- •Жилище и убежище
- •Опорная функция
- •Функция сохранения и депо семян и других зачатков
- •Депо влаги, элементов питания и энергии
- •Стимулятор и ингибитор ряда биохимических процессов
- •Сорбция почвенным мелкозёмом микроорганизмов, обитающих в почве
- •Регуляция численности, состава и структуры биоценозов
- •Пусковой механизм некоторых сукцессий
- •Биохимическое преобразование приповерхностной части литосферы
- •Почва – источник вещества для формирования пород и полезных ископаемых
- •Передача аккумулированной солнечной энергии и вещества атмосферы в недра Земли
- •Гидросферные функции
- •Трансформация атмосферных осадков в почвенно-грунтовые и грунтовые воды
- •Участие почвы в формировании речного стока и водного баланса
- •Почва как фактор биопродуктивности водоёмов (за счёт приносимых почвенных соединений)
- •Сорбционный защищающий от загрязнения барьер акваторий
- •Почва – регулятор газового состава современной атмосферы
- •Почва – источник и приёмник твёрдого вещества и микроорганизмов атмосферы
- •Влияние почвы на энергетический режим и влагооборот атмосферы
Регуляция численности, состава и структуры биоценозов
Одна из важных форм проявления данной функции – воздействие почвенных факторов на формирование конкретной консортивной структуры биоценозов. Многими исследователями доказано, что в консортивных связях различных организмов примат принадлежит в целом высшим растениям. Пространственное же распределение этих растений и особенно их корневых систем в значительной мере определяется реальной динамикой свойств и режимов почвы.
Показано, что в пределах любого типа биоценоза с корнями каждого вида растений связаны специфические комплексы почвообитающих организмов: грибы, ризосферные актерии, фитофаги – нематоды, насекомые и др. Эта приуроченность к корневым системам почвенных организмов особенно наглядна в аридных условиях, где корни локализуются на участках почвы с большим содержанием влаги. Интересно отметить, что в моховой тундре, с иным гидротермическим режимом, имеет место обратная зависимость: гуще заселены участки между подушками мхов (Гиляров, 68).
Отмечают также связь расселения беспозвоночных с отдельными свойствами почв: дифференциация хилопод, пауков, дождевых червей зависит от массы подстилки; проволочников, моллюсков от рН.
Влияние почвы на состав биоценозов известно давно. Важной формой его проявления оказывается воздействие почвы на развитие попадающих в неё семян. Из массы семян, как правило, прорастает лишь часть , что в значительной мере зависит от водно-воздушного, температурного и пищевого режимов почвы, рН, содержания и соотношения в ней метаболитов.
В связи с широким освоением земель и внесением удобрений многие почвы претерпели существенные изменения, что в той или иной фоме сказывается на рассматриваемой функции: термофилы м/о на окультуренных почвах северных широт! Целинные земли обычно отличаются весьма малыми их содержаниями, однако при внесении навоза или компостов может наблюдаться вспышка их численности, причём не редко парадоксально – больше на севере чем на юге, где теплее, но удобрений вносят мало!
Пусковой механизм некоторых сукцессий
Данная функция проявляется в изменении биоценозов в результате засоления или заболачивания почв, и др., которое вызывает стадийное преобразование почвы как среды обитания, порождающее соответствующие сукцессии. В музее Землеведения МГУ наглядна показана последовательная смена елового леса сосново-сфагновым болотным комплексом. По мере нарастания заболоченности почвы наблюдается закономерная смена фитоценозов. В результате имеет место следующий ряд: Ельник кисличник – черничник – долгомошник – сфагновый – сосняк сфагновый – сфагновое болото.
Отмечаются и другие формы проявления данной функции: деятельность почвенных фитофагов может выступать как фактор, определяющий сукцессии растительного покрова (Гиляров М.С., 68). В степи в результате деятельности корневых вредителей некоторые растения погибают, а освободившееся место тут же заселяется другими видами, данной ассоциации. В результате имеет место постоянная смена мелких фитоценотических комплексов в пределах одного биогеоценоза, обеспечивающих его стабильность.
Кроме того, деятельность почвенных фитофагов может вызывать и сукцессии травянистых растительных ассоциаций в целом. Например: сукцессии на лугах Смоленской области, описанные М.Р. Якушевым, 1941. Уничтожение личинками Phyllopertha norticola оказалось первопричиной разрастания мохового покрова и способствовало заболачиванию участка.
