Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мое.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
549.38 Кб
Скачать

28) Эпоха неолита. Два мира – два пути развития

Неолит Севера

На неолит Южного Урала влияние оказали южные кельтеминарские племена Приуралья и Закаспия. Еще в мезолите отмечалось проникновение в Южное Приуралье населения из Южного Прикаспия — носителей микроли¬ической техники и производящего хозяйства, у которых было заимствовано умение делать глиняную посуду (и многие орнаментальные мотивы) и кремневые зубчатые наконечники стрел.

Неолитическую общность лесного Среднего и Северного Урала представляют две историко-культурные области: восточноуральская или обскоуральская и западноуральская или камско-волжская. Между ними много общего. Поселения расположены на берегах озер и на уступах надпойменных террас. Люди жили в полуземлянках прямоугольной формы, занимались охотой и рыбной ловлей. Особенностью культуры неолита Урала являются круглодонные или округло-конические глиняные сосуды, украшенные зубчатым (гребенчатым) орнаментом. Широко распространенными были костяные наконечники стрел. В целом неолит Урала связан с мезолитом, с присущей ему микролитической техникой изготовления тонких ножевидных пластин.

Западноуральский неолит в своем развитии прошел три этапа. Ранний — конец V — начало IV тысячелетия до н. э. Наиболее типичный памятник — стоянка Боровое озеро I близ Перми. Археологический материал представлен глиняной посудой, близкой к яйцевидной форме и украшенной гребенчатым зубчатым орнаментом, листовидными наконечниками стрел, изогнутыми ретушированными ножами. Второй этап относится к IV тысячелетию до н. э. Появляются шлифовальные топоры-тесла, почти исчезают изделия из ножевидных пластин, более разнообразными становятся узоры на сосудах. Для этого этапа характерны длинные четырехугольные дома-полуземлянки с очагами в центре. Третий этап датируется началом III тысячелетия до н. э. Меняется форма посуды: она становится выпуклодонной цилиндрической формы и украшена узорами «шагающая гребенка» или в виде решетки. В конце этапа появляются первые изделия из меди.

Несколько иначе развивалась восточноуральская неолитическая культура, возникновение которой относят к началу IV тысячелетия до н. э. Переход от мезолита к неолиту произошел на местной основе под влиянием южных соседей, от них и были восприняты некоторые элементы культуры. Восточно-уральский неолит также прошел три этапа. Первый — козловский — изучен по наиболее раннему поселению на Андреевском озере и связан с обширной территорией лесного и лесостепного Зауралья. На первом этапе ощущалось сильное влияние южной кельтеминарской неолитической культуры. Характерными являются крупные, немного суженные кверху сосуды с округло-коническим днищем. Орнамент покрывал всю их поверхность, включая дно. Он наносился узкой лопаточкой, методом прочерчивания по сырой глине с периодическими нажимами («отступающая лопаточка»). Применялись также прочерчивания гребенкой, которой наносились прямые или волнистые параллельные линии. Кремневый инвентарь сохранял мезолитический облик: подавляющее большинство орудий из ножевидных пластин; были распространены наконечники стрел кельтеминарского типа с зубцом у острия. Очевидно, к этому времени относятся найденные на торфяниках Среднего Зауралья костяные и роговые многозубые гарпуны, острия с пазами для крепления кремневых вкладышей, веретеновидные наконечники стрел.

Второй этап — полуденский — датируется концом IV — началом III тысячелетия до н. э. Это период расцвета неолитической культуры. К нему относятся поселения Стрелка, нижний слой Горбуновского торфяника, Полуденка I в бассейне р. Чусовой, Шайтанка I близ Екатеринбурга, средний слой стоянки Мурат в Башкирии. Посуда сохраняла полуяйцевидную форму. Широко применялся орнамент в виде волнистых прочерченных линий, и поясов заштрихованных треугольников. В технике обработки кремня уже не было мезолитических приемов. Появились шлифованные топоры-тесла с боковыми выступами для крепления и роговые мотыги с уступом. Уникальные изделия из дерева, сохранившиеся в толще Горбуновского торфяника,— лыжи, полозья нарт, ковши с головками птиц на ручках, идолы и ритуальные сосуды в виде фигур лося. Люди жили в жилищах-полуземлянках, основу конструкции которых составлял бревенчатый сруб.

Третий этап назван по поселению Сосновый остров сосновоостровским. Среди памятников поселения по Северной Сосьве и Тавде: Чэстыйяг, Сортыня, Рыбацкое, Туманское и др. Находки отличает гребенчатый орнамент с выпуклостями, так называемыми жемчужинами, образовывавшимися от вдавлений с внутренней стороны сосуда, и скульптурные изображения из глины. В это время употреблялись довольно крупные ножевидные пластины, ножи и скребки, сделанные из пластин и коротких отщепов. Люди жили в больших, почти квадратных землянках площадью около 100 кв. м.

Урал с примыкающими к нему с востока и запада просторами в неолите был территорией формирования ранней угро-финской этнической общности — древнейшей основы финно-угорских народов.

На обширных просторах Западной Сибири, в Приобье, в неолите сложилась верхнеобская неолитическая культура оседлых и полуоседлых рыболовов и охотников. Для верхнеобской культуры характерна пластинчатая техника. Орудия труда представлены каменными топорами и теслами, многочисленными скреблами, ретушированными наконечниками стрел, напоминающими по форме ивовый лист, наконечниками копий, длинными костяными пластинами, с помощью которых делали вкладышевые кинжалы. Среди материалов этой культуры известны каменные фигурки медведя, рыбы, костяные фигурки лосей. Самую многочисленную группу материалов составляют керамические сосуды: плоскодонные удлиненные, с зауженным дном, плоскодонные и кругло-донные приземистые с выпуклыми боками.

