Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Источниковедение. Ковальченко.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
3.09 Mб
Скачать

§ 4. Земская статистика

Среди статистических источников по истории России второй по­ловины XIX — начала XX в. земская статистика занимает особое место. Она по праву считается высшим достижением русской до­революционной статистической науки и практики. По объему, де­тальности и точности данных земские обследования могут быть поставлены наряду с самыми крупными мировыми образцами хозяй­ственной статистики того времени — германскими профессионально-промысловыми переписями и американскими цензами. По широте ставившихся в них социально-экономических проблем, оригиналь­ности приемов наблюдения и обработки материалов земские, в част­ности подворные, переписи превосходят их. В. И. Ленин, которому принадлежит детальный анализ теории и методологии, методики сбора и обработки данных земской статистики, многократно отме­чал ее достоинства: «...наша земская статистика выше европейских Частичных анкет и исследований по замечательной полноте отдельны[x данных и детализации их обработки. Русская земская стати­стика давно уже ввела и подворное обследование, и разнообраз­ие групповые таблицы... Ближайшее ознакомление европейцев с нашей земской статистикой, вероятно, дало бы сильный толчок прогрессу социальной статистики вообще» '.

Земская статистика возникла из прямых потребностей практической деятельности земств.

Но в развитии земской статистики больше всего сказалось воздействие такого мощного фактора, как изучение демократичеи3" настроенной интеллигенцией общих социально-экономических условий народного быта. Значительная часть земских статистиков находилась под влиянием народнических воззрений, а то и разделяла их. Это обусловило интерес к судьбам исторического развития России, стремление выявить процессы, которые происходили в россий­ской деревне, в общине. Роль и место научно-исследовательских целей во многом определили совершенство и высокий уровень ста­тистических материалов земств. В. И. Ленин, в частности, отмечал-«Русские земские статистики, особенно «доброго старого», дорево­люционного времени, снискали себе право на уважение тем, что относились к предмету своих занятий не рутинно, не с одним фис­кальным или казенно-административным, а с известным научным интересом» 2.

Успехам земской статистики способствовало усвоение и претво­рение ею на практике достижений отечественной и мировой стати­стической науки. Имело место и некоторое влияние на земскую ста­тистику с конца XIX в. марксистско-ленинской методологии.

Для земской статистики характерно разнообразие ее направле­ний. Земские обследования содержат сведения о развитии кресть­янского и помещичьего хозяйств, кустарных промыслах, состоянии фабрично-заводской промышленности, труде и быте рабочего клас­са. Определяя значение данных земской статистики, В. И. Ленин писал: «Нельзя себе представить экономиста, изучающего эконо­мическую действительность России, который бы мог обойтись без данных земской статистики...» 3. Наиболее полно и всесторонне в ма­териалах земств представлена аграрная статистика.

Внутри этой группы выделяется текущая и основная статистика. Основой их разделения является различие характера, содержания и метода сбора данных. Текущая статистика основывалась на по­казаниях добровольных корреспондентов, а также периодической отчетности земских учреждений, на данных волостных правлений и ветеринарных управлений. В материалах текущей статистики земств нашли отражение сведения о переходах недвижимого имущества из одних рук в другие, о размерах и структуре посевных площадей, валовых сборах сельскохозяйственной продукции, урожайности хле­бов, общей численности поголовья скота, о ценах на рабочие руки-Эти данные земской статистики отличаются большой пестротой, несистематичностью сведений, локальным их характером, низким уровнем достоверности. Типичными изданиями текущей земской статистики были «Статистические ежегодники», «Бюллетени», «Ста­тистические сборники».

Комплекс материалов основной земской статистики является ценнейшим источником для изучения прежде всего внутреннего со­циально-экономического строя крестьянского, а также частновла­дельческого хозяйств. При этом можно выделить несколько типов и направлений статистических исследований. В ходе поселенных обследований и подворных переписей изучалось общее экономиче­ское состояние земледелия и крестьянского хозяйства, экономиче­ское положение крестьянства. По своим задачам к ним были близ­ки бюджетные обследования, учитывавшие довольно подробно до­ходы и расходы населения, оборот материальных ценностей в крестьянском хозяйстве, его связи с рынком. Для создания более полной картины экономического быта российской деревни земства проводили обследования частновладельческих хозяйств, как дво­рянских, так и принадлежащих лицам других сословий. Данные основной земской статистики собирались экспедиционным методом. Такая техника сбора материала обусловливала высокую степень его надежности. Экспедиционный метод сбора данных предполагал выезд на места членов статистических бюро, опрос дворохозяев на сходе, при котором обеспечивались взаимоконтроль и большая чет­кость ответов.

