
- •2.Методология исторического исследования генезиса гос-ва и права
- •3.Политико-правовая система Китая
- •4.Периодизация истории гос-ва и права
- •5.Государственно-политический строй Турции.
- •10.Специфика институтов государственного управления и правового регулирования в ранних государствах.
- •11Государство и право древнего востока:общая хар-ка.
- •12.Государственно-политический строй Великобритании.
- •14.Развитие государственно-политической системы Франции.
- •16Конституционное развитие Германии.
- •17.Ассирийская держава.
- •18.Французская революция 18 в.
- •19.Государственность Древней Индии
- •20.Государственно-политический строй Великобритании 18-19 в. См 12
- •21.Государство и система права Древнего Китая.
- •22.Государство и право средневековой Японии.
- •23.Система государственного управления и права Древнего Вавилона.
- •24.Государственность османской империи.
- •25.Античная государственность и система права:общая характеристика.
- •26.Монгольская военно-кочевая империя
- •27.Образование полисной государственности
- •29.Военная демократия Древней Спарты
- •31.Афинское гос-во и право
- •32.Государство и право Византийской империи
- •33.Становление римского полиса
- •34.Развитие германского средневекового права.
- •35.Государственный строй Римской республики.
- •36.Французская правовая система средневековья
- •37.Государственный строй Римской империи.
- •38.Судебно-правовая система средневековой Англии.
- •39.Законы 12 таблиц
- •40.Развитие государственной организации в Испании
- •41.Гражданское судопроизводство в римском праве
- •42.Развитие государственной организации в Италии.
- •43.Развитие уголовного права и уголовной юстиции в Древнем Риме.
- •44.Феодализм в Германии.
- •45.Кодификация римского права
- •46.Феодальная государственность Франции.
- •47.Государство и право средних веков:общая характеристика.
- •48.Варварские королевства и варварские правды.
4.Периодизация истории гос-ва и права
История государства и права зарубежных стран изучает историю государственно-правовых институтов отдельных стран хронологически, в рамках четырех основных периодов – Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. Эта периодизация в значительной мере условна, тем не менее, в конечном итоге она соответствует четырем основным эпохам развития общества, важнейшей частью которого являются государство и право. Каждая из этих эпох характеризуется сложностью и неоднозначностью социально-экономических и государственно-правовых процессов. Не все страны проходят эти основные периоды общественного развития, а если и проходят, то далеко не всегда синхронно и однозначно. Так, во времена Древнего мира наряду с рабовладельческими Грецией и Римом были страны с иным способом производства, условно названным в науке «азиатским». Это ряд стран Древнего Востока. Во многих регионах мира господствовал первобытнообщинный строй. Лишь последующая история показала, что «азиатский способ производства» оказался весьма застойным по сравнению с более динамичным строем стран Средиземноморья. В итоге ведущей тенденцией развития Древнего мира (IV тыс. до н.э. – V в. н.э.) стало утверждение и развитие рабовладельческого общества, для Средних веков (V в. – XVII-XVIII вв.) – феодального общества, для Нового времени (XVII-XVIII вв. – конец XIX в.) – буржуазного общества. Новейшее время (XX в.) – это начальная ступень современной эпохи с еще недостаточно четко выявившейся основной, магистральной линией развития, но уже отмеченная социалистическими революциями, появлением социалистической государственности, крушением колониальных империй, структурной трансформацией западного общества.
5.Государственно-политический строй Турции.
Установившийся в Османской империи после аннулирования Конституции 1876 г. (см. § 71) государственный режим з ю л ю м а («тирании») к началу XX в. привел страну к социально-политическому кризису. Полицейский произвол постоянно вызывал нарушение даже тех гражданских прав, что были провозглашены в период «танзимата». Стремление властей сохранить существующий порядок во многом за счет противопоставления коренного, турецкого населения немусульманским народам на практике оборачивалось массовыми погромами (как, например, в Армении 1894 г.). Идейно-политическая доктрина зюлюма – панисламизм – приходила в очевидное несогласие с развитием начал светского государства, заложенного преобразованиями танзимата. Архаичность султанского режима стала вызывать опасения даже у западноевропейских держав (Англии, Франции, Германии), которые вследствие огромной финансовой задолжности империи, установили над нею полуколониальный контроль. Финансовое развитие крестьянства дало массовую социальную поддержку возникшей политической оппозиции.
Наиболее действенной силой оппозиции заявило себя тайное общество младотурок. Оно сложилось из образованных офицеров стремившихся реформировать государство в сторону светской и конституционной монархии, которая единственно могла бы спасти страну от окончательного порабощения, распада и вообще от краха нации. Первые организации младотурок оформились в 1889 г. под названием «Иттихад ве теракки» («Единение и прогресс»). Спустя несколько лет общество превратилось практически в военно-политическую партию, поставившую целью совершение государственного переворота в империи, опираясь на армию. Основную работу партия вела заграницей. Первый (1902) и Второй (1907) съезды движения, прошедшие в Париже, продемонстрировали большое влияние младотурок на интеллигенцию и офицерство. На Втором съезде была принята Декларация, призвавшая народ к восстанию против правления султана; восстание было намечено на 1909 г.
Обострение политической ситуации в Македонии заставило младотурок выступить раньше. 3 июля 1908 г. их отряды подняли мятеж против правительства. Армия в общем поддержала движение. 24 июля 1908 г. султан Абдул-Хамид вынуждено провозгласил восстановление конституции. В конце 1908 г. начал функционировать парламент, где младотурки заняли около 60% мест.
Восстановленная Конституционная монархия была своеобразной. Султан сохранил трон, правительство – тоже осталось старым. Но рядом с администрацией функционировали административные комитеты партии младотурок, контролировавшие решения властей. При правительстве – Центральный комитет. Войска присягнули в том числе и комитетам. Официальная программа новой власти предусматривала предоставление избирательных прав только владеющим турецким языком, аграрно-налоговую реформу, укрепление государственности на основе идей о с м а низма.
