Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
психология девиантного поведения 1.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.8 Mб
Скачать

Глава 6. Возрастные варианты девиантного поведения

мнению X. Ремшмидт, к факторам, обусловливающим и провоцирующим суицидальные попытки у молодежи, относятся, наряду с тяжелыми психи­ческими заболеваниями, конфликты самооценки, одиночество и изоляция, нарушение межличностных отношений, неудовлетворенность своей внешно­стью, разочарование в отношениях с представителями противоположного пола, депрессивные состояния. Часто эти попытки оказываются спровоци­рованными сугубо ситуативными факторами, которые спустя год-два утра­чивают всяческую значимость.

В среднем возрасте количество манипулятивных суицидальных попыток сокращается и увеличивается количество завершенных суицидов. Наиболее часто они обусловлены переживаниями интимно-личностного характера (измена, ревность, предательство). У пожилых людей и стариков основной причиной суицидального поведения становится страх одиночества, беспо­мощности, тяжелой неизлечимой болезни и связанных с ней страданий. Суи-цидологи отмечают специфику в содержании психогенных конфликтов и тип психогенных суицидоопасных реакций соответственно возрастным периодам инволюции и личностным особенностям суицидентов.

Л. Г. Магурдумова в этой связи выделяет следующие три группы:

1. В возрасте 45—55 лет наблюдаются суицидоопасные психогенные реак­ции по типу интимно-личных «катастроф». Одни реакции формируются в связи с такими психогенными переживаниями, как внезапная измена одного из супругов, чаще мужа, уход из семьи с угрозой развода, оставление близких без эмоционального влияния и необходимой родственной поддержки. В дан­ной конфликтной ситуации при нарушенных супружеских взаимоотношениях ушедший начинает «поиск нового» с коренным изменением своих прежних взглядов на жизнь, на семейные отношения, нередко с утратой традицион­ных семейных представлений. Начинается выбор иной жизненной позиции, обычно под влиянием аффективно насыщенных переживаний, с уходом от повседневной семейной действительности, без учета возможного снижения своего социального престижа и материальных потерь. В то же время у остав­ленного, страдающего супруга развивается острое, глубоко ранящее чувство незаслуженной обиды, «предательства» и горя, чувство переживания жизнен­ного «тупика», безысходности и тягостного одиночества.

Другим психотравмирующим обстоятельством, вызывающим реакции по типу интимно-личных «катастроф», является смерть одного из супругов или значимого друга. Этот вариант реакций характеризуется психическим напря­жением с депрессивной окраской настоящего и будущего, с отсутствием пла­нов, стремлений, с острым чувством безнадежности, беспомощности и оди­ночества. Эти реакции имеют тенденцию к затяжному течению. На всех этапах формирования, исследователи отмечают наличие высокой суицидальной опасности, имеющей истинный характер суицидальных намерений.

2. В возрасте 55-65 лет исследователи выявили кризисные состояния в от­вет на нежелаемый уход на пенсию, должностное снижение, а также невоз­можность осуществления своих творческих планов. При этом формировались различного типа непатологические ситуационные реакции, чаще всего по типу

209

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

«пессимистических реакций и реакций демобилизации», когда наряду с па­дением социального престижа, глубоко дезадаптирующего личность, разви­вается пессимистическая оценка окружающего с рассуждением об утрачен­ных ценностях, об отсутствии перспектив, о надвигающейся старости.

Преобладает сниженное настроение с некоторой ипохондрической окрас­кой. Существенным психотравмирующим моментом в этом возрастном пе­риоде инволюции может быть также сочетание одновременного снижения социального статуса и сексуального престижа, что обычно влечет интимный разлад в семье и последующее за ним своеобразное эмоциональное отчужде­ние. Данное сочетание, в комбинации с личностными особенностями, явля­ется, по мнению исследователей, наиболее суицидоопасным. Реакции «де­мобилизации» обычно характеризуются падением активности во многих сферах деятельности, утратой интересов, фиксированности на мыслях о сво­ей ненужности и никчемности. Наблюдаются мучительные размышления о ценности жизни, о неизбежно надвигающейся старости и смерти. У таких людей мысли о смерти ограничиваются «рассуждением на тему» без истинно­го желания умереть и без активных суицидальных намерений.

3. В возрасте 65-75 лет наблюдаются психогенные реакции по типу де­прессивных с переживанием чувства ущерба, ущемленности, несправедливо­го отношения к пожилому человеку со стороны членов семьи. Нередко эти реакции возникают из-за имущественных разногласий. Переживания носят ригидный малоподвижный характер, обычно сочетаясь с соматическими или иными хроническими заболеваниями. На данном возрастном этапе специа­листы наиболее суицидоопасным моментом считают переход депрессивной психогенной реакции в оппозиционную реакцию у практически здоровых людей без выраженной соматической патологии. Обычно это происходит при обострении внутрисемейных отношений, особенно со взрослыми детьми или их семьями. При этом имеющиеся депрессивные реакции трансформируют­ся в оппозиционные, при которых ведущее место занимают повышенная требовательность и стеничность в отстаивании своих утраченных позиций и планов.

Нарушения пищевого поведения можно считать характерными преимуще­ственно для девушек-подростков, что обусловлено своеобразием иерархии ценностей человека в этом возрастном периоде. Часто анорексия (отказ от пищи, исчезновение аппетита) базируется на дисморфоманическом поведе­нии. В молодом возрасте нарушения пищевого поведения могут сохраняться, но они становятся значительно реже. Возможно появление гиперфагической реакции на стресс.

Девиантное поведение в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, преимущественно начинает формироваться в подрос­тковом возрасте, а некоторые формы зависимостей преобладают у лиц моло­дого возраста. Поданным П. Д. Шабанова и О. Ю. Штакельберг, возраст пер­вого употребления наркотиков распределяется следующим образом: около 1 % впервые пробуют наркотик в возрасте до 10 лет, более 40% — от 11 до 14 лет, около 50% — от 15 до 17 лет и меньше 1% — после 20 лет.

210