Итоги переписей и обследований крестьянского и частновла­дельческого хозяйств публиковались в различных изданиях. Для разыскания опубликованных материалов земской статистики боль­шую помощь оказывает составленный В. Н. Григорьевым «Предмет­ный указатель материалов в земско-статистических трудах с 1860-х гг. по 1917 г.» (М., 1926— 1927, вып. 1—2).

О полноте и представительности земской статистики говорит тот факт, что за период с 1880 по 1913 г. земские подворные переписи охватили 311 уездов 35 губерний Европейской России, причем в 236 уездах они проводились по одному разу, в 58 — по 2, в 17 — по 3 раза. Несколько более ограничены материалы частновладельче­ских обследований. По данным указателя В. Н. Григорьева, насчитывается около 200 наименований публикаций этих обследований по 23 губерниям России. Начиная с 80-х годов XIX в. земства пере­шли к бюджетным обследованиям.

Существенным недостатком всех типов земских обследований было то, что проводились они в разное время, не охватывали всей территории России, имели различия в программах обследования. Это весьма серьезно тормозит разработку и использование материа­лов земской статистики.

На программы переписей и обследований влияло изменение за­дач в связи с их проведением в различные периоды истории зем­ской статистики. Таких периодов условно выделяют три. Они от­личались своеобразием единиц учета и объектов наблюдения, фор­мой и типом организаций обследований, а также изменением про­грамм.

Для первого периода земской статистики (1870— 1893 гг.) характерно всестороннее изучение крестьянского хозяйства без особо­го вмешательства в деятельность земств правительства, что позво­ляло оставлять в тени задачи оценочного дела. В статистических исследованиях ряда земств сначала объектом наблюдения выступи­ла община (село), о которой составлялись соответствующие посе­ленные (пообщинные) списки. Однако со временем они уступают место подворным переписям, где в центре внимания был отдель­ный крестьянский двор. В. И. Ленин высоко оценивал этот момент в развитии земской статистики. Он писал: «Первоначально земская статистика ограничивалась при переписях данными пообщинными, не собирая данных о каждом крестьянском дворе. Скоро, однако, заметили различия в имущественном положении этих дворов, и предприняли подворные переписи — это было первым шагом на пу­ти к более глубокому изучению экономического положения кресть­ян» '. Для земской статистики этого периода характерны сплошные подворные переписи, проведенные в 178 уездах. В центре внимания были неимущие и малоимущие группы крестьянства, выяснение причин их упадка и обеднения. Программы подворных переписей отличались большой детальностью и разносторонностью. Они на­считывали около 100 показателей по группам сведений: население, землевладение, скотоводство.

Во второй период (1893— 1905 гг.) наряду со сплошными полу­чают распространение выборочные подворные обследования. Все­го было обследовано 123 уезда. Земская статистика этого времени развивалась в более сложных условиях в связи с усилением конт­роля со стороны правительственных учреждений. На первый план в силу этого выдвинулось проведение оценочных работ. Однако благодаря широко понятым задачам земской оценочной статистики произошло значительное развитие программ и методов исследова­ния общеэкономических условий жизни крестьянских хозяйств.

Выборочные земские подворные переписи имели определенное своеобразие. Они сочетали сплошное обследование хозяйств по со­кращенной программе и выборочные по ряду более детальных. Как правило, собирались сведения о размерах, составе семьи, глав­ных занятиях и уровне грамотности ее членов, надельном и вненадельном землевладении, наличии скота. Под влиянием развития то­варно-капиталистических отношений включались вопросы о разме­рах посевных площадей, о наемных рабочих в хозяйстве, наличии торгово-промышленных заведений, инвентаре, кредите, количестве покупаемого хлеба.

Третий период (1905—1914 гг.) характеризуется дальнейшим применением метода сочетания сплошных и выборочных обследо­ваний, особым вниманием к вопросам сельскохозяйственного производства. Бесспорное влияние на содержание программ переписей оказала столыпинская аграрная реформа, что проявилось в поста­новке вопросов об укреплении общинной собственности, купле-про­даже земли, выходе на хутора и отруба.

