Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_fileserver_2004_kpl_12 (1).rtf
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
2.81 Mб
Скачать

Глава 12. Мировая политическая система и международные отношения

Вклад в развитие политической мысли. Вильсон вошел в историю как государственный деятель, плодотворно сочетавший политическую практику и научную работу. Его достижения в политике были тесно свя- заны с теоретическими взглядами, определившими сознание высокой от- ветственности перед нацией. Идеализм Вильсона-теоретика сильно повлиял на Вильсона-политика. Это, с одной стороны, позволило ему добиться при- знания в качестве лидера нации с обширными сведениями о политике и выдающимися ораторскими способностями, с другой — серьезно затруд- няло его практическую деятельность (недостаток реализма, проявившийся на Парижской мирной конференции, слабая склонность к компромиссам, неспособность признавать факты, противоречившие его взглядам и прин- ципам и т.д.). «Четырнадцать пунктов» Вильсона — блестящий пример проявления идеализма во внешней политике. Эта программа мирного уре- гулирования (представлена в январе 1918 в конгрессе) имела общедемок- ратический характер, что выражалось в планах создания более демокра- тичной системы международных отношений: отказ от тайной диплома- тии, открытость мирных переговоров и соответствующих соглашений; свобода мореплавания и торговли, ликвидация всех экономических барь- еров и установление равных торговых условий; сокращение вооружений до разумно низкого уровня; свободное и справедливое разрешение коло- ниальных споров с учетом интересов народов колоний; самоопределение для ряда европейских народов; справедливое и равноправное отношение к победителям и побежденным в войне на мирной конференции; обеспе- чение мира путем создания международной Лиги Наций и т.д.

Основной вклад Вильсона в развитие политической науки пришелся на период 1879–1908 и определялся открытием нового объекта изучения — государственного управления, а также продвижением сравнительных ис- следований. В отличие от многих теоретиков того времени, работавших в рамках Staatswissenschaft (нем. — наука о государстве), он утверждал, что система самоуправления должна опираться не столько на набор формаль- ных институтов и требований государственного права, сколько на каче- ства граждан нации, моральные принципы и их практическое воплоще- ние, потому требуется бoльшая ориентация на эмпирические данные. Вильсон полагал, что превращение политической науки в самостоятель- ную дисциплину возможно при отходе от изучения исключительно сис- темы статичных институтов (в духе «старой» Staatswissenschaft), закреп- ленных конституцией США (ее создатели во многом придерживались механистического взгляда на мир и старались воспроизвести в полити- ке гармонию ньютоновской механики). Он считал нужным исследовать развитие институтов и в целом динамику социальной жизни, потому об- ратился к концепциям Ч. Дарвина (правительство — не машина, а жи- вое существо; политическая теория «подчиняется Дарвину», а не Нью- тону) и позитивиста Г. Спенсера (государство есть продукт эволюцион- ной борьбы примитивных социальных организаций; политический процесс — это органический рост).

В книге «Правительство Конгресса» Вильсон утверждал, что каби- нет, формируемый парламентским большинством и являющийся — в идеале — целостной властной структурой, должен преодолеть фраг- ментированность, присущую системе достаточно автономных комите-

М Е Ж П Р А В И Т Е Л Ь - СТВЕННЫЕ ОР ГАНИ- ЗАЦИИ (англ. intergovern- mental organizations — IGOs)

— институты, учреждаемые национальными правитель- ствами для достижения об- щих целей. В качестве ус- тойчивой формы сотрудни- чества го сударств они со- здают постоянную органи- за-ционную инфраструкту- ру, а т акже содействуют много сторонней диплома- тии, основанной на уваже- нии суверенитета участни- ков. Подразделяю т ся на унив ерс а льные (прежде Лига Наций, затем ООН), региональные (например, Организация арабского единства, ОБСЕ) и по сфе- рам компетенции (общие, специальные).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕ- ЖИМЫ (англ. international regimes) — сформулирован- ный набор принципов, норм, правил и процедур принятия решений, в отно- шении которых совпадают ожидания членов мирового сообще ства в конкретной сфере международных от- ношений (например, в тари- фах и торговле, финансовой политике, использовании космоса и т.п.).

