». — М., 1993 . — С.31, 51—54).

Думается, что процессы, связанные с распадом СССР, в немалой степени подтверждают актуальность идей, высказанных А.Тойнби.

  1. Силовая политика в международных отношениях

  2. Понятие безопасности. Факторы безопасности

Понятие «безопасность» употребляется применительно ко многим процессам общественной жизни. Когда же говорит­ся о национальной безопасности, то имеется в виду отсутствие опасности для существования и развития народа и государства. Причем сегодня явно недостаточно сводить национальную бе­зопасность к защите страны от внешней вооруженной агрессии и обеспечению стабильности государственного строя. В совре­менных условиях под национальной безопасностью понимает­ся физическое выживание страны, сохранение ею своей «само­сти», суверенитета, свободы выбора и осуществления ею избран­ного пути развития, способности адекватно реагировать на реальные и потенциальные внешние и внутренние угрозы.

Концептуальное оформление идеи национальной безопас­ности получили в США в 40-е годы XX века, в первую очередь благодаря работам политолога и политического обозревателя У.Липпмана. В практико-политическом плане важным событи­ем явилось принятие в 1947 году конгрессом США закона о национальной безопасности. Этим законом учреждались два института: Совет национальной безопасности, как совещатель­ный орган при президенте, и должность специального советни­ка президента по вопросам национальной безопасности. Эту должность в 1969-1975 гг. занимал известный американский ученый Г.Киссинджер, а позднее — американский социолог З.Бжезинский.

Обеспечение национальной безопасности стоит на первом месте среди приоритетных целей любого государства. Эту зада­чу государство решает на основе анализа как внешних угроз, связанных с попытками подорвать его суверенитет, целостность, позиции и престиж, так и внутренних, которые возникают в ус­ловиях кризисного развития общества. Можно сказать, что бе­зопасность страны обусловлена двумя группами противоречий: 1) противоречиями в отношениях данного государства с други­ми странами; 2) противоречиями внутри самого государства, если в нем действуют относительно самостоятельные субъекты по­литических, экономических, национальных и других отноше­ний (политические партии, профсоюзы, конфессии и т.д.).

Стремление обеспечить собственную безопасность свой­ственно всем суверенным государствам. Однако это стремление, как отмечает П.Цыганков, в условиях «плюрализма суверените­тов» порождает «дилемму безопасности». Суть ее в том, что «уве­личение безопасности одного из государств может рассматри­ваться как небезопасность для другого и вызывать с его сторо­ны соответствующие реакции — от гонки вооружений до «превентивной войны» (См.: Цыганков П. Международные от­ношения.- С.175).

Многоплановый процесс обеспечения безопасности охва­тывает несколько уровней:

        1. уровень личности (личная безопасность);

        2. государственный уровень (национальная безопасность);

        3. региональный уровень (региональная безопасность);

4) глобальный уровень (всеобщая безопасность).

Все из перечисленных уровней взаимосвязаны, и отсутствие безопасности на одном из них существенно влияет или порой сводит на нет такую безопасность на других.

По мере развития мировых интеграционных процессов на­циональная безопасность все более тесно связывается с между­народной. Именно в рамках последней вырабатываются взаи­моприемлемые условия существования, договоренности, со­здаются институциональные структуры, направленные на обеспечение возможности каждому государству свободно осу­ществлять свою модель развития.

Материальными средствами обеспечения безопасности принято считать те силы государства, а именно, военную, по­литическую, экономическую, морально-психологическую и др., которые выступают как основные составляющие его мощи. Правовые гарантии осуществления безопасности заключают­ся в признании принципов равноправия государств, свободы выбора путей общественного развития, мирного урегулирова­ния споров без применения силы или угрозы силой и др., а также строгом соблюдении требований международных доку­ментов (резолюций ООН, договоров, нормативных законода­тельных актов).

2. Безопасность каждого современного государства, объек­тивно не могущего развиваться вне системы отношений с дру­гими государствами, во многом обусловлена воздействием фак­торов среды. В современных российских геополитических раз­работках они классифицируются на две группы: 1) факторы внешней среды и 2) факторы внутренней среды. Первую группу составляют такие факторы, как специфика геополитического по­ложения государства; его место и роль в структуре межгосудар­ственных отношений, участие в военно-политических союзах; роль в мировой экономике и т.д. Ко второй группе относят: сте­пень внутриполитической и социально-экономической стабиль­ности государства; основные характеристики промышленного, военного и демографического потенциалов; обеспеченность при­родными ресурсами (Подробнее см.: Современные проблемы национально-государственной и международной безопасности: Сборник материалов конференции. — М., 1992).

В структурном отношении национальная безопасность го­сударства включает в себя три важнейших компонента:

          1. военная безопасность — обеспечение нерушимости гра­ниц, территориальной целостности и государственного сувере­нитета, которое осуществляется главным образом вооруженны­ми силами;

          2. внешняя безопасность — защита сложившегося эконо­мического и политического устройства государства от попыток подрыва его невооруженными средствами, которая обеспечива­ется преимущественно системой органов государственной бе­зопасности;

          3. внутренняя безопасность — поддержание правопоряд­ка, охрана жизни, имущества и прав граждан, что возлагается на органы внутренних дел.

Безопасность охватывает все основные сферы жизнедея­тельности общества. С учетом определенных сфер отношений национальная безопасность складывается из:

  • военной безопасности;

  • политической безопасности;

  • экономической безопасности;

  • экологической безопасности;

  • интеллектуальной безопасности;

  • информационной безопасности;

  • технологической безопасности.

В условиях растущей взаимозависимости государств укреп­ление безопасности дает реальные плоды тогда, когда является делом всех без исключения. Безопасность каждого государства может быть обеспечена при условии безопасности и учета инте­ресов других государств.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]