Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psikhofiz_otvety.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
754.18 Кб
Скачать

22. Результат как системообразующий фактор.

Системообразующий Фактор.

У П.К.Анохина в разделе "Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем" из книги "Философские аспекты теории функциональной системы" - М: Наука , 1978 г. имеем: "таким решающим и единственным фактором является результат, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы у компонентов системы, которые при их интегрировании определяют в дальнейшем получение полноценного результата”. И там же - “... к системе с полезным результатом ее деятельности более пригоден не термин "взаимодействие", а термин "взаимосодействие". Она должна представлять собой подлинную кооперацию компонентов множества, усилия которых направлены на получение конечного полезного результата. А это значит, что всякий компонент может войти в систему только в том случае, если он вносит свою долю содействия в получение запрограммированного результата".

Системообразующий фактор — фактор, обусловливающий приспособительный эффект функциональной системы. Важнейшим фактором в развитии теории функциональных систем (ТФС) стало определение системообразующего фактора, под которым понимался полезный приспособительный эффект в соотношении "организм-среда", достигаемый при реализации системы. Таким образом, в качестве детерминанты поведения в ТФС рассматривается не прошлое, по отношению к поведению событие — стимул, а будущее — результат.

23. Предпусковая интеграция.

Искусственная дискретизация явлений внешнего мира (изолированное выделение стимула) и, соответственно реакций на эти явления организма служит необходимой мерой при изучении отдельных его актов в физиологии. В данном случае следует понимать, что «…стимул является лишь толчком к раскрытию и выявлению того, что создавалось в мозгу под влиянием многих факторов как нечто целостное, интегрированное» [П. К. Анохин, 1978]. Данная скрытая внутренняя мозговая интеграция – состояние, выраженное в многочисленных связях нервных элементов, сложившихся в непрерывном континууме в течение предшествующего времени - была названа «предпусковой интеграцией» [П. К. Анохин, 1949, 1958, 1968, 1975, 1978]. Логично предположить, что процесс формирования механизмов предпусковой интеграции начинается с момента зарождения новой жизни (хотя имеет право на существование и мнение, согласно которому централизованные интегративные процессы в живом организме могут начинаться лишь с момента начала формирования в нем нервной системы), т. е. с начала и в процессе эмбриогенеза и во многом обусловлен не только генетическими признаками субъекта, но и условиями его эмбриогенетического и в дальнейшем онтогенетического развития. С учетом пространственно-временных отношений организма со средой, очевидно следует понимать термин «предпусковая интеграция» как физиологическую характеристику динамического состояния прежде всего центральной нервной системы организма, постоянно меняющегося в процессе его эмбриогенетического и онтогенетического развития.

П.К.Анохин рассматривал интеграцию как способность нейронов к переработке поступающих к ним через конвергирующие синапсы возбуждений с выдачей специфических паттернов нервных импульсаций на аксоны. Конвергирующие возбуждения могут быть постоянными, генетически закрепленными уже структурно существующими связями, и временными, динамическими, функциональными, образующимися в процессе индивидуальной жизни. Эти представления находят свое отражение в клинической практике. Вовлечение нервной системы в патологический процесс почти при всех нозологических формах заболевания предопределяет повреждение функционального элемента того или иного органа, который, по данным А.М.Чернуха (1979), состоит из системы специфических клеток, микроциркуляторной единицы и окружающей соединительной ткани. Этиология повреждения структурных элементов нервной системы при различных заболеваниях может быть разной: психологические и эмоциональные перегрузки при неврозах, болевая ирритация при инфаркте миокарда, гипоксические повреждения при коматозных состояниях, непосредственное повреждение мозговой ткани при апоплексии и т.д. Любое повреждение структурных элементов - это рассогласование в работе многих функциональных систем организма. Но каждое звено рассогласованной системы может быть одним из элементов для построения новой функциональной системы. Согласно теории П.К.Анохина (1974), функциональная система представляет собой реализацию предпусковой интеграции, складывающейся под воздействием мотивации и обстановки уже до воздействия стимула. Совокупность специфических влияний определенного нейрона соответствует именно тем рефлексотерапевтическим воздействиям, при наличии которых постоянная физиологическая функция нейрона была уже использована для достижения какого-то полезного результата. Указанные положения могут быть применены при обосновании теоретических вопросов рефлексотерапии, так как, надо полагать, именно предпусковая интеграция обеспечивает формирование доминирующего, главенствующего очага возбуждения (суммация возбуждения) от лечебного иглотерапевтического воздействия. Этот очаг является доминантой, способной суммировать возбуждение (А.А.Ухтомский, 1979), в то время как диффузные волны от раздражения разных модальностей возбуждают все центры, которые в данный момент достаточно возбудимы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]