Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Итого.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.17 Mб
Скачать
  1. Проблемы перехода от авторитаризма к демократии в Португалии.

Крушение фашистского режима в апреле 1945 г. открыло перед Португалией выход на широкую международную арену. Первым шагом стало признание в июле того же года права на независимость и самоопределение народов бывших португальских колоний, на территории которых образовались независимые государства. Первое десятилетие после свержения фашистского режима для Португалии бала характерна «правительственная чехарда».

11 марта 1975 г. Произошел контрреволюционный путч. Были национализированы все банки и страховые компании, а также основные отрасли промышленности и транспорта. В южных провинциях – Алентежу и Рибатежу была проведена аграрная реформа. Землю отобрали у латифундистов. Стали создаваться коллективные и кооперативные хозяйства. У власти в это время находились левое крыло ДВС (Движение Вооруженных Сил) – Португальская Ком. Партия (ПКП).

Левое крыло потерпело поражение на выборах в ноябре 1975 г. Вслед за этим последовал распад ДВС. Реформы были остановлены . В 1986 г. Португалия вступила в ЕЭС.

До середины 80-х гг. Португалия пережила период политической и социально-экономической нестабильности. В 1976-78 гг. правительство было сформировано СП (Соц. Партия).

С 1973 г. Коалиционное правоцентристское ( в 1983-85 гг. – коалиция СП и СДП ( соц.-дем. Партия). В 1987-95 гг. – у власти однопартийное правительство СДП. В 1995 г. победившая на выборах СП сформировала однопартийный кабинет во главе с А. Гутеррешем.

В 1989 г. правительство социал-демократов при согласии социалистов добилось пересмотра статей конституции, запрещавших денационализацию.

Португалия – республика с так называемыми полупрезидентским режимом. Действует конституция 1976 г. ( с изменениями 1982, 1989 и 1992 гг.). Глава государства президент, избираемый путем всеобщего прямого и тайного голосования на 5 лет. Высший законодательный орган – Собрание Республики – однопалатный парламент ( 230 депутатов), избираемые сроком на 4 года. Исполнительный орган – правительство во главе с премьер-министром.

Оглавление

  1. Проблемы перехода от диктатуры к демократии в Испании и Португалии. Сравнительный анализ.

Испанию и Португалию сближает не только географическое положение, но и очень схожая история становления и развития. В частности, и испанскому и португальскому народу пришлось пережить в XX-м веке довольно продолжительный период диктатуры, после которого состоялся переход к построению в этих странах демократического общества. Во многом события повторяли друг друга, однако имеется и ряд существенных различий, в связи с чем, данный процесс заслуживает особого внимания.

Диктаторские режимы генерала Франко в Испании и Антониу Салазара в Португалии были установлены в 1930-х годах и просуществовали практически полвека. Однако в семидесятые годы с их единоличным правлением было покончено, благодаря обширному демократическому движению. Так или иначе, при переходе Испании и Португалии к демократии этим государствам пришлось пройти 3 этапа:

  1. Сначала происходит кризис авторитаризма, когда в стране поднимается широкое движение за свержение диктатуры, охватывающее всё большие массы людей. Старый же режим стремится власть сохранить.

  2. Второй этап начинается с проведения выборов и принятия новых конституций, которые закрепляют разрушение старой политической системы. Тогда же формируется партийная система и зарождается гражданское общество.

  3. И последний – этап утверждения демократии, который может длиться довольно долго.