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕН- НЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (англ. nongovernmental orga- nizations — NGOs) — лю- бые организации, институ- ционально отделенные от государств, т. е. учрежден- ные физиче скими или

603

Категории политической науки

604

юридическими лицами, но не на основе межгосудар- ственных договоров. Хотя в эту группу попадает транс- национальный капитал, к ним принято относить преж- де всего объединения, не имеющие целью получение прибыли, т.е. различные эко- логиче ские, пра-возащит- ные, гуманитарные и т.п. ас- социации и движения, свя- занные с гражданским об- ществом.

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ (либе- ральный институционализм)

— теоретический подход в международных исследова- ниях, исходящий из того, что поведение государств невоз- можно объяснять исключи- тельно их национальными интересами; значит, следует включать в анализ сотрудни- чество государств в рамках международных институтов (организаций, традиций, пра-вил, договоров), способ- ных гармонизировать анар- хическую среду МО и опре- деляющим образом влиять на поведение самих го су- дарств. Отвергает положе- ние реализма об автономии политики и экономики, уде- ляя особое внимание роли хозяйственных взаимодей- ствий как фактора сотрудни- чества в международных от- ношениях. Неолиберализм возник в 1980-е гг. в ходе адапт ации классического либерализма к новым усло- виям.

Демократиче ский мир — теория международных от- ношений, о снованная

тов и подкомитетов Конгресса (в качестве образца он некоторое время видел английскую парламентскую систему, позже стал считать приори- тетом сильный институт президентства). Более того, в реформировании института правительства нужно руководствоваться не только целями рас- ширения его функций, с тем чтобы оно справлялось с новыми задачами эпохи индустриализма, но и образовательными мотивами, т.е. обучени- ем, развитием и «улучшением» граждан.

В ставшей классической статье «Исследование управления» (1887) Вильсон рассматривал перспективы научной дисциплины, изучающей административную (управленческую) систему, в республике, где ши- роко распространено недоверие к бюрократии. По мнению ученого, административную систему, для того чтобы она служила обществу и ее мероприятия поддерживали граждане, следует организовать с мак- симальным учетом научных достижений и рациональных процедур, принятых в бизнесе. Одновременно он возражал против появления бю- рократической элиты, лишенной демократического контроля.

В книге «Конституционное правление в США» Вильсон утверждал: сила американского конституционализма обусловлена могуществом на- ции и служит его увеличению. Он предсказал, что институт американс- кого президентства будет превращаться в объект возрастающих требо- ваний со стороны общественного мнения, а также станет играть несрав- ненно бoльшую роль в политической жизни страны.

Либералы исходят из того, что взаимодействие государств на мировой сцене, в целом ориентированное на то, чтобы покончить с войной, утвердить мир и экономическое процветание, обязательно должно регулироваться, и прежде всего межправительственны- ми организациями и международными режимами.

Государства при либеральном подходе, как и у реалистов, при-

знаны хотя и главными участниками международных отношений (ак- торами на мировой сцене), но вовсе не единственными — особо под- черкнуто, что наряду с ними действуют межправительственные и неправительственные организации (правозащитные, экологичес- кие, феминистские, транснациональные корпорации, так называемые внутриполитические регионы и т.д.). При этом государства, в моде- ли либералов, ориентируются не только на максимизацию краткос- рочной прибыли; гораздо большую пользу им приносит взаимовы- годное сотрудничество. Фактор силы не оценивается столь высоко, как у реалистов: воздействие посредством вооруженного насилия на других участников международного общения становится слишком дорогим и в прямом, и в переносном смысле. Более эффективные средства влияния — экономические и правовые рычаги.

С окончанием холодной войны, когда в международных ис-

следованиях в плане теоретической мысли господствовали реа- листы и неореалисты, вновь наступает период признания досто-