Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мчп.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
298.77 Кб
Скачать

Международные договоры в сфере международного гражданского процесса: общая характеристика.

Договоры в данной сфере можно разделить на две группы:

1. Договоры, нормы которых полностью посвящены вопросам международного гражданского процесса;

2. Договоры, в которых процессуальные нормы подлежат применению к тем конкретным гражданско-правовым отношениям, которые регулируются соответствующим договором.

На международном уровне можно выделить следующие группы международных договоров.

В зависимости от количества участников принято говорить об универсальных, региональных и двусторонних договорах.

К числу основных договоров первой группы относятся:

- Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года, участниками которой является 46 стран мира, в том числе и Российская Федерация;

- Гаагская конвенция, отменяющая требования легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 года (число стран- участниц - 97, среди которых и Российская Федерация);

- Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 года (число стран-участниц – 60, среди которых и Российская Федерация);

- Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства от 7 июня 1968 года (число стран-участниц – 43, среди которых и Российская Федерация);

- Нью-Йоркская конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1968 года (число стран- участниц – 144, среди которых и Российская Федерация);

- Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 года (число стран-участниц – 50, среди которых и Российская Федерация).

К региональным договорам принято относить те из них, которые заключены и действуют в рамках соответствующих региональных международных организаций. Исходя из этого критерия, назовем основные договоры в рамках таких организации как страны Южной Америки, Евросоюз и СНГ.

Процесс унификации норм международного гражданского процесса начался в Южной Америке. В то время, когда на европейском континенте еще только согласовывали организационные формы сотрудничества государств по данным вопросам, в Южной Америке, начиная с 30-х годов 19 века одна за одной проходили конференции, целью которых, говоря современным языком, было создание единого правового пространства, в том числе и по рассматриваемым нами вопросам. 12 февраля 1889 года в Монтевидео было подписано несколько конвенций по различным вопросам международного частного права, в том числе Конвенция о международном процессуальном праве, пересмотренная позднее на второй сессии второго южноамериканского конгресса по международному частному праву, состоявшегося в марте 1940 года в Монтевидео. И хотя участников данной конвенции немного (всего 6 стран), значимость ее достаточно велика. Разумеется, вопросы международного гражданского процесса подробно прописаны в Кодексе Бустаманте (1928).

После второй мировой войны инициатива по унификации норм международного гражданского процесса перешла к Организации Американских государств (ОАГ), созданной в 1948 году и объединяющей в настоящее время 35 стран. Начиная с 1975 года, в рамках ОАГ регулярно проходят специализированные межамериканские конференции по международному частному праву (CIDIP), на которых к настоящему времени принято 20 конвенций, 3 протокола к некоторым из них, 1 модельный закон и 2 унифицированных документа по различным вопросам международного частного права. Применительно к международному гражданскому процессу, во время проведения первой конференции 30 января 1975 года в Панаме были приняты Конвенция о получении свидетельских показаний за границей от 30 января 1975 года в редакции Дополнительного протокола, подписанного в Ла-Пасе 24 мая 1984 года и Конвенция о судебных поручениях от 30 января 1975 года в редакции Дополнительного протокола, подписанного в Монтевидео, 8 мая 1979 года. В дальнейшем 8 мая 1979 года была принята Конвенция об экстерриториальном признании судебных и арбитражных решений, а 24 мая 1984 года – Конвенция о международной юрисдикции для экстерриториальной действительности иностранных судебных решений.

Помимо сотрудничества в рамках ОАГ унификация норм международного гражданского процесса на южноамериканском континенте осуществляется странами субрегиональных международных организаций. Так в рамках МЕРКОСУР (Mercado Comun del Sur – Южноамериканский общий рынок) заключены Конвенция о правовой помощи и исполнении судебных решений (1992) и Конвенция о подсудности (1994).

На европейском континенте первый международным правовым актом в сфере международного гражданского процесса стала Конвенция о гражданском судопроизводстве, которую подписали 14 ноября 1896 года четырнадцать стран Европы (к Конвенции не присоединились Англия, Турция, Греция, Болгария, Сербия, Черногория). Россия подписала данную конвенцию 19 (31) декабря 1897 года, ратификация последовала 24 февраля 1899 года. Конвенция регулировала такие вопросы как:

1) о сообщении судебных и внесудебных актов:

2) о «поручениях»;

3) Cautio judicatum solvi (средства обеспечения судебных расходов);

4) право бедности;

5) личное задержание.

17 июля 1905 года в Гааге была подписана новая конвенция, которая по своей сути являлась дополнением к вышеуказанной конвенции.

В дальнейшем работа по унификации норм международного гражданского процесса в рамках Гаагской конференции по международному частному была продолжена и на сегодняшний день принято 9 Конвенций и 1 Дополнительный Протокол. Российская Федерация участвует в 4-х из них.