Из узоров преобладают горизонтальные, волнообразные и зигзагообразные полосы. В позднем неолите прочерченный орнамент постепенно уступает место гребенчатому. Вместе с тем наблюдается, что некогда единая западносибирская неолитическая общность распадается.

Культура западносибирского неолита развивалась на основе охотничье-рыболовческого хозяйства: люди охотились на лосей, медведей, водоплавающую птицу, занимались рыболовством и собирательством. По мнению антропологов, неолитическое население лесной и лесостепной зоны Западной Сибири этнически не было однородным: наряду с европеоидными присутствовали и монголоидные элементы.

В Восточной Сибири особую неолитическую зону составлял неолит Прибайкалья. Расположенные здесь могильники, поселения и наскальные изображения позволяют проследить историческое развитие живших там племен. Обитатели Прибайкалья, Ангары и низовий Селенги были охотниками. Таежные условия определили развитие их культуры по пути усовершенствования охотничьего снаряжения. Прибайкальский неолит представляют две культуры: исаковско-китойская и серовская, названные по одноименным могильникам. Считается, что Прибайкальский неолит возник на основе местной позднепалеолитической (мезолитической) культуры.

29) Неолит Юга. «Полумесяц плодородных земель»

Археология с определенностью утверждает, что поросшие травой склоны холмов «Плодородного полумесяца» (предгорья Ливанско-Таврско-Загросской горной цепи) включали в себя зону, где совершались первые попытки производства продуктов питания и первые шаги по освоению оседло-земледельческого образа жизни. Эту зону характеризует уникальная концентрация важнейших пригодных для культивирования растений (прежде всего пшеницы и ячменя) и одомашнивания животных (особенно овец, коз, свиней, крупного рогатого скота и ослов), составивших основу рациона питания в той хозяйственной модели, которой было суждено стать культурной традицией Запада.

Известно, что эта холмистая зона была издавна населена собирателями эпохи плейстоцена. Последовательный ряд ее обитателей в древнем каменном веке отражен в археологических материалах из пещер Сирийско-Палестинской области и Иракского Курдистана и завершается различными кремневыми индустриями, освоившими производство орудий из пластин и микролитов. Из них к числу наиболее полно исследованных индустрий позднего палеолита принадлежат кебарская в Северной Палестине и зарзийская в Курдистане.

Установлено, что люди, изготовлявшие орудия зарзийского типа, селились как на открытых стоянках, так и в пещерах. При этом точно известно, что культурный комплекс, сменивший в Курдистане зарзийскую традицию, происходит с открытых стоянок, таких, как Карим-Шахир, Малефаат и Зави-Чеми, и указывает примерно на 8700 до н.э. Существенно важно, что эта традиция страше того времени (ок. 8100 до н.э.), которым сейчас принято датировать рубеж между позднеледниковым и послеледниковым периодами в северных областях Европы и в Северной Америке.

В Северной Палестине и Сирии кебарскую индустрию сменяет (по археологическим данным, т.е., возможно) натуфийская культура, свидетельства которой можно найти как в пещерных, так и в открытых памятниках.

Сегодня принято считать, что каримшахирско-натуфийский комплекс можно соотнести с начальным этапом процессов доместикации и окультуривания животных и растений. Если это верно, то названный комплекс связан с принципиально новым явлением: это не основанное на собирательстве приспособление к послеледниковым природным условиям, которое происходило во всех других регионах, но рывок в новое качество, имевший в дальнейшем значительные культурные последствия. Обнаруженные на памятниках каримшахирского и натуфийского круга кости, по определению зоологов, принадлежат домашним собакам; и хотя остатки культурных растений пока не обнаружены, достаточно характерны находки кремневых вкладышей для серпов и каменных терочников, явно служивших для растирания зерен. Эти памятники каримшахирско-натуфийского круга свидетельствуют о попытках возведения примитивных круглых сооружений на каменном основании, на них найдено также множество изящных мелких изделий из кости и камня.

Интерпретация данных о начальной фазе земледелия всегда будет представлять особую трудность для археолога. Появление в связи с возникновением нового – производящего – хозяйства многочисленных новых форм орудий и новых ремесел, как и заведомо домашних видов животных и культурных растений, происходило постепенно.

Становление и распространение оседлого образа жизни, основанного на выращивании растений, а затем и разведении животных, обнаруживается в поселениях Палестины, Сирии и юго-востока Турции IX–VIII тыс. до н.э. Несколько позже он фиксируется на севере Ирака и в горах Загроса. Постепенно от круглых в плане жилищ переходят к прямоугольным, причем в основаниях иногда сооружаются небольшие помещения, возможно хранилища; жилые помещения располагались над ними. На ряде поселений (Иерихон, Невали-Чори) найдены постройки обрядового назначения. Характерный признак культур раннего неолита – особое обращение с черепами умерших, черты лиц которых «реконструировали» с помощью специальной массы, а также изготовление каменных и глиняных фигур, вероятно мифологизированных предков. VI тыс. до н.э. – время повсеместного распространения в Передней и отчасти Центральной Азии важного индикатора исторических и культурных процессов – керамических сосудов. Уже в неолите производят первые эксперименты по обработке самородной меди и даже ее плавке.

Яркий памятник неолита Западной Азии – поселение Чатал-Гуюк в Турции, где были раскопаны дома с многочисленными и разнообразными многоцветными стенописями и рельефными изображениями животных и мифологических покровителей в виде женских существ, погребения с необычайно для этого времени богатым инвентарем, разнообразные изделия, свидетельствующие об отдаленных обменных связях.