Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Римское право под редакцией навицкого.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
2.7 Mб
Скачать

Глава 39 общая характеристика обязательств из деликтов § 158. Публичные и частные деликты

574. В ряду оснований возникновения обязательств видное место занима­ют деликты, delicta, maleficia. Деликт - это противоправное действие, право­нарушение. В зависимости от последствий, связанных с деликтами, они раз­делялись в римском праве на публичные деликты, delicta publica, и частные, delicta privata.*

*Термин delicta publica неизвестен источникам римского права. Источники употребляют выражения Indicia publica, crimina. Термин dellcta publica -позднейшего происхождения и получил широкое распространение как термин, отчетливо противополагающий соответствующую группу деликтов delicta privata. Изучение deticta publica не входит в зада­чи настоящего учебника.

Публичными деликтами были те, которые признавались нару­шающими интересы государства в целом и влекли за собою телесное наказа­ние, а иногда и смертную казнь — crimina capitalia — или имущественное взыскание, по общему правилу, поступавшее в доход государства. Дела об этих деликтах были подведомственны особым уголовным судам и разреша­лись по специальным правилам судопроизводства. Наоборот, частные делик­ты рассматривались как посягательства только на интересы частных лиц; ис­ки из таких деликтов предъявлялись потерпевшими частными лицами. Денежные штрафы, на взыскание которых были направлены эти иски, посту­пали потерпевшему и взыскивались в общем порядке, установленном для разрешения имущественных споров. В том же порядке рассматривались и де­ла о тех delicta private, которые в древнейшее время влекли за собою телесное наказание.

Несмотря на то, что со времени законов XII таблиц и до периода им­перии римская система частных деликтов претерпела значительные измене­ния, и выработанные претором и юристами положения постепенно смягчили казуистический характер древнейшего права в этой области, однако, римское право никогда не выработало общего принципа, в силу которого подлежал бы возмещению всякий имущественный вред, причиненный противоправным действием. Наоборот, деяние признавалось деликтом лишь при существова­нии соответствующей особой нормы о данном роде деяний, — если оно бы­ло отнесено к числу деликтов законом или преторским правом. Существовал и последовательно пополнялся круг деликтов, но не было единого понятия деликта. В этом смысле ход развития обязательств из деликтов родственен процессу развития договорных обязательств, которые также навсегда оста­лись в римском праве обязательствами из признанных правом контрактов и приравненных к ним соглашений, но не обязательствами из любого законно­го соглашения. Тем не менее, в ходе исторического развития обязательств из деликтов сложились некоторые черты, общие для всех деликтных исков и оп­ределившие тем самым основное содержание обязательств из деликтов.

§ 159. Развитие частных деликтов

575. Период частной мести. Можно думать, что обязательства из деликтов исторически предшествовали обязательствам из контрактов. И вполне вероят­но, как то думают многие историки римского права (Жирар, Покровский), что понятию обязательства из деликтов предшествовала мысль об ответственнос­ти правонарушителя, выражавшейся в том, что он обрекался мести потерпев­шего. Лишь недавно начавшее крепнуть государство еще не брало на себя воз­действия на правонарушителя, оставляя право этого воздействия за потерпевшим. Это — первая стадия развития правовых норм, относящихся к деликтам.

576. Период добровольных соглашений о замене частной мести возмеще­нием вреда. Совершенно понятно, однако, что скоро в интересах поддержа­ния необходимого господствующим классам спокойствия и порядка государ­ство оказалось вынужденным определить с известной степенью точности условия, при которых месть потерпевшего является правомерной и исключа­ет новую месть со стороны того, на кого она была направлена. А в то же вре­мя и по тем же соображениям целесообразным оказалось и охранять согла­шения правонарушителя с потерпевшим, в силу которых потерпевший отказывался от частной мести, получая от нарушителя определенное имуще­ственное возмещение. Это вторая стадия развития обязательства из деликтов, отражаемая законами XII таблиц в постановлениях о посягательствах на лич­ность iniuria. Законы XII таблиц допускают месть за членовредительство, membrum ruptum, если не состоялось добровольное соглашение между сторо­нами: si membrum rupsit, ni cum eo pacit, talio esto.

577. Период композиций. Следующая, третья стадия развития обяза­тельств из деликтов знаменуется установлением государством обязательных композиций, т.е. штрафов, которые правонарушитель уплачивает потерпевше­му, но которыми последний обязан удовлетвориться, не прибегая уже к мес­ти. Переход к этой стадии также находит себе выражение в законах XII таб­лиц: уплата денежного штрафа может быть, как указано выше, установлена соглашением сторон в случаях членовредительства, membrum ruptum, но она является единственным юридическим последствием менее тяжких ранений, os fractum. Точно так же мщение может быть устранено соглашением сторон о штрафе, если вор задержан с поличным, наоборот, только к уплате денеж­ного возмещения присуждается вор, не задержанный с поличным.

578. Развитие понятие деликта. Наконец, в последней стадии развития обязательств из деликтов некоторые delicta privata становятся delicta publica.

Обостряющаяся классовая борьба и растущие противоречия внутри класса рабовладельцев побуждают уже государство считать нарушающими не толь­ко частные, но и общегосударственные интересы отдельные деяния, с кото­рыми первоначально связывалось только удовлетворение непосредственно потерпевшего лица или его семьи: убийство, а при определенных условиях и некоторые насильственные действия и т.п. начинают преследоваться госу­дарством, независимо от воли потерпевшего и влекут за собою наказание, на­лагаемое государством в порядке осуществления уголовного правосудия.