Другим центром унификации в Европе является Евросоюз. Большинство из стран Евросоюза является участниками Гаагских конвенций, о которых было сказано выше, но в рамках этой региональной международной организации существует собственное правовое регулирование международного гражданского процесса. Как отмечает Х. Шак: “Европейские сообщества в вопросе международного гражданского процессуального права ограничились проблемами торгового и хозяйственного права”. По данным вопросам были заключены Брюссельская конвенция о судебной подсудности и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и торговым делам от 27 сентября 1968 года и Луганская (параллельная) конвенция о подсудности и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и торговым делам от 16 сентября 1988 года. 26 мая 1997 года странами ЕС была принята Конвенция о вручении в государствах - членах Европейского Союза судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам. Кардинальные изменения в правовом регулировании произошли уже в XXI веке. 1 марта 2002 года вступил в силу Регламент (EG) № 44/2001 о юрисдикции, признании и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам (Брюссель I), принятый 22 декабря 2000 года, который заменил собой Брюссельскую конвенцию. Брюссельская конвенция была преобразована в Регламент практически без изменений, модификации подверглись лишь ст. 5, 15 и 22 §1. В Регламенте указано, что в целях обеспечения преемственности сохраняют силу все решения и толкования Европейского Суда по поводу Брюссельской конвенции, а также дополнительный Протокол 1971 г. Юрисдикция по семейным делам в настоящее время в ЕС регулируется Регламентом Совета 2201/2003 от 27 ноября 2003 года относительно юрисдикции, признании и исполнении решений по семейным делам и делам об ответственности родителей (Брюссель II). В развитие положений Регламента 2000 года 21 апреля 2004 года был принят Регламент Европейского парламента и Совета ЕС № 805/2004, устанавливающий Европейский исполнительный лист для бесспорных требований. Согласно данному Регламента, вынесенное судом страны - участницы решение вступает в силу на территории другой страны-участницы без процедуры предварительной регистрации и утверждения (A certified judgment is to be enforced in another Member State without any need of an intermediate procedure for recognition and enforcement). Среди последних документов по данным вопросам необходимо назвать Регламент Европейского парламента и Совета ЕС № 1393/ 2007 от 13 ноября 2007 года о вручении в государствах-членах судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам и Регламент Европейского парламента и Совета ЕС № 4/2009 от 18 декабря 2008 года о юрисдикции, применимом праве, признании и приведении в исполнение решений и сотрудничестве по вопросам, касающимся алиментных обязательств.

Ряд соглашений по вопросам гражданского процесса заключен в рамках Совета Европы.

Вопросы международного гражданского процесса нашли свое отражение в ряде соглашений стран Содружества Независимых Государств (СНГ), среди которых необходимо отметить:

- Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 года;

- Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года в редакции Протокола от 28 марта 1997 года;

- Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года.

Особое место среди источников международного гражданского процессуального права занимает так называемое «мягкое» право, к которому можно отнести Принципы и правила транснационального гражданского процесса, разработанные совместно Американским институтом права и Рабочей группой УНИДРУА в 2003 году, (ст. 31 Принципов и ст. 36.2 Правил содержат одинаковые формулировки: «Суды государств, которые приняли (выделено нами – Е.П.) эти Принципы [Правила]) и Резолюцию Ассоциации международного права № 1/2008 «Международный гражданский процесс и интересы общества», принятую на конференции в Рио де Женейро 21 августа 2008 года. В данной резолюции был сформулированы предложения по рассмотрению групповых исков, в рамках которых у суда отсутствуют сведения об истцах или стороне, пострадавших, например, от деятельности транснациональных корпораций.

Что касается двусторонних договоров, то число их столь велико, что простое перечисление заняло бы несколько страниц. Особое место среди данных договоров занимает Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 января 2001 года, которое предусматривает упрощенный порядок исполнения подобных решений. Также существуют:

1. Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам от 23 сентября 1997 г.

2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индия о выдаче от 21 декабря 1998 г.

3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индия о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21 декабря 1998 г.

4. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 16 января 1998 г.

5. Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.

В особую группу, на наш взгляд, следует выделить те международные договоры, которые регулируют те или иные частноправовые отношения международного характера (внешнеэкономические, международные перевозки, семейные, трудовые и т.д.), но помимо коллизионных и (или) материальных норм содержат процессуальные нормы, применяемые в случае возникновения споров в рамках таких отношений. Назовем некоторые из таких договоров с участием Российской Федерации.

Римская конвенция об ущербе, причиненном иностранными самолетами третьим лицам на поверхности от 7 октября 1952 года (подсудность - ст. 20);

Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR) от 19 мая 1956 года (международная подсудность, подача иска/нахождение спора на рассмотрении суда; признание решений иностранных судов; обеспечение судебных расходов – ст. 31; соглашение о арбитражном трибунале (третейском суде) – ст.33);

Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 года в ред. Лондонского Протокола от 27 ноября 1992 года (международная подсудность – ст. IX; признание судебных решений – ст. X; подсудность споров о судах торгового флота государства – ст. XI);

Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года (иммунитет морских судов – ст.ст. 28, 32, 95, 96; разрешение споров– ст. ст. 286- 296);

Лондонская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом от 23 марта 2001 года (исковая давность – ст. 8; юрисдикция – ст. 9; признание судебных решений – ст. 10).