
- •Античная философия о сущности человека: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.
- •Античная философия о свободе человека: Демокрит, Эпикур, Аристотель, стоики.
- •Христианство: свобода человека и принцип провиденциализма.
- •Философия Нового времени о природе и сущности человека
- •Учение Гегеля о свободе
- •К. Маркс о сущности человека и проблема отчуждения.
- •Вопрос №11 Экзистенциализм о сущности человека и феномен отчуждения
- •Экзистенциализм о свободе человека
- •Феномен массы и характеристики массового человека
- •Общество и его структура: экономическая, социальная, политическая и духовные сферы.
- •Основные идеи философии истории и. Канта
- •Идеи развития и закономерности истории в философии истории г. Гегеля. "Разум в мире" и "разумность истории"
- •Всемирная история как прогресс в осознании свободы
- •Мировой механизм (механицизм)
- •Юридическое мировоззрение
- •Сущность материалистического понимания истории. Материальное производство – основа развития общества.
- •Общественно-экономическая формация и ее структура.
- •Культурно-исторический тип: Законы его движения и развития. Н.Я. Данилевский.
- •Виды деятельности как основа культурно-исторических типов.
- •Культура и цивилизация. О. Шпенглер.
- •Морфология, габитус и гомология культур.
- •Причины и механизм возникновения цивилизаций. "Творческое меньшинство" и "нетворческое большинство". А. Тойнби.
- •Три поколения цивилизаций и причины их упадка.
- •Суть формационного и цивилизационного подходов к историческому процессу.
- •Наука как вид человеческой деятельности. Основные характеристики научного знания.
- •Структура и функции научного знания.
- •Наука как социальный институт и как особая сфера культуры. Роль науки в становлении и развитии современной цивилизации.
- •Естественные, технические и социально-гуманитарные науки: сходство и различие.
- •Сущность техники и основные этапы ее развития.
- •Технологический детерминизм. Технократия и технофобия.
- •Роль технического прогресса в развитии современной цивилизации. Концепция информационного общества.
- •Глобальные последствия современного научно-технического прогресса и пути их преодоления.
- •Профессиональная и социальная ответственность ученого и техника и проблема свободы научного поиска и технического творчества.
- •39. Четыре принципа этоса науки: универсализм, всеобщность, незаинтересованность и организационный скептицизм
- •40. Понятие «ответственности» и изменение его содержания под воздействием научно-технического прогресса.
- •41. Теория «праздного класса» т.Веблена.
- •42. Теория постиндустриального развития д. Белла
- •43. Концепция «Третья волна» а. Тоффлера
- •44. Холотехнодемократическая концепция Марко Бунге. Глобальная информационная цивилизация.
Учение Гегеля о свободе
В своей "Философии истории" Гегель утверждает прогрессивное историческое развитие, которое предполагает наличие свободы, ибо историческое развитие предполагает новизну и неповторимость, что без наличия свободы просто немыслимо. В решении проблемы свободы и необходимости Гегель исходит из того, что человеческая свобода имеет своим основанием необходимость, а необходимость сопряжена с разумом, который есть творческое начало и сила в концепции Гегеля. Этот разум бесконечен и содержит в себе всю истину и суть, ибо в мире нет ничего, кроме разума и его продуктов. Воплощенный во всемирной истории разум, выступает как мировой разум; в качестве творца истории он выступает как мировой дух, и, поскольку история необходимо обнаруживает деятельность духа, то ход истории разумен. "Разум в мире" и "разумность истории" обозначают признание объективной закономерности в истории. Разумность и закономерность у Гегеля в большинстве случаев тождественны. Разум – это и историческая необходимость, вечный поток исторического процесса развития. Все созидаемое этим процессом действительно и разумно, потому что необходимо. Таким образом, разум в истории для Гегеля – это признание закономерного, необходимого, целесообразного характера исторического развития. На основании всего сказанного можно сделать вывод о том, что свободная деятельность сопряжена у Гегеля с исторически разумными – и в этом смысле действительными и необходимыми – результатами. А это означает, что не всякая деятельность по целям, полагаемым субъектом, свободна, хотя такая деятельность внешне может выглядеть именно как реализация субъективности, ибо свобода, будучи реализацией исторической необходимости, осуществляется и через стихийную или несознательную деятельность людей.
Развивающаяся в ходе исторической практики человеческая свобода предполагает не только отрицание отживших форм, но и созидание новых. Ареной свободной активности провозглашается у Гегеля не изолированный индивид, а человек, принадлежащий к определенной фазе развития общества.
Свобода – это субстанция духа, заявляет Гегель. Дух есть всегда у себя бытие, имеет свой центр в себе, а это и есть свобода, т.к. если нечто является зависимым, то относит себя к чему-то другому, чем оно не является, следовательно, оно и не свободно, т.к. не может быть без чего-то внешнего. Нечто свободно тогда, когда оно есть у самого себя. Отсюда получается, что целью духа может быть только сам дух, и субстанция духа есть свобода. Здесь мы отметим, что для Гегеля условие свободы не необходимость вообще, а необходимость внутренняя "своя". В противном случае необходимость выступает лишь как внешнее принуждение, что со свободой несовместимо.
