Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социальная антропология России - билеты.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
2 Mб
Скачать
  1. Этнонациональная политика советского периода

Альбина К.

1917-1918 — признание права наций на полное самоопределение вплоть до отделения. Признание государственной независимости Финляндии, Польши, Украины, Турецкой Армении и т. д. Создание первых национальных автономий в составе РСФСР. Декларация прав народов России.

В Декларации были определены следующие принципы, определяющие национальную политику советской власти:

  • Равенство всех народов России;

  • Право на отделение и образование самостоятельного государства;

  • Отмена всех национальных ограничений;

  • Свободное развитие национальных меньшинств в составе каждого из народов.

1920-1922 — создание в результате победы в гражданской войне национальных Советских республик. Создание СССР.

Принцип «разделяй и властвуй»: выделение на каждой территории большой социальной группы, получавшей определенные преимущества в культурном, политическом и экономическом отношении по сравнению с остальным населением данной территории. Такая группа называлась «коренной» или «титульной» нацией. На деле же реализация проекта была довольно плачевной.

В ряде случаев коренным признавался народ, не составлявший большинство (Башкирия, где 1/3 башкир).

Также в рамках единых национально-государственных образований нередко под названием коренные объединялись народы, принадлежавшие к разным языковым семьям и в истории нередко враждовавшие друг с другом (Кабардино-Балкария: кабардинцы принадлежат по языку к адыгейской языковой семье, балкарцы – к тюркской).

В этнополитических целях проводилась политика консолидации новых наций на основе иногда родственных по языку и культуре, а иногда и достаточно разнородных элементов. Так на основе племенных группировок сформировались киргизская, казахская, туркменская нации. Нет единого мнения по поводу того, составляли ли реальное единство грузинская, украинская, белорусская нации до образования союзных республик.

В ряде случаев единый этнический массив разделяли границами, и на его базе формировалось несколько самостоятельных народов.

1923-1924 - национально-государственное размежевание в Средней Азии. Усилилось влияние национального фактора на территориальную структуру.

1920—30-е — развитие форм национальной автономии. Культурная революция. Период «коренизации» и «языкового строительства» из-за непрочности советской власти в национальных окраинах, недоверия нерусского населения к новой власти с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала ХХ века, с которым центральной власти пришлось так или иначе считаться.

Проводилась коренизация путём выдвижения на руководящие партийные и административные посты местных национальных кадров различных уровней, а также через попытки заставить уже имеющиеся русскоязычные кадры в национальных окраинах освоить язык местного населения. Всё это, наряду с политикой поддержки и развития национальных культур, при всей своей противоречивости и неудачах, имела существенное значение для национального становления и культурного развития нерусских народов СССР. Идеологической основой «коренизации» была Декларация прав народов России. Коренизация завершилась в 1937—1939 годах возвратом к русификации.

1930-1933 - образованы национальные округа для малочисленных народов севера, сыгравшие в те годы огромную и положительную роль в сохранении этих народов.

1936 — принятие новой Конституции СССР. Ст. 121 Конституции указывает, что право граждан на образование обеспечивается, в частности, «обучением в школах на родном языке».

Новый этап национальной политики в СССР. С этого момента курс на учет национальной специфики сменился на унификацию национальной жизни, но это не насильственная русификация. Речь шла скорее о всемерном повышении роли титульных этносов союзных республик в культурной и политической жизни, усиление роли русского языка в жизни страны, сужение функций родного языка и вела к свободному владению вторым – русским языком, который постепенно становился основным в СССР.

1938 — административное введение кириллицы вместо латинского шрифта, который до этого использовался тюркскими народами СССР. Плюс во многие языки начали добавлять русские слова, как неологизмы, несмотря на то, что подобные слова в национальном языке уже имелись.

1939—1940 — принят курс на русификацию образовательных учреждений.

1937—1944 — депортация народов. Форма репрессий.

