
- •Д.В. Ушаков
- •Основные тенденции современной психологии развития интеллекта (после ж. Пиаже).
- •Вербальная и аналоговая репрезентация в процессах мышления. Теории «умственной логики» и «ментальных моделей».
- •Когнитивные процессы, лежащие в основе интеллекта (однокомпонентные и многокомпонентные теории, «элементный» и структурно-динамический подходы).
- •Социальный интеллект, эмоциональный интеллект, их характерные черты и способы измерения.
- •«Дарвиновский» подход к описанию процессов творчества (на примере теории научного творчества д. К. Саймонтона).
- •Ассоциативные иерархии, дефокусированное внимание и семантические сети в творчестве (теории с. Медника, Дж. Мендельсона и к. Мартиндейла).
- •Неосознаваемые компоненты в творчестве. Логика и интуиция. Имплицитное и эксплицитное знание в решении задач (теории я.А. Пономарева и а. Ребера).
Социальный интеллект, эмоциональный интеллект, их характерные черты и способы измерения.
Социальный интеллект как раз и является такой проблемой, где взаимодействует когнитивное и аффективное. Взвешивание мотивов других людей. Угадаешь, что движет человеком или нет? Субъективное «взвешивание», характеризующее социальный интеллект, относится к сфере континуальных процессов. Оценивая, примет ли приглашение Иванов, мы приписываем различные веса мотивам, руководящим его поведением. социальный интеллект в зависимости от установки субъекта может работать в разных режимах. В режиме «познавательной» установки человек оценивает особенности других людей, не прибегая к вербальному описанию причин этой оценки. В режиме «вербализирующей» установки, когда перед испытуемым ставится задача объяснения причин оценки, точность оценки снижается. Результат выглядит достаточно парадоксальным: происходит что-то почти противоположное тому, что должно случиться при поэтапном формировании — проговаривание правил оценки ухудшает оценку. Повидимому, причина лежит в том, что действительные критерии, которые определяют успех оценивания, не вербализуются испытуемыми.
Р. Стернберг выдвинул участие неявного знания и имплицитное научение как демаркационный критерий между академическим и практическим интеллектом. Континуальные процессы, плохо выражаемые языком, в результате этого обстоятельства являются плохим объектом для эксплицитного научения на основании освоения текстов. Источником их развития составляет опыт живого взаимодействия с людьми. В социальном интеллекте, однако, присутствует момент, кардинальным образом отличающий его от всех других видов интеллекта. Этот момент заключается в возможности обращения к внутреннему опыту. Другими словами, мы вряд ли могли бы понять поведение столь сложных существ, какими являются люди, если бы сами не были людьми. Наличие внутреннего опыта, опыта наших желаний, потребностей, фантазий, которые, может быть, никогда не проявились в поведении, является огромным ресурсом, увеличивающим кругозор социального интеллекта.
Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, — это способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их. Тогда социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности — обобщенной и опосредованной.
Если тесты интеллекта можно считать образцом психометрической надежности, то измерение социального интеллекта довольно проблематично. Социальный же интеллект коррелирует с общим в среднем где-то на уровне 0,3. Общий интеллект практически не обнаруживает корреляционных связей с личностными чертами, а для социального такие связи оказываются весьма характерными. Объяснение корреляция социального интенллекта с другими видами: сам по себе высокий интеллект выступает скорее положительным фактором адаптации. Однако в том случае, если интеллектуально одаренный ребенок вкладывает свое время и силы в овладение какойнибудь абстрактной областью, например, математикой или шахматами, он рискует выпасть из социальных контактов.
Эмоциональный интеллект
В широком смысле к эмоциональному интеллекту (ЭИ) относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей.
Методы исследования все приблизительны. У опросников проблемы в валидностью, тем, что это самоотчеты - а они не всегда верны. Но все же по одому опроснику ЭИ положительно коррелирует с приспособленностью,субъективным благополучием и социальным успехом. Высокие баллы ЭИ связаны также с более частым использованием стратегий совладания, направленных на проблему, по сравнению с использованием стратегий совладания, направленных на эмоции. решение задач на ЭИ (например, испытуемый должен выбрать настроение, которое, вероятнее всего, испытывает персонаж рассказов). Психометрические методики. Основная трудность состоит в том, какой вариант ответа считать правильным и на каком основании. Подсчет баллов на основе консенсуса выборки стандартизации может просто выражать представления и даже предрассудки относительно эмоций. Подсчет баллов на основе экспертных оценок также сомнителен, так как не вполне ясно, по какому критерию выбирать экспертов, мнение которых относительно эмоций можно считать по-настоящему авторитетны.
Компетентность в эмоциональной сфере связывается с индивидуальными различиями в саморегуляции, основанной на интегрированных эмоциональных, когнитивных и мотивационных функциях. Природа ЭИ: темперамент, культура, соморегуляция личности. Когнитивные компонетны ЭИ: Высокий ЭИ предполагает наличие конкретных знаний и навыков, помогающих успешно вести себя в определенных ситуациях. Примером может служить умение утешить близкого человека, когда тот расстроен. Приобретение и реализация навыков в области эмоций облегчаются при высокой уверенности в своей эмоциональной компетентности. Эти навыки могут иметь в большей степени имплицитный или эксплицитный характер. Имплицитные навыки можно соотнести с кристаллизованным интеллектом, эксплицитные — с декларативными знаниями об эмоциях.