Коль скоро всемирная история представляет процесс обнаружения духа, поскольку он вырабатывает знание о том, что он есть "себе", то история как реальность представляет собой развитие свободы в самой общественной практике, а история как форма исторического сознания – приложение принципа свободы к людским делам. "Всемирная история, – писал Гегель, – есть прогресс в сознании свободы, – прогресс, который мы должны познать в его необходимости". Следовательно, зрелость свободы в практике и человеческом сознании есть одновременно показатель исторической зрелости общества, или критерий общественного прогресса.
Особый акцент в реализации свободы Гегель делает на роли государства. "Государство само по себе, – пишет он, – есть нравственное целое, осуществление свободы, осуществление же свободы есть абсолютная цель разума". Здесь существенно то, что государство как исторически ставший и развивающийся институт, в рамках и посредством которого индивид реализует свою свободу, позволяет понять свободу не как атрибут атомизированной личности, а как качество социума, и не как природный дар, которым человек наделен по факту своего рождения, а как исторический продукт, как историческое достижение и стремление. Осуществленная свобода человека начинается с гражданского состояния, которое было бы не верно рассматривать как ограничение свободы. Без государства свобода, по мнению Гегеля, остается лишь назначением, но не действительностью человеческого существования. Завершая весьма краткий и схематичный разбор взгляда Гегеля на свободу, мы можем с уверенностью сказать, что при разработке своей концепции свободы он однозначно исходил из утверждения наличия объективной закономерности и необходимости ее познания и освоения.
Это означает, (1) что не всякая деятельность по целям, полагаемым субъектом, свободна, хотя такая деятельность, внешне может выглядеть именно как реализация субъективности. (2) Свобода у Гегеля, будучи реализацией исторической необходимости, осуществляется через стихийную или сознательную деятельность людей.
Свобода - мера прогресса
Историческое развитие не возможно без свободы. Свобода = необходимость = разум Разум историческая необходимость двигатель развития. в мире нет ничего, кроме разума и его продуктов. Воплощенный во всемирной истории разум, выступает как мировой дух, ход истории разумен.
"Разум в мире" и "разумность истории" обозначают признание объективной закономерности в истории.
Разум – это и историческая необходимость, вечный поток исторического процесса развития. Все созидаемое этим процессом действительно и разумно, потому что необходимо.
На основании всего сказанного можно сделать вывод о том, что свободная деятельность сопряжена у Гегеля с исторически разумными – и в этом смысле действительными и необходимыми – результатами. А это означает, что не всякая деятельность по целям, полагаемым субъектом, свободна, хотя такая деятельность внешне может выглядеть именно как реализация субъективности, ибо свобода, будучи реализацией исторической необходимости, осуществляется и через стихийную или несознательную деятельность людей.
Развивающаяся в ходе исторической практики человеческая свобода предполагает не только отрицание отживших форм, но и созидание новых. Ареной свободной активности провозглашается у Гегеля не изолированный индивид, а человек, принадлежащий к определенной фазе развития общества.
Свобода – это субстанция духа, заявляет Гегель. Дух есть всегда у себя бытие, имеет свой центр в себе, а это и есть свобода, т.к. если нечто является зависимым, то относит себя к чему-то другому, чем оно не является, следовательно, оно и не свободно, т.к. не может быть без чего-то внешнего. Нечто свободно тогда, когда оно есть у самого себя. Отсюда получается, что целью духа может быть только сам дух, и субстанция духа есть свобода. Здесь мы отметим, что для Гегеля условие свободы не необходимость вообще, а необходимость внутренняя "своя". В противном случае необходимость выступает лишь как внешнее принуждение, что со свободой несовместимо.
Коль скоро всемирная история представляет процесс обнаружения духа, поскольку он вырабатывает знание о том, что он есть "себе", то история как реальность представляет собой развитие свободы в самой общественной практике, а история как форма исторического сознания – приложение принципа свободы к людским делам. "Всемирная история, – писал Гегель, – есть прогресс в сознании свободы, – прогресс, который мы должны познать в его необходимости". Следовательно, зрелость свободы в практике и человеческом сознании есть одновременно показатель исторической зрелости общества, или критерий общественного прогресса.
Особый акцент в реализации свободы Гегель делает на роли государства. "Государство само по себе, – пишет он, – есть нравственное целое, осуществление свободы, осуществление же свободы есть абсолютная цель разума". Здесь существенно то, что государство как исторически ставший и развивающийся институт, в рамках и посредством которого индивид реализует свою свободу, позволяет понять свободу не как атрибут атомизированной личности, а как качество социума, и не как природный дар, которым человек наделен по факту своего рождения, а как исторический продукт, как историческое достижение и стремление. Осуществленная свобода человека начинается с гражданского состояния, которое было бы не верно рассматривать как ограничение свободы. Без государства свобода, по мнению Гегеля, остается лишь назначением, но не действительностью человеческого существования. Завершая весьма краткий и схематичный разбор взгляда Гегеля на свободу, мы можем с уверенностью сказать, что при разработке своей концепции свободы он однозначно исходил из утверждения наличия объективной закономерности и необходимости ее познания и освоения.
Это означает, (1) что не всякая деятельность по целям, полагаемым субъектом, свободна, хотя такая деятельность, внешне может выглядеть именно как реализация субъективности. (2) Свобода у Гегеля, будучи реализацией исторической необходимости, осуществляется через стихийную или сознательную деятельность людей.
Вопрос №10