Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия текст.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
577.02 Кб
Скачать

12. Проблема соотношеня веры и разума. Учения Аверроиса и ф. Аквинского. Док-ва бытия Бога.

Основные проблемы средневековой фил-и:

- проблема теодицен – это оправдание Бога, сотворившего мир в котором есть зло.

- проблема соотношения человеческой свободы и божественных предопределенностей (у человека есть выбор, но без воли Бога ничего не происходит)

- проблема универсалий (общие понятия). Ставится вопрос: как существует общее и существует ли оно в принципе?

2 основных решения:

• реализм (средневековый) – учение согласно которому подлинной реальностью обладают лишь общие понятия, идеи. Общее существует до единичных вещей. Реализм – главное направление средневек. фил-и. Представитель: Фома Аквинский.

• номинализм – учение, согласно которому настоящей реальностью обладают только единичные, чувственно воспринимаемые вещи, а общие идеи – это лишь «имена» для группы похожих единичных вещей. Общее реально не существует. Это всего лишь продукт человеческого или божественного разума. Представитель: Расцелин, Оккам. В номинализме можно увидеть следы мат-зма, что для средних веков не характерно

Доказательства бытия бога:

1) от движения: каждая вещь приводится в движение другой, но цепочка не может уходить в бесконечность, есть первопричина – Бог

Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное: ведь оно движется лишь потому, что находится в потенциальном состоянии относительно того, к чему оно движется. Сообщать же движение нечто может постольку, поскольку оно находится в акте: ведь сообщать движение есть не что иное, как переводить предмет из потенции в акт. Но ничто не может быть переведено из потенции в акт иначе как через посредство некоторой актуальной сущности; так, актуальная теплота огня заставляет потенциальную теплоту дерева переходить в теплоту актуальную и через это приводит дерево в изменение и движение. Невозможно, однако, чтобы одно и то же было одновременно и актуальным, и потенциальным в одном и том же отношении, оно может быть таковым лишь в различных отношениях. Так, то, что является актуально теплым, может одновременно быть не потенциально теплым, но лишь потенциально холодным. Следовательно, невозможно, чтобы нечто было одновременно, в одном и том же отношении и одним и тем же образом и движущим, и движимым, иными словами, было бы само источником своего движения. Следовательно, все, что движется, должно иметь источником своего движения нечто иное. Следовательно, коль скоро движущий предмет и сам движется, его движет еще один предмет, и так далее. Но невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности, ибо в таком случае не было бы перводвигателя, а следовательно, и никакого иного двигателя, ибо источники движения второго порядка сообщают движение лишь постольку, поскольку сами движимы первичным двигателем, как-то: посох сообщает движение лишь постольку, поскольку сам движим рукой. Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным; а под ним все разумеют Бога

2) от причины - у всего есть своя причина, должна быть первопричина всего.

В самом деле, мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако не обнаруживается и невозможен такой случай, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной; тогда она предшествовала бы самой себе, что невозможно. Нельзя помыслить и того, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность, ибо в таком ряду начальный член есть причина среднего, а средний - причина конечного (причем средних членов может быть множество или только один). Устраняя причину, мы устраняем и следствия. Отсюда, если в ряду производящих причин не станет начального члена, но станет также конечного и среднего. Но если ряд производящих причин уходил бы в бесконечность, отсутствовала бы первичная производящая причина; а в таком случае отсутствовали бы и конечное следствие, и промежуточные производящие причины, что очевидным образом ложно. Следовательно, необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют Богом.

3) от необходимости. В мире масса случайностей, должна быть первопричина всех случайностей.