На первом этапе и в Испании и в Португалии наблюдались схожие тенденции против диктаторских режимов. Прежде всего, внутри самих режимов стала возрастать оппозиция, и многие из бывших сторонников отошли в противоположный лагерь. Это существенно ослабило позиции Франко и Салазара, которые вынуждены были задуматься об изменениях своей политики. О необходимости изменения политической ситуации в стране заявили студенты (с повышением уровня образованности, распространением гражданской политической культуры, ориентацией на подчинение законам, дисциплиной и ответственностью, с уважением прав и свобод других людей). Начиная приблизительно с 50-х годов, начинает формироваться студенческое движение, которое, несмотря на запреты, продолжает нелегально существовать и развиваться. Мощной силой выступают и рабочие, формируя пролетарское (профсоюзное) движение. Отдельно стоит выделить католическую церковь, которая также выступила против авторитаризма. Причиной тому стало непомерное давление со стороны диктаторов на весь институт церкви – дошло даже до того, что в Испании во время служения необходимо было прославлять Франко как отца народа, для чего придумали даже отдельные молитвы! Пожалуй, главенствующую роль играло партийное движение, существовавшее зачастую полулегально. Именно благодаря ему, удалось в результате объединить всё демократическое движение под одним флагом. Во главе стояла Коммунистическая партия, которая смогла направить движение рабочих, солдат (также выходцев из крестьян и рабочих), молодёжи и католиков в одно русло. Затем уже присоединились социалисты, христианские демократы и монархисты.

Важно отметить, что движение набирало свою силу в течение длительного времени, и всё происходило постепенно: сначала были демонстрации, выборы в профсоюзные организации, то есть мирный путь. Но потом в странах начали вспыхивать бунты и вооружённые восстания, которые жестоко подавлялись. Последнее относится в большей степени к Португалии, в Испании эта тенденция вылилась в появлении террористических группировок. В ответ последовали репрессии и усиление, особенно в Португалии, фашистского режима.

Ещё одним важным фактом стала поддержка демократических движений Европы и мира. "Третья волна глобальной экспансии демократии" (термин амер. политолога С. Хантингтона) захлестнула Испанию с Португалией. При поддержке этого общемирового движения «где-то в Европе» проводились конференции неофициальных национальных организаций спасения, на которых обсуждались возможные варианты свержения диктатуры. Однако не только этим помогала Европа. На авторитарные режимы оказывалось широкое дипломатическое давление со стороны НАТО и других международных организаций. (К тому же, португальский и испанский рынки были для Европы также весьма привлекательны). Всё это выразилось в международной изоляции диктаторских режимов.

Положение Португалии осложнялось ещё и потому, что в португальских колониях особенно в 60-70-е годы вспыхнули обширные восстания. Местное население боролось за свободу, но Салазар не желал просто так отдавать такой лакомый кусочек, который так много давал стране. В мире же на тот момент большое количество колоний других стран стало независимым, что должно было повлиять и на Португалию. Но, несмотря ни даже на решения ООН о прекращении конфликтов, Салазар велел продолжать войны, которые с самого начала сильно были по бюджету страны.

Но в итоге первый этап перехода от диктатуры к демократии заканчивается в двух странах по-разному. В Испании после смерти Франко (20 ноября 1975 года) этот процесс шёл мирным, эволюционным путём. На всем протяжении «переходного периода» он оставался вполне контролируем и только лишь однажды - в феврале 1981 г. - страна по-настоящему вздрогнула, когда ультраправые военные предприняли дерзкую попытку совершить в стране государственный переворот и тем самым вновь остановить «ход часов истории». Об эволюционном характере политического процесса в Испании свидетельствует то, что главой первого постфранкистского правительства остался умеренный представитель так называемого «бункера» (так величали наиболее твердолобых приспешников Франко) К.Ариас Наварро, занявший этот пост еще при каудильо. Но уже 1 июля 1976 г. король Хуан Карлос отправил его в отставку, поручив формирование кабинета генеральному секретарю единственной в ту пору официально разрешенной партии «Национальное движение» 44-летнему адвокату Адольфо Суаресу Гонсалесу.