Началась она ещё в годы гражданской войны, когда земли белогвардейских казаков отдали чеченцам и ингушам, их самих отправив на Дальный Восток. В 1935 году с северо-западных территорий вглубь страны депортировали финнские народы (ингерманландские финны, ижорцы, вепсы). С пограничных территорий Украины депортировали немцев и поляков.

В годы войны выселение народов приобрело массовый характер. В 1943—1944 гг. были проведены массовые депортации калмыков, ингушей, чеченцев, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, ногайцев, турок-месхетинцев, понтийских греков, болгар, крымских цыган, курдов — в основном по обвинению в коллаборационизме, распространённому на весь народ. Были ликвидированы (если они существовали) автономии этих народов. Всего в годы Великой Отечественной войны подверглись переселению народы и группы населения 61 национальности.

В период с 1956-57 гг. в области национальной политики господствовали тенденции предвоенных лет. На фоне некоторой либерализации общества стала появляться тенденция к «сворачиванию» культуры и языка титульных наций автономных республик, а также «нетитульных» национальных меньшинств при усилении роли русского языка, языков и культур титульных этносов союзных республик (школьное образование).

В 1957—1958 были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев; этим народам было разрешено вернуться на свои исторические территории. Начались столкновения между возвращавшимися чеченцами и заселёнными за время их изгнания в Грозненскую область русскими; ингушами в Пригородный район заселенный осетинами и переданный Северо-Осетинской АССР.

Однако значительной части репрессированных народов (поволжские немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, греки, корейцы и др.) и в это время не были возвращены ни национальные автономии (если такие были), ни права вернуться на историческую родину.

1958 — родители получили право выбирать язык обучения для своих детей (и многие предпочли русский). Это была действительно чрезвыйчайно распространённая практика, когда при возможности выбора, родители предпочитали русские школы.

1964, 1972 — Указы о восстановлении прав депортированных народов.

1977 — принятие Конституции СССР. Построение «развитого социалистического общества». Создание «новой исторической общности людей — советского народа».

С началом перестройки, началась политика усиления роли языка и культуры титульных этносов в бывших союзных и автономных республиках.

1990 — закон «О языках народов СССР». (Оттуда: Советское государство обеспечивает гражданам СССР условия для использования в различных сферах государственной и общественной жизни языков народов СССР, заботится об их возрождении, сохранении и развитии. Граждане СССР должны бережно относиться к языку как духовному достоянию народа, всемерно развивать родной язык, уважать языки других народов СССР.)

другой вариант – от Анны С.

Население СССР характеризовалось этническим и религиозным многообразием. Народы отличались друг от друга хозяйственным укладом, культурными и религиозными традициями. Большивики удержали власть во многом потому, что предложили лозунг о «праве наций на самоопределение» (Второй Всероссийский съезд Советов подчеркнул, что советская власть «...обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение». )

Правовой основой советской национальной политики на первом этапе стала «Декларация прав народов России» от 2 ноября 1917г., провозгласившая равенство и суверенность народов России; их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмену всех и всяких национальных и национально–религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

В обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» Совнарком гарантировал полную и беспрепятственную свободу устройства жизни мусульман. К концу 1917г. Совнарком принял Манифест к украинскому народу, декрет о Турецкой Армении, декрет о признании государственной независимости Финляндии. Во всех этих документах разъяснялись принципы, которыми руководствовалась Советская власть в решении национального вопроса. «Мы хотим как можно более крупного государства, – разъяснял В.И.Ленин, – как можно более тесного союза, как можно большего числа наций, живущих по соседству с великоруссами; мы хотим этого в интересах демократии и социализма...».

Таким образом, этно-национальные различия в СССР были институционализированы и были закреплены в законодательстве и отражены в системе государственного управления. Принцип этнофедерализма, который был реализован в СССР, предполагал, что каждой нации полагалось иметь свое отдельную территорию со своими государственными учреждениями – свою республику. При этом в зависимости от размеров нации и расположения ее территории республика могла быть либо союзной, либо автономной. Союзные республики имели больше прав, включая право выхода из состава СССР (правда, законом процедура такого выхода не предусматривалась). Автономные республики входили в состав той или иной союзной республики. Менее крупные национальные образования имели статус автономных округов и областей.