«Память» биогеоценоза (ландшафта)
Одна из фундаментальных информационных функций, согласно Арманду Д.Л. – «память ландшафта». Ещё В.В. Докучаев говорил, что «почва – зеркало ландшафта». И в том и в другом случае речь идёт о способности почвы фиксировать коротко- или долгопериодические воздействия факторов почвообразования в виде конкретных почвенных свойств или самого генетического облика данной почвы. Д.И. Берманд и С.С. Трофимов (1974) рассматривают почву как память, в которой зафиксирована программа возможностей функционирования связанных с почвой биоценозов, так как процессы и свойства почвы представляют, по их мнению, механизм, возникший в результате адаптации биоценозов к окружающей среде. Иными словами речь идёт не только о «зеркале» (фиксации почвенным свойством конкретного процесса), но и об обратной связи (реликтовые карбонаты повышают рН современной почвы, являются источником кальция, препятствуя полной смене фитоценоза).
Концепция В.О. Таргульяна и И.А. Соколова (1975) о двуединой природе почвы. Почвенное тело состоит из почвы-памяти и почвы-момента. «Память» - комплекс устойчивых свойств и признаков, возникающих в ходе всей истории её развития, «момент» - совокупность наиболее изменчивых процессов и свойств почвы в момент наблюдения.
Из всех компонентов ландшафта почва обладает наиболее выраженной способностью к отражению факторов географической среды и записывает, хранит в своём генетическом профиле наибольшее количество информации. Благодаря почва-памяти происходит накопление и хранение информации о длительных отрезках в развитии географической среды, а с помощью почво-момента происходит быстрое отражение сиюминутных изменений среды.
В данной концепции важное место занимает вопрос скорости, полноты отражения профилем изменения ландшафта. Поскольку разные свойства и компоненты отражают факторы и процессы с разной скоростью, удобнее всего пользоваться понятием «характерное время» (Арманд, Таргульян, 1974). Под характерным временем какого-либо природного объекта или его отдельных компонентов понимается время которое необходимо для того, чтобы данный объект и его составляющие развивающиеся под влиянием определённых факторов среды. Пришли в равновесие с этими факторами.
Целостные функции
Трансформация вещества и энергии, находящейся или поступающей в биогеоценоз
Сущность данной функции заключается в преобразовании почвообразовательным процессом исходного вещества материнских пород и продуктов, поступающих с пылью, атмосферными осадками, поверхностными и грунтовыми водами, растительными остатками. В результате этого субстрат почвы приобретает благоприятные свойства для поселяющихся на ней биоценозов.
Например, в горизонтах ответственных за обеспечение растений элементами питания, наблюдается не только накопление в растворимой и обменной форме многих соединений, но и определённое изменение соотношения между рядом элементов по сравнению с тем, которое имелось висходной породе. В связи с этим почвы по сравнению с горными породами оычно содержат больше углерода, азота, фосфора, калия и других элементов, из которых строятся ткани живых организмов. Это оказывается возможным благодаря огромной геохимической работе почв и живого вещества по трансформации материнских пород и органогенных остатков, возникающих в ходе жизнедеятельности организмов. Важный её результат – освобождение в ходе разложения органических остатков энергии, аккумулированной при фотосинтезе (Добровольский, Никитин, 2006).
Санитарная функция почв
В проявлении этой функции намечаются три основных аспекта: первый связан с участием почвенных организмов в деструкции поступающих на поверхность органических остатков. Другой важный аспект санитарной функции – её антисептические свойства, лимитирующие развитие в ней болезнетворных микроорганизмов. И последняя форма проявления этой функции – разрушение почвенными микробами продуктов обмена живых организмов.
Функция защитного и буферного биогеоценотического экрана
Сформировавшиеся в ходе длительной эволюции зональные типы биогеоценозов отличаются значительной устойчивостью. Это оказывается возможным благодаря наличию в них буферных и регуляторных механизмов обратной связи. Данная способность к гомеостатическому регулированию (Шмальгаузен, 1968; Одум, 1975; Фёдоров, Гильманов, 1980; Остроумов, 1986) важна, поскольку обеспечивает поддержание сложившегося функционирования биогеоценозов Земли, что является залогом благополучия биосферы.
В настоящий момент, мы можем выделить только формы проявления буферной функции почв, будучи не в состоянии дать её общую объективную характеристику. Тем не менее не подлежит сомнению, что её роль в жизни биогеоценоза велика. И требует дальнейшего изучения.