В Португалии же 25-го апреля 1974 года вспыхивает восстание, и режим сменяется революционным путём. Полтора года (апрель 1974 г. — ноябрь 1975 г.) потребовалось революции, чтобы коренным образом изменить общественно-политические и экономические структуры Португалии. К власти пришли антифашистские силы, включая Компартию. Апрельская ре­волюция явилась мощным рычагом социального и поли­тического обновления страны, открыла перед народом перспективы создания демократического государства, способствовала выходу Португалии из многолетней изо­ляции на международной арене. Наконец, революция привела к распаду последней на планете колониальной им­перии и образованию целой группы независимых португалоязычных государств в Африке.

После свержения диктатуры наступает новый этап – формирование нового государства, сопровождающееся изменением политической системы, для того чтобы не было возможности вернуть прежние режимы. Для этого первым делом в Португалии и Испании легализуются партии (главные – Коммунистическая и социалистическая, а также социал-демократическая) и создаётся партийная система. В Испании вопрос о политической реформе был вынесен на референдум (94,2% проголосовали за), что ещё раз подчёркивает последовательный, эволюционный переход, в котором участвует весь народ. В Португалии же поторопились национализировать предприятия, банки и экспроприировать землю (аграрная реформа), чтобы коренным образом изменить экономическую систему и не позволить вернуться старому режиму. Сложившаяся обстановка позволила провести первые демократические выборы, а также разработать новые Конституции в двух странах. В Португалии (апрель 1976 года) - провозглашала приверженность социалистическому пути развития; политическим партиям разрешалось участвовать в "революционном процессе создания бесклассового общества", национализация предприятий и экспроприация земель, проведенные в 1974-1975 гг., объявлялись необратимыми. В Испании (декабрь 1978 года) – принята по референдуму; также имела социальную направленность; глава государства – король (Хуан Карлос I).

Наконец, на этапе утверждения демократии Испания и Португалия прошли несколько отличающиеся пути. Процесс реформ в Испании не всегда и не во всем шел гладко. Были в нем и подъемы, и спады, и критические точки. Нельзя сказать, что все меры правительства нравились рядовым испанцам, оппозиции, профсоюзам, что народ тихо и мирно все это время сидел дома у экранов телевизоров. Но главное: «отцы» испанской перестройки хорошо знали, чего они хотят, куда идут, должным образом информировали об этом общественность. Реформы были глубоко и всесторонне спланированы и проработаны, согласованы с ведущими политическими силами страны, что обеспечило их сравнительно гладкую, без глубокого травмирования основной части испанского общества реализацию.

В Португалии же не всё выполнялось так последовательно. В первую очередь, необходимо сказать о том, что уже в конце 1975 года стрелка политического барометра сместилась несколько вправо, что говорило о необходимости пересмотра достижений революции (а именно, денационализировать предприятия и свернуть аграрную реформу). С середины 1976 г. в Португалии не было практически ни одного правительства, которое бы не внесло свою лепту в демонтаж прогрессивных реформ 1974—1975 гг. Однако деятельность и даже порой существование кабинетов зависели от многих внутренних и внешних обстоятельств и, прежде всего от соотношения политических сил в стране, от международной экономической конъ­юнктуры и т. д. К тому же завоевания революции имели огромную популярность среди трудящихся; а правительства не опирались на парламентское большинство. В конце концов, власти пошли на решительные шаги, в результате чего были ликвидированы завоевания аграрной реформы, а также национализированные отрасли. Но опять всё пошло не по задумке, и экономика Португалии оказалась в довольно тяжёлом положении…

Но, несмотря на все очевидные трудности, и Испании и Португалии удалось избавиться от авторитарного режима, построить в странах развитое демократическое общество и занять свою нишу в современной Европе. И пусть этот путь страны прошли по-разному: через эволюционную и революционную смену режима – результата добились они приблизительно одинакового: обе вошли в современный демократический мир.

В 1986 году, вступив в ЕЭС, Испания и Португалия стали активно участвовать в европейской интеграции, а это уже означало окончательное закрепление демократии в государствах Пиренейского полуострова.

Оглавление