Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хухлаева Работа с родителями.rtf
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
2.24 Mб
Скачать

Глава 2. Индивидуальное консультирование родителей

т ается другой человек, но не ребенок. Поэтому ребенок легко манипулирует такими родителями. Ведь они в лю­бых конфликтах становятся его горячими защитниками, а порой даже воинами-обвинителями в отношении нару­шителей его спокойствия. Можно предположить, что к идентификации с ребенком прибегают родители со сла­бым Я. Это позволяет им чувствовать себя сильнее и уве­реннее. Следует иметь в виду, что слабое Я может совер­шенно не проявляться внешне. Такие взрослые иногда, напротив, производят впечатление очень уверенных в себе людей. На консультации они прибегают к некоторой аг­рессии, которую легко сбить спокойной, уверенной, воз­можно, слегка вызывающей позицией психолога.

Такие родители склонны к программированию своих детей с ориентацией на собственные достижения. Если они успешны, то предполагают обязательную суперуспеш­ность ребенка, и наоборот.

В этой ситуации ребенок, казалось бы, получает дос­таточно родительской заботы и ласки. Однако важным яв­ляется не только количество, но и качество. Спокойной уверенной любви получается на деле не так много. Поэто­му и он, и его родители отзывчивы к спокойному добро­желательному отношению психолога.

В подобной ситуации взрослые забывают о своих чув­ствах и желаниях, живут желаниями детей, поэтому кон­такт между ними можно также назвать слиянием.

Отсутствие контакта

Нарушение родительской функции. Это случай, когда мать или отец занимают эмоционально отстраненную позицию, не проявляют заботу, нежность. Если такое отношение ис-

ходит от обоих родителей, то ребенок практически не имеет опыта получения любви и живет с ощущением глубокого одиночества. Эмоциональная отстраненность взрослых не означает полного отсутствия у них любви к детям. Как правило, виной всему внутренний конфликт, содержание которого кроется в неумении устанавливать близкие от­ношения и в страхе перед ними. Вследствие этого у мате­ри или отца также возникает ощущение одиночества даже среди близких людей. «Сигналом», свидетельствующим о наличии у родителей этих особенностей, является чувство удивления консультанта, возникающее оттого, что при взаимодействии с таким собеседником бывает трудно пой­мать его взгляд (иногда на встречу они приходят в темных очках). Можно предположить, что эти люди избегают близ­ких отношений из-за боязни потерять собственное Я вви­ду неумения обозначать границу между собой и другими. Поэтому психологу нужно очень осторожно и постепенно организовывать взаимодействие с такими родителями, которые, вероятнее всего, займут позицию «У нас все в порядке. Мы — идеальная семья». Работать здесь пред­стоит, опираясь на «голову», на разум, а не на чувства. Иногда потребуется несколько встреч, чтобы подготовить родителей к первичному самораскрытию. И весьма веро­ятно, что первый открытый разговор начнется с расска­за матери или отца о самих себе (иногда достаточно дол­гого).

Понятно, что эмоционального контакта с ребенком та­кой родитель установить не может.

Супружеские конфликты. Возможны два варианта. Пер­вый — когда один из родителей выступает против другого в открытой коалиции с ребенком. Понятно, что в этом случае у второго взрослого отношения с ребенком нару-

84

85

ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

шаются вплоть до открытого его отвержения. По отноше­нию к психологу у такого родителя может возникнуть страх, агрессия, желание избежать контакта.

Второй вариант — родители скрывают супружеские конфликты и предъявляют вовне образ идеальной семьи. А появившиеся трудности в поведении ребенка становятся фактором, либо скрепляющим взаимоотношения роди­телей, либо отвлекающим внимание от них. Здесь взрос­лые будут доброжелательны с психологом, согласятся на консультации. Однако встречи не принесут желаемого ре­зультата из-за того, что родители захотят остаться в поле ребенка и вряд ли станут обсуждать собственные проб­лемы.

Понятно, что у ребенка не будет глубокого эмоцио­нального контакта ни с отцом, ни с матерью.

Скрытое отвержение. Эта ситуация характерна для ро­дителей, которые в детстве получили опыт эмоциональ­ного отвержения в собственной семье или с рождением ребенка лишились чего-то важного в своей жизни: соци­альной успешности, сексуальной привлекательности и т.п. Поэтому им свойственна вытесненная враждебность к ре­бенку, скрытое его отвержение. Внешне это мало прояв­ляется, поскольку в нашей культуре негативные чувства по отношению к своему ребенку считаются неприемле­мыми. «Сигналом» такого родителя является противоре­чивость поведения: он то демонстрирует готовность к вза­имодействию с психологом, то уходит от него и прекра­щает всякое общение. Если речь идет о маме и внутрен­нем отвержении материнской роли, то ребенок наверняка испытывает отсутствие спокойного теплого физиологичес­кого контакта, поэтому с трудом идет на задания, которые требуют прикосновений.