В апреле 1909 г. султан инициировал контрреволюционное выступление верных двору отрядов. Младотурецкая армия вступила в Стамбул, мятеж был подавлен. После этого Абдул-Хамид был низложен. Революция 1908–1909 гг. завершилась полным переходом власти к партии младотурок при номинальном правлении нового султана Мехмеда V.
Реформы младотурецкого правительства были направлены на сохранение национального турецкого государства. Однако внешнеполитическое положение империи все более усложнялось: в 1913 г. она лишилась всех европейских владений. Участие страны в Первой мировой войне на стороне Германии окончилась поражением. Поражение вызвало и распад движения младотурок. На завершающем съезде движения «Иттихад» 7 октября 1918 г. партия отказалась от власти.
6.Научные течения истории гос-ва и права заруб.стран.
7.Исторические механизмы трансформации общинных институтов управления и социальных регуляторов в государственные институты и правовые нормы
8.Трансформации политической системы Германии.
9.Общие механизмы формирования протогосударств.
Важным этапом в предыстории государства и права стало, наряду с образованием сложных надобщинных структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции, формирование принципиально новых основ управления обществом, являющимся по своей сути предгосударственным.
Новый тип управленческой деятельности определялся потребностями общественной жизни, усложнением хозяйственной деятельности и всей системы социокультурных связей людей. Необходимость организовывать и контролировать общественные работы, хранить и распределять продовольственные и иные ресурсы, поддерживать обменные отношения с соседними группами привела к выделению специального слоя организаторов производства, которые обладали необходимыми навыками и умениями и использовали при этом целую систему мифологических и религиозных символов.
Наряду с другими видами общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия и т.д.) происходит выделение управленческой деятельности, которая постепенно превращается в профессиональную. Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства. Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка не желала расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную. Нередко общинная верхушка, используя свой традиционный авторитет и систему религиозно-мифологических обоснований, стремилась консолидироваться в замкнутую, закрытую для большинства соплеменников группу сословного или кастового характера.
Меняется в формирующемся протогосударстве и положение вождя, который все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть. Таким образом, протогосударство возникает не как внешняя по отношению к родоплеменной системе сила, а как логическое и естественное продолжение общинных структур. Оно скреплялось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной административной иерархии. Венцом этой иерархии становится вождь, власть которого приобрела авторитарный и сакральный характер.
В литературе нередко называется ряд факторов, способствующих возникновению первичных надобщинных структур и протогосударства. К числу этих факторов обычно относят экологическую среду (теплый климат, плодородные почвы, водные ресурсы и т.д.), устойчивый уровень производства, дающий сравнительно большой избыточный продукт, демографический оптимум. Важным, хотя и вторичным фактором являются завоевания и войны. Последние не могут повлиять на внутренние процессы эволюции общинных связей, но они ведут к созданию мощных военно-организационных структур, способствующих ускоренному формированию протогосударств.
Немаловажен тот факт, что нередко генезис государства протекал в особо привлекательных по природным условиям регионах, в пределах которых возникало сразу несколько протогосударств. Такие изначальные государственные образования получили название первичных протогосударств. Между этими протогосударствами возникали острые противоречия, которые приводили к военным столкновениям.
В конечном счете победу одерживало государство, чья военная организация оказывалась более сильной и эффективной. Это могла быть военная демократия. Однако ее значение и распространенность в течение длительного времени преувеличивались в литературе (начиная с работ известного американского этнографа XIX в. Л. Моргана). Значительно более распространенными были государства, выступавшие в виде военно-иерархических структур.
В ходе войн и естественного роста возникали также так называемые вторичные государства, которые объединяли несколько небольших первичных протогосударств или включали иногда огромные территории как с родоплеменньми, так и с уже сложившимися государственными структурами. Эти государства, имевшие достаточно сложные организационно-управленческие структуры и выполнявшие самые различные административные функции, имели доклассовый характер.
Следует особо подчеркнуть, что протогосударства как ранние и простейшие государственные образования сформировались в эпоху, когда общество еще не знало классового деления. Оно возникает на более высоких ступенях не без активного воздействия самой государственной власти. Таким образом, современные исторические, этнографические и иные данные убедительно свидетельствуют, что ранние государственные образования возникают не на базе классового господства, как долгое время было принято считать в нашей литературе, а складываются спонтанно в ходе естественного развития самого общинного строя из сложных надобщинных структур. Один из наиболее характерных признаков протогосударства - образование сложных организационно-управленческих систем, постепенно становящихся замкнутыми и отрывающимися от породившего их общества.
Образование протогосударств - это своеобразный прорыв человечества из предыстории в цивилизацию. На различных континентах и у разных народов в силу неравномерностей самого исторического процесса такой прорыв происходил в разное время, растянулся на века и даже на тысячелетия. Первые цивилизации и протогосударства сложились на Востоке еще в IV-III тысячелетии до н.э. Несколько позднее переход к государственности и к цивилизации происходит в Средиземноморском бассейне, в античном мире. У большинства народов Европы падение первобытнообщинных порядков и становление государственности завершается лишь в средние века. В Африке, Полинезии и в некоторых других регионах земного шара догосударственные семейно-клановые отношения просуществовали вплоть до XIX-XX вв. и уступили свои позиции не в результате естественного развития, а в ходе европейской колонизации.
Как свидетельствует материал последующих глав, несмотря на некоторые общие вехи в предыстории государства и права, происхождение и развитие государств (первичных, вторичных и т.д.) у разных народов имеет свои неповторимые черты и особенности.