Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социальная антропология России - билеты.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
2 Mб
Скачать
  1. Миграционные процессы на постсоветском пространстве

Мария П.

Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года 90% иностраннцев в России – из стран СНГ. Между союзными республиками на протяжении десятилетий существовал активный миграционный обмен.

Первый этап (1991-1995 гг.) В новых независимых государствах социально-экономическая и политическая нестабильность, рост национализма, дискриминация по этническому признаку, ущемление гражданских прав, отсюда волна миграции. Миграция носила в основном семейный характер.

Только в Россию прибыло в этот период почти 6 млн. мигрантов. Более 70% прибывших в Россию иммигрантов были русскими по национальности. Россия, прежде "отдававшая" свое население( в результате послевузовых распределений, рабочих и др), превратилась в крупный центр притяжения мигрантов.

Движение миграции было обоюдонаправленным, однако, соотношение прибывших в Россию из бывших советских республик и выбывших из России в эти государства составило 4:1.

В это время наблюдались потоки вынужденной миграции из зон вооруженных конфликтов. В первой половине 1990-х гг.не менее 5 млн. чел. покинули места постоянного проживания в зонах вооруженных конфликтов: около 2,4 млн. выехали в другие страны СНГ (из них более 1 млн. чел. получили статус беженца и вынужденного переселенца)

Плюс была еще экономическая миграция из-за кризиса и сокращения штатов, можно назвать ее вынужденной. В основном это был выезд на заработки, так называемым челночным образом.

Второй этап (1996-2001 гг.) характеризовался относительной социально-политической стабилизацией в странах СНГ, прекращением или замораживанием вооруженных конфликтов, что привело к сокращению масштабов вынужденной миграции.

В России, которая остается крупнейшей принимающей мигрантов страной региона, пик миграционного притока был пройден в 1994 г., когда Россия приняла более 1 млн. мигрантов. К 1996 г. миграционный приток сократился более чем вдвое. Аналогично снизились масштабы эмиграции из Казахстана,Узбекистана, Кыргызстана, Беларуси. В меньшей степени, но также пережили сокращение миграционного оттока Украина и Молдова.

В то же время произошло изменение характера миграционного движения . Помимо уменьшения потоков беженцев и вынужденных переселенцев,сократился поток возвращающихся на родину.

В то же время сильно ухудшалась экономика в СНГ, а значит и миграция. Особенно многочисленным был приток украинцев – 312 тыс. чел., армян – 261 тыс.чел., азербайджанцев – 92 тыс. чел., и др. В экономической миграции за рубеж многие домохозяйства видели главное, если не единственное средство выживания в условиях глубокого экономического кризиса. Доходы, получаемые мигрантами за рубежом,составляли значительную часть бюджета мигрантских домохозяйств: 25-30% в Армении (Roberts and Banaian 2004), до 40% в Украине (Прибыткова 2003), 70-80% в Таджикистане (ADB 2007; ЕК/МОМ 2005),40-50% в Молдове (World Bank 2006).

Именно на этом этапе возрастает масштаб нелегальной трудовой миграции в Россию. Простота пересечения границ в безвизовом режиме "наталкивается" на крайне усложненные и забюрократизированные процедуры регистрации мигрантов и получения разрешений на работу. Российские эксперты оценивали число незарегистрированных трудовых мигрантов в этот период в 3-4 млн. чел.(во время сезонных работ и выше)

Третий этап (2002-2006 гг.) связан с общей тенденцией более жесткого отношения к миграции в мире после террористических актов 11 сентября 2001 года в США. На постсоветском пространстве это выразилось в усилении силового подхода в управлении миграционными процессами, что, впрочем, при существующих масштабах коррупции в правоохранительных органах не давало ожидаемого эффекта.

Передача управления миграционными процессами в России в ведение Министерства внутренних дел, сказалась на формировании отношения в обществе к мигрантам как потенциальным преступникам. Рост мигрантофобии и этнической неприязни стимулировался средствами массовой информации и политиками.

В то же время факторы, стимулирующие миграционные потоки, не перестали существовать: экономическая ситуация в странах выезда мигрантов продолжала оставаться сложной; возможность заработков в России являлась притягательной . Произошла этно-профессиональная сегментация российского рынка труда и формирование "этнических ниш занятости".

В начале 2000-х гг. новой страной притяжения мигрантов и центром Центрально-Азиатской региональной миграционной подсистемы стал динамично развивающийся Казахстан.