Одной из самых выдающихся программ подворных переписей этого времени было обследование крестьянских хозяйств Пензен­ской губернии (1909—1913 гг.), которое обеспечило особую полноту и глубину собранных сведений. Наряду с составлением описа­ния крестьянских хозяйств по поселенному бланку была предусмот­рена целая система подворных карточек. По «сокращенной по хо­зяйственной карточке» обследовались все хозяйства, по «крат­кой» — каждое третье хозяйство, по «подробной похозяйственной карточке» — каждое девятое, а по «специальной» — каждое 27-е хо­зяйство. Кроме того, 25 хозяйств на уезд подлежали бюджетному обследованию. Материалы Пензенской подворной переписи содер­жали сведения о размерах и составе семей по полу, возрасту, гра­мотности, о числе мужчин — работников, о промысловых занятиях, о найме прислуги и рабочих для сельского хозяйства и промысловых занятий, о поголовье скота по видам и группам, о размерах надель­ной, купчей и арендованной земли, о сдаче и пересдаче земли в аренду, об урожае, о стоимости живого и мертвого инвентаря.

Меньше различий наблюдается в программах обследований частновладельческих хозяйств. Объектом наблюдения, как правило, были хозяйства размером свыше 100 десятин земельных угодий. О более крупных владениях сведения собирались по подробной программе, а о мелких — по сокращенной. Стабильным был набор сведений о размерах владений, посевах, сдаче земли в аренду, дан­ных о рабочем скоте и инвентаре. Следует отметить и недостатки данного комплекса с точки зрения его полноты и достоверности. В программах обследования частновладельческих хозяйств нередко отсутствовали данные о численности вольнонаемных рабочих, рас­ходах на администрацию и др. Сведения фиксировались со слов управляющих и крестьян и не проверялись хозяйственной докумен­тацией.

Бюджетные обследования крестьянских хозяйств заняли суще­ственное место в материалах земской статистики. До 80-х годов XIX в. они имели единичный характер. Но постепенно земства пере­шли к массовым бюджетным обследованиям: до 1000 крестьянских хозяйств в губернии. Бюджетные обследования проводились глав­ным образом экспедиционным методом, но в ряде случаев и анкет­ным. Бюджетные обследования осуществлялись выборочным пу­тем— отбором типичных хозяйств различной экономической мощности. Программы бюджетных обследований были сходны с про­граммами подворных переписей по глубине и детальности своих вопросов. Они включали данные о семейном составе, землевладении и землепользовании, имуществе и потреблении, приходах и расхо­дах как в натуральном, так и в денежном выражении. Особой пол­нотой (около 1000 вопросов) отличались программы Воронежского земства, сыгравшего значительную роль в развитии бюджетной ста­тистики. Его программа стала основой для бюджетных обследова­ний других земств.

Материалы бюджетных обследований существенно дополняют Данные земских подворных переписей. Последние служат в то же время основой для оценки репрезентативности выборочных сведе­ний бюджетной статистики.

Итак, в итоге различных типов статистических обследований земскими статистиками собран огромнейший материал. Он харак­теризует весьма полно, достоверно и представительно основные про­цессы аграрного развития российской деревни. Буржуазно-капита­листическая тенденция этой эволюции при всех различиях программ отдельных земских переписей обусловила существенное единство основного состава сведений. В архивах сохранилась значительная часть массовой первичной документации земских обследований, до сих пор практически не введенной в научный оборот. Обращение к ней является важной исследовательской задачей, особенно в связи с характером земских статистических публикаций.

Использование публикаций земской статистики выдвигает ряд источниковедческо-методических проблем. Прежде всего следует от­метить, что в целом публикации данных всего этого комплекса ста­тистических источников страдают существенными недостатками, которые неоднократно подвергались критике в работах В. И. Лени­на. Владимир Ильич отмечал, что вопросы обработки, сведения превосходных данных — главная трудность земской статистики. «Здесь — самый больной пункт нашей земской статистики, вели­колепной по тщательности работы и детальности ее». Для первых земских публикаций было характерно отсутствие достаточных ито­говых данных, что, по словам В. И. Ленина, приводило к потере громадного и детальнейшего материала.