В СССР было 15 союзных республик. Самой крупной из них была РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). В ее состав входили 16 автономных республик: Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Калмыцкая, Кабардино-Балкарская, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская и Якутская.

Союзные и автономные республики имели свои органы власти – Верховный Совет, правительство, милицию (но не армию). В конце 80-х годов наличие этих органов позволило им ставить вопрос о своей независимости, что способствовало распаду СССР.

За некоторыми исключениями (Польша, Финляндия) территория СССР совпадала с территорией Российской империи. Однако после падения империи в 1917 году на ее землях возникли независимые национальные государства. В большинстве случаев период независимости продлился недолго, от нескольких месяцев до нескольких лет. В 1922 году возник СССР, включивший почти всю территорию бывшей империи. Но ряд республик – Литва, Латвия и Эстония – оставались самостоятельными государствами до 1939–40 годов, когда на основании договора с нацистской Германией (пакта Молотова–Риббентропа от 23 августа 1939 года) СССР сначала ввел в эти страны войска, а затем инсценировал там социалистические революции. Но опыт независимого существования, пусть кратковременный, сохранился в исторической памяти многих народов СССР как период их национального возрождения.

Официальная национальная политика в СССР исходила из принципов «дружбы народов» и «пролетарского интернационализма». Предполагалось, что «классовый» интерес рабочих во всех странах стоит неизмеримо выше национальных интересов отдельных народов. Причем развитие и расцвет наций возможны только в рамках социализма и на базе пролетарского интернационализма, а национализм выражает интересы господствующих классов, стремящихся отвлечь трудящихся от их борьбы за социальное освобождение. Пролетарский интернационализм считался не только основой дружбы народов внутри СССР, но и главным принципом советской внешней политики, направленной на поддержку народных и национально-освободительных движений во всем мире.

В 70-е годы, когда брежневское руководство заявило о построении в СССР развитого социалистического общества, было также объявлено о возникновении новой исторической общности людей – советского народа. Считалось, что эта историческая общность пришла на смену прежним нациям, возникшим еще при капитализме, и что в ее рамках удалось преодолеть межнациональные противоречия, которые невозможно было разрешить при капитализме.

Однако принцип дружбы народов на деле дополнялся другим, не декларировавшимся официально, но игравшим важную роль принципом – унаследованным от Российской империи представлением, что господствующей нацией в СССР являются русские, что русская культура и русский язык являются важными политическими факторами, обеспечивающими единство Союза. Это представление находило выражение в формуле о том, что русский народ – старший брат в семье народов СССР. И хотя правящая партийная и государственная элита (номенклатура) формировалась из представителей разных народов, она в большинстве своем рассматривала русский народ как занимающий особое положение в стране. Само собой разумеющимся считалось положение, при котором первый секретарь ЦК компартии союзной республики (фактический глава региона) относился к «титульной» нации, а второй секретарь был русским (крайне редко – украинцем).

Эта двойственность характеризовала национальную политику советского руководства. На основе принципа дружбы народов поддерживалось развитие наций и национальных культур. Некоторые республики СССР, как раньше «национальные окраины» царской России, были слабо развиты в экономическом и культурном отношении. Поэтому в их экономику и культуру вкладывались значительные средства, в частности, с целью способствовать развитию рабочего класса, который КПСС считала своей социальной опорой. Принудительное развитие новых производств вызывало противоречивую реакцию местных жителей. С одной стороны, оно способствовало модернизации экономики, строительству и развитию городов, распространению образования, с другой – нередко проводилось без учета местных условий и способствовало подрыву местных культурных традиций и загрязнению окружающей среды.