Кроме того, в конце этого этапа изменилась и усложнилась миграционная роль Украины и Молдовы. Политический курс их руководства формирует западный вектор миграции (в Европу), но восточный (Россию) остается также.

Четвертый этап (2007-2011 гг.) связан изменением миграционной политики в основной принимающей стране региона – России. Установлен безвизовый режим въезда для мигрантов из государств СНГ. Суть миграционной реформы 2007 г. заключалась в расширения легальных каналов временного трудоустройства граждан СНГ. Произошло существенное увеличение числа законно пребывающих и работающих в России граждан стран СНГ. ( в разы)

Изменения произошли и в структуре потоков рабочей сила внутри региона СНГ. Если в середине 2000-х гг. наибольшую мобильность проявляли трудовые мигранты из Украины, Таджикистана и Молдовы, то к концу десятилетия однозначным лидером по числу работников, поставляемых на российский рынок труда, стал Узбекистан. В 2010 г. Уже каждый третий работающий в России иностранец– это выходец из Узбекистана. В общей сложности на граждан центрально-азиатских государств (Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан) приходится 3/4 ежегодно выдаваемых в России разрешений на работу.

На этот этап приходится мировой экономический кризис 2008-2009гг. Соответственно Россия, как и многие другие государства, сократила приток трудовых мигрантов. Как следствие: Первое – это уход мигрантов нелегальную экономику. Второе – это усиление антимигрантских настроений. В связи с этим важно, что осенью 2008 г. ФМС России озвучила оценку того вклада, который трудовые мигранты из стран СНГ вносят в экономику России – 6-8% ВВП (Ромодановский 2008). А в 2010 г. директор ФМС России высказался: "На каждый заработанный гастарбайтером доллар в бюджет России поступает до 6 долларов" (цит.по: Графова 2010), и это в значительной мере пресекло спекуляции политиков на этой теме. ( ой, да ладно вам)

Пятый этап фактически только намечается. Основанием для выделения нового этапа в развитии миграционной ситуации на постсоветском пространстве является конкретный шаг на пути к формированию Евразийского экономического пространства – вступление в силу с 01.01.2012 двух соглашений в области регулирования трудовой миграции, подписанных и ратифицированных Беларусью, Россией и Казахстаном. Это "Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей" и "Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств". Таким образом,формирование общего рынка труда в регионе становится вполне отчетливой перспективой.

Доклад Ивахнюк.

Ну и про внутри России немного

Самый привлекательный для мигрантов регион- Москва. Центральный ФО все время собирает мигрантов. Кроме Центра положительный миграционный прирост имеет еще только Северо-Запад ( тк там Питер).

Кроме пристоличных регионов, очень привлекателен во внутрироссийском обмене юг и юго-запад (Краснодарский край, Белгородская, Орловская, Липецкая области), экономические «тяжеловесы» вроде Нижегородской или Самарской областей, Татарстана. Выгодно выделяются наиболее территориально близкие к Москве Владимирская, Калужская области.

Дальний Восток больше всех отдает население. Только за 1997–2002 гг. округ потерял почти 280 тыс. Больше всего населения Дальний Восток потерял в обмене с Центром.

Сибирский округ в 2002 г. потерял столько же, сколько Дальний Восток и тоже самые большие миграционные потери в обмене с Центром.

В европейской России выделяются совсем непривлекательные, в силу известных политических причин, северо-кавказские республики во главе с Чечней. Кроме Кавказа это самые чахлые и безденежные периферийные регионы типа Смоленской, Кировской или Курганской областей, Мордовии.

Итак, ранжирование федеральных округов по суммарным объемам внутрироссийских перемещений за 1997–2002 гг. от самого «отдающего» округа до самого «принимающего»,выглядит следующим образом:

1. Центральный ФО – принимает мигрантов со всех остальных округов. 2. Приволжский ФО 3. Северо-Западный 4. Уральский ФО 5. Южный ФО 6. Сибирский ФО. 7. Дальневосточный ФО – отдает мигрантов всем без исключения округам.

Наблюдается миграция с востока на запад . Например, Уральский ФО, принимает мигрантов с востока – Сибири и Дальневосточного округа, но отдает мигрантов западным округам, включая Приволжский. Движение на юг присутствует, но меньше.

Все из статейки Л.Б Карачуриной.

  1. Русские как этнические меньшинства на постсоветском пространстве

  1. Постсоветская восточнославянская идентичность и факторы ее формирования

Сибирь