Однако вскоре в публикациях земской статистики получает рас­пространение группировка материала по отдельным признакам и системе признаков, построение групповых и комбинационных таб­лиц. В этой связи В. И. Ленин писал, что земские статистики «едва ли не раньше других статистиков заметили недостаточность одной группировки хозяйств по количеству земли и ввели другие приемы группировки: по посеву, по количеству рабочего скота, по употреб­лению наемного труда и т. п.», т. е. группировки по хозяйствен­ной состоятельности крестьян. Однако в целом теоретико-методоло­гическая ограниченность, господство мелкобуржуазных, народниче­ских представлений о крестьянстве как едином социальном слое не позволили земским статистикам найти правильное решение проб­лемы группировки и сводки первичного материала. В итоге, как от­мечал В. И, Ленин, «за грудами цифр исчезают экономические ти­пы явлений, типы, которые могут выступить только при разносто­ронне и рационально составляемых групповых и комбинационных таблицах». Публикации земско-статистических описаний пред­ставлены в основном пообщинными и посемейными сводками (вме­сто группировки по хозяйственной состоятельности), без выделения слоев в среде крестьянства. В этой связи этот комплекс источников долго находился вне научного оборота.

Высокую оценку давал В. И. Ленин попыткам анализа пообщинных сводок. Им разработаны принципы, методы анализа социаль­ной структуры крестьянства. Сводный характер данных, порочные принципы группировки не закрывают возможности использования материалов исследователем, а со всей остротой ставят проблему вы­работки методики переработки этих данных, которые «должны быть обработаны так, чтобы процесс разрушения старого крепост­нического, барщинного, отработочного, натурального хозяйства и процесс замены его торговым, капиталистическим земледелием мог быть изучен по этим данным».

Что касается публикаций обследований частновладельческих хо­зяйств, то в них, как правило, отсутствовала группировка материа­ла и сведения сообщались по каждому отдельному имению, а ито­ги—по группам хозяйств (в зависимости от размеров), волостям, уездам и губернии.

Сведения о фабрично-заводской промышленности представлены в земской статистике довольно скупо. Они отличаются большой разнородностью программ, но представляют интерес при изучении промышленности в отдельных губерниях, поскольку содержат дан­ные о рабочих, занятых на предприятиях, об оборудовании, количе­стве потребленного сырья, топлива, выпущенной продукции.

Широко представлены и имеют большое значение данные зем­ской статистики о так называемой «кустарной» промышленности. Уже при проведении подворных переписей в программы обычно включались вопросы о внеземледельческих занятиях крестьян. Кроме того, земства проводили специальные обследования. Можно назвать подворные кустарные переписи в Пермской, Московской, Черниговской, Владимирской губерниях. В ходе этих обследований собирались данные о составе семей кустаря, использовании наем­ного труда, сведения о сырье, технике производства, распределении работы по месяцам года, сбыте продукции, времени возникновения заведения. Однако в сводке этого материала для публикаций обыч­но проявлялись основные недостатки земской статистики. Так, рас­сматривая публикацию кустарной переписи 1894/95 г. в Пермской губернии, В. И. Ленин отмечал неудовлетворительность обработки богатого и чрезвычайно интересного по своей новизне материала. Основной методологической ошибкой, характерной для этих мате­риалов земской статистики, была неточность, неправильность, не­годность, по словам В. И. Ленина, термина «кустарь». В результате в переписях «кустарной» промышленности происходило смешение товаропроизводителя, работающего на рынок, и ремесленника, рабо­тающего на потребителя, не всегда с должной четкостью выделялся и кустарь, работающий на скупщика.

Среди других комплексов земской статистики упомянем матери­ны санитарных обследований. Они проводились для изучения Условий труда, быта промышленных, а иногда и сельскохозяйственных рабочих (Херсонская губерния). Наиболее известные сани­тарные обследования фабрик и заводов, условий труда и быта за­нятых на них рабочих были проведены в 70 — 90-е годы XIX в. в Петербургской, Московской, Владимирской, Костромской, Тверской Смоленской, Екатеринославской губерниях. Программы этих обсле­дований предусматривали сбор сведений о составе рабочих по полу и возрасту, характере их работы, длительности рабочего дня, зара­ботной плате, жилищных условиях; описание питания, одежды, за­болеваний рабочих. Особый интерес имеют вопросы о связях рабо­чих с землей, о времени и длительности их работы на фабрике, от­куда они прибыли.