Мы обнаруживаем среди вещей такие, для которых возможно и быть, и не быть; обнаруживается, что они возникают и гибнут, из чего явствует, что для них возможно и быть, и не быть. Но для всех вещей такого роди невозможно вечное бытие; коль скоро нечто может перейти в небытие, оно когда-нибудь перейдет в него. Если же все может не быть, когда-нибудь в мире ничего не будет. Но если это истинно, уже сейчас ничего нет, ибо не-сущее не приходит к бытию иначе, как через нечто сущее. Итак, если бы не было ничего сущего, невозможно было бы, чтобы что-либо перешло в бытие, и потому ничего не было бы, что очевидным образом ложно. Итак, не все сущее случайно, но в мире должно быть нечто необходимое. Однако все необходимое либо имеет некоторую внешнюю причину своей необходимости, либо не имеет. Между тем невозможно, чтобы ряд необходимых сущностей, обусловливающих необходимость друг друга, уходил в бесконечность (таким же образом, как это происходит с производящими причинами, что доказано выше). Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости, но самое составляющую причину необходимости всех иных; по общему мнению, это есть Бог.

4) от степеней совершенства – дб всесовершенное существо- космологическое.Мы находим среди вещей более или менее совершенные, или истинные, или благородные; и так обстоит дело и с прочими отношениями того же рода. Но о большей или меньшей степени говорят в том случае, когда имеется различная приближенность к некоторому пределу; так, более теплым является то, что более приближается к пределу теплоты. Но то, что в предельной степени обладает некоторым качеством, есть причина всех проявлений этого качества; так, огонь, как предел теплоты, есть причина всего теплого, как сказано в той же книге. Отсюда следует, что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства; и ее мы именуем Богом.

5) телеологическое – от целесообразности. Все сущ-т целесообразно, дБ разум, задумавший и направляющий эту целесообразность.

Мы убеждаемся, что предметы, лишенные разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Это явствует из того, что их действия или всегда, или в большинстве случаев направлены к наилучшему исходу. Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей. Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу. Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом.

Фома Аквинский.

Его основные взгляды изложены в «Сумме теологии» и «Сумме против язычников», построенных в виде сотен вопросов и подвопросов, на которые даются категорические ответы. Рассматривал бога как «чистую форму», первопричину и конечную цель всего существующего. Важное место в его взглядах занимает учение о божественном творении мира, дальнейшее развитие концепции гилеоморфизма. С позиций схоласта вещи суть единство материи и формы. при этом материя – результат божественного творения, она есть лишь «чистая возможность» вещей. Вещи становятся вещами только благодаря форме.

Ф.А. делил все догматы веры на разумно постижимые человеком (бог существует, бог един, человеческая душа бессмертна и др.) и разумно непостижимые, которые должны быть приняты человеком на веру, ибо они сверхразумны, недоступны человеческому разуму (напр., догматы сотворения мира и троичности бога). Характерно, что умственно непостижимыми оказались такие догматы, в которых в наибольшей мере проявлялись противоречия исходного и основополагающего понятия – бога. Объяснение творения вещей неподвижным по своей сущности началом принципиально невозможно, оно действительно «сверхразумно», поскольку является ложной мыслью, противоречащей самой себе.

Томизм - учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В XIII в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм и противостоя аверроизму. Это наиболее влиятельная философская школа в католицизме, провозглашенная в 1879 г. в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией.

В основе томизма лежит принцип гармонии разума и веры, согласно которому разум - не противник веры, а ее помощник. Обосновывая христианские догматы, Аквинский опирался на философию (особенно логику) Аристотеля. Современный томизм сочетает учение Аквинского с идеями различных философов (Канта, Гегеля, Гуссерля, Хайдеггера и др.)

Для Т. в целом характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религиозных вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла (в отличие от августинианства, апеллирующего к интуиции). С этим связаны: ориентация более на Аристотеля, чем на Платона.

Аввероис утверждал, что вера и разум идут параллельно в постижении истины. Путь веры – для простолюдинов, путь разума – для элиты. Представители отстаивали идеи вечности мира, смертности души, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ (отсюда следовало отрицание их бессмертия), теорию двойственной истины. А., жестоко преследовался церковью. В 13 в., как прогрессивное философское течение, направленное против господствующей церковной догматики, получил значительное влияние во Франции (Сигер Брабантский), а в 14-16 вв.- в Италии (падуанская школа).