Одной из форм её проявления является способность почв нивелировать резкие колебания входных потоков вещества и энергии, что весьма существенно, поскольку состав, структура и функционирование биогеоценоза сохраняются при условии, если варьирование этих потоков не выходит за пределы, называемые «пределами толерантности». Примером такого нивелирования может служить сглаживание почвой больших перепадов влажности и температуры в наземном ярусе биогеоценоза.
Другим примером проявления буферных способностей почв является защита почвой биогеоценозов от механического разрушения под действием различных факторов (воды, ветра, силы тяжести), что достигается за счёт таких свойств почвы, как способность противостоять водной эрозии, удерживать растения в вертикальном положении, противодействовать распылению мелкозёма. Данные свойства, как правило, хорошо выражены у целинных земель, но часто ухудшаются в результате их обработки. Однако, комплекс мелиоративных мероприятий может не только сохранить эти свойства, но и улучшить их, особенно в случае малопродуктивных почв.
Литосферные функции
Почва – защитный слой и фактор развития литосферы
Верхняя часть литосферы, граничащая с гидросферой и атмосферой, находится в особых термодинамических и геохимических условиях. На континентах она испытывает разрушающую силу воды и ветра, наиболее интенсивно воздействующие на незащищённые почвенным и растительным покровом дневные горизонты геологических пород. Без почвенно-растительного чехла поверхность литосферы была бы подвержена мощному фронтальному эрозионному воздействию текучих вод. В настоящий период в результате сведения естественной растительности и распашке земель ежегодно с поверхности континентов сносится в конечные водоёмы стока – более 10 млрд. т вещества. Не менее тяжкие потери возникают в результате дефляции, приобретающей бурный, затяжной характер при уничтожении почвенного защитного чехла.
Кроме защиты дневных горизонтов каменной оболочки от разрушающего действия ветровой и водной эрозии, почва выполняет не менее существенную функцию, являясь важным условием прогрессивного развития литосферы. Установлено что литосфера Земли значительно отличается от литосфер других планет земной группы. Вследствие полного отсутствия воды на безатмосферных планетах – Луне и Меркурии или наличия её в малых количествах и не в жидкой фазе на Марсе и Венере на этих планетах отсутствует активный круговорот воды в природе.
Отсюда крайняя пассивность проявления экзогенных геологических процессов и консервативность орографических элементов (крупные формы рельефа существуют миллиарды лет). Экзогенные процессы не могут подавить эффект метеоритной бомбардировки, поэтому кратерный тип рельефа безраздельно господствует на этих планетах. Ярким примером консервативных эндогенных форм рельефа на Марсе является сохранение вулканов высотой до 20 км. На Земле качественно иное структурно-динамическое состояние литосферы, которая оказалась гораздо более продвинутой в эволюционном плане. Одна из важнейших причин этого – наличие на нашей планете почвенного покрова.
Экзогенез на Земле, неразрывно переплетённый с воздействием на литосферу живого вещества и почвообразовательного процесса, выступает и как созидатель, формирующий новые формы рельефа и способствующий образованию целого класса экзогенных соединений, минералов, пород и полезных ископаемых (Таргульян, 1991; Соколов, 1993).
Преобразование литосферы Земли благодаря отмеченным особенностям её трансформации отличается глубоким проникновением в её недра! Так если на Марсе осадочный слой прерывист и его мощность измеряется метрами или десятками метров, то на Земле осадочный чехол практически сплошь покрывает кристаллический фундамент земной коры, в ряде мест достигая глубины 20 км. Глубокое преобразование литосферы сложной совокупностью процессов, которое можно назвать биосферизацией каменной оболочки, впервые по-настоящему было оценено В.И. Вернадским, который считал, что земная кора захватывает в пределах нескольких десятков километров ряд геологических оболочек, которые когда то были биосферами. Стратисфера, метаморфическая оболочка (верхняя и нижняя), гранитная оболочка. Это былые биосферы. Значительный вклад вносит почва и в эффект сбалансированности развития литосферы, под которым мы понимаем определённую уравновешенность эндогенных и экзогенных факторов её эволюции…
Активность литосферы и наличие атмосферы у Земли нередко объясняется только её геофизическими особенностями, прежде всего достаточной массой Земли, обеспечивающей необходимый запас её внутренней энергии и блокирующей багодаря значительной силе тяжести отлёт в космическое пространство выделяющихся из земной коры газов. Хотя эти причины являются решающими, нельзя упускать из виду другие существенные факторы, среди которых экзогенный источник энергии подзарядки тектонических процессов литосферы, действующий во многом благодаря почвообразовательному процессу.