Союзное правительство поощряло – и даже специально организовывало – переселение в союзные и автономные республики русских – управленцев, военных, рабочих, что было необходимо для создания новых производств, но преследовало также и цель контроля над населенными другими народами территориями. В республиках усиленно проводилась политика русификации – распространения русского языка и культуры. Это стало особенно характерным в 80-е годы. Закрывались национальные школы, сужалось использование национальных языков. Например, в Белорусской республике в школах резко сократилось преподавание на белорусском языке, а в университетах преподавание на 90% велось на русском языке. Руководство республики говорило только по-русски, подавляющее большинство книг также выходили на русском языке. Такая политика вызывала раздражение не только представителей национальной элиты, но и вообще всех жителей национальных республик.

Однако поддержка развития национальных культур также существовала. Эти культуры считались социалистическими по содержанию, а национальными только по форме. В СССР поощрялись некоторые национальные праздники, традиционные промыслы и ремесла, создание этнографических и краеведческих музеев, издание книг местных авторов.

Но поддержка национальной культуры осуществлялась в узких рамках – все культурные инициативы, которые могли поставить под угрозу политическую лояльность республик союзному центру, объявлялись буржуазным национализмом и жестоко пресекались. Например, упорно замалчивались или отрицательно оценивались многие исторические события, связанные с борьбой народов против царского самодержавия и тем более советского строя. Любой, кто заговаривал об этнической или религиозной дискриминации, подвергался преследованиям вплоть до тюремного заключения за «националистическую пропаганду», «клевету на советский строй» и «антисоветскую деятельность».

При этом этническая (национальная) принадлежность конкретного гражданина была немаловажным фактором его общественного положения, оказывала влияние на его жизнь и карьеру. В советском паспорте была «пятая графа», обозначающая национальность (этническую принадлежность). Эта же графа имелась во всех анкетах, которые советский человек должен был заполнять. Несмотря на все заявления о «дружбе народов», пятый пункт нередко становился препятствием при поступлении в вуз или на работу. Детей из еврейских или немецких семей, крымских татар, равно как и приезжих с Кавказа, неохотно принимали на работу или учебу, особенно на гуманитарные («идеологические») специальности. В советском фольклоре было даже выражение «инвалид пятой графы» (по аналогии с медицинским понятием «инвалид первой (второй и т.д.) группы»). Только в 1997 году из российских паспортов нового образца была изъята эта графа.

В целом национальную политику советского руководства не следует считать полным провалом. Сближение уровня развития многих входивших в состав СССР народов, их взаимное ознакомление с культурой и традициями друг друга были вполне реальными результатами развития страны в 80-е годы (даже если знакомство с русской культурой в других республиках было гораздо более основательным, чем знакомство с их культурой в России). Русский язык, на котором говорило подавляющее большинство граждан СССР, стал общепринятым языком межнационального общения. У многих советских людей чувство советского патриотизма было никак не менее сильным, чем чувство местного (русского, украинского, казахского и т.д.) патриотизма. Они не видели противоречия между этими чувствами, за исключением сравнительно узких кругов националистически настроенных граждан и нескольких областей, где эти круги пользовались влиянием на общественное мнение (как, например, на Западной Украине).

Но не менее реальными были проблемы в национальных отношениях, порожденные насильственным включением ряда республик (как, например, Прибалтики) в состав СССР, политикой насильственной русификации и сохраняющимися элементами неравноправия людей разных национальностей.

Важное место занимали проблемы, оставшиеся со сталинских времен. Границы между республиками и областями были при Сталине проведены во многих случаях произвольно, что создало основу для будущих конфликтов. Но особенно тяжелыми были последствия насильственных переселений – депортаций – целых народов, которые были репрессированы при Сталине. Правда, большинство из них уже в 50-е годы были реабилитированы, но не все они смогли вернуться на свои земли, уже переданные другим народам. Это создавало почву для многочисленных этно-национальных конфликтов (особенно на Кавказе и в Средней Азии).

Эти противоречия, безусловно, не только подрывали идею о советском народе как о новой исторической общности, но и являлись основной для этно-национальных конфликтов, которые вышли на поверхность при первых же признаках ослабления центральной власти в